Курсовая с практикой на тему Воспитание у младших школьников гуманистических качеств личности в учебной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Психолого-педагогический аспект
развития учащихся младших классов
1.2. Средства
и условия формирования гуманистических отношений младших школьников
1.3. Пути
формирования гуманистических качеств личности младшего школьника
2.1. Изучение
сформированности гуманных чувств у младших школьников
2.2. Опыт
взаимодействия школы и семьи по воспитанию гуманистических качеств ученика
2.3. Отбор
методов и приемов по формированию гуманистических отношений у младших
школьников
Список
использованной литературы
Введение:
В современных условиях
развивающегося общества характерна нестабильность правовых, моральных и
ценностных ориентаций, особенно острых социальных, этнических и межличностных
отношений. Социальные обстоятельства усугубляются тем, что традиционные
универсальные и этнические ценности, в том числе гуманистические идеалы,
отодвигаются на задний план, и на первом месте стоит прагматическая идеология,
которая усиливает экстремизм, национализм, этническую нетерпимость.
В этой общественно-политической ситуации
особую актуальность приобретает формирование гуманных взаимоотношений в
многоэтнической среде. В связи с этим возникает необходимость возрождения опыта
обучения в начальной школе и восстановления многовековых этнических традиций,
которые могут осуществляться только на основе гуманистических традиций людей.
Проблема гуманистического образования не является исключительно этнической, приоритетное
место занимают универсальные ценности, которые несут в себе такие вещи, как
свобода и любовь, и международные концепции, такие как демократия и человечность.
Впервые идеи гуманизма получили свое
распространение в эпоху Возрождения, когда развернулось движение за
освобождение личности от насилия и идейного застоя феодализма, от темноты и
невежества, хотя великие образцы гуманности задолго до этого оставил
человечеству Сократ. В работах Т. Мора, Р. Оуэна, Ф. Рабле, М. Фурье прозвучало
требование уважения человека, вера в его разум, силы, возможности. Труды
великих педагогов и просветителей — М. Лютера, Я. А. Каменского, Д. Локка, И.
Песталоцци, Ж.Ж. Руссо пронизаны идеями гуманизма. В.Г. Белинский, А.И. Герцен,
Н.Г. Чернышевский, Н.А.
Добролюбов считали высшим
предназначением деятельности личности на любой ступени лестницы общественной
иерархии — быть человеком. К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, Н.И. Пирогов
представили гуманизм в своих трудах в качестве основы и главной цели
воспитания.
К.Д. Ушинский писал о необходимости развития,
прежде всего гуманности в человеке, о потребности воспитать сначала в «дитяти»
человека, а потом на этом прочном основании строить любое здание. Большой вклад
в разработку проблем гуманизма внесли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т.
Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.А. Католиков. Всё вышесказанное позволяет сделать
вывод, что мыслители прошлого не используют понятие «гуманности», подразумевают
под ним общечеловечность. [1].
Педагоги советского периода Е.В.
Бондаревская, Д.И. Водзинский, О.С. Газман, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова,
И.С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Т.В. Мальковская, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова
рассматривали проблемы воспитания гуманности с позиций единства воспитания и
обучения.
Гуманизм (от лат. Humanus — человек)
— гуманность, человечность, уважение к людям и их чувствам; обусловленные
моральными нормами и системами ценностей установки личности на социальные
объекты (человек, группа, живое существо), которые представлены в сознании
чувствами сострадания и сорадования и реализованы в общении и деятельности в
актах содействия, участия, помощи [2].
Ссылочной категорией воспитания
человечества является понятие «гуманные чувства», т.е. эмоциональный опыт
реальных гуманных отношений и взаимодействий.
Сформированное гуманное чувство не
выделяется в структуре личности и тесно связано с другими гуманными чувствами,
создавая тем самым предпосылки для процесса интеграции [3].
Гуманизация образования, развитие творческих
способностей каждого ребенка, уважение его личностной ориентации к
духовно-нравственному воспитанию прослеживаются в настоящее время во многих
педагогических концепциях и программах.
Центр гуманного образования — процесс формирования
человечества. Высшее гуманистическое значение провозглашено человеку высшей
ценностью
Заключение:
Одним из значительных проявлений и
свидетельств человечности являются человеческие отношения между людьми.
Гуманность как нравственное качество считается непростым психическим
образованием, что содержит осознание и понимание норм морали, наличие гуманных
чувств и нравственного поведения.
Воспитание гуманности у детей связано с
принципами гуманности:
1. создание в школе атмосферы заботы о
здоровье и богатстве, благочестии и совершенстве личности ребенка;
2. развитие таких ценностей и приоритетов, как
сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным ресурсам;
3. формирование человеческих отношений на
основе дружелюбия, доброжелательности, партнерства, взаимной поддержки, заботы
и ответственности, справедливости, порядочности.
Основная роль в формировании таких качеств,
как чувствительность, уважение, сочувствие, терпимость, дружелюбие, принадлежит
учителю. Практически без педагогов программа не будет эффективной, если учитель
не станет для детей главным примером нравственного и гражданского
индивидуального поведения. Гуманный учитель, приглашая детей к большему
количеству знаний и в то же время, наделяя их собственным характером, предстает
перед ними как пример человечности. Непосредственно благодаря любви своего
учителя ребенок входит в мир знаний, развивает нравственные ценности общества.
Гуманный учитель обязан обладать следующими
качествами:
1) уважать детей за то, что они есть, доброта
и любовь к детям не дают возможности смело идти с ними, чтобы ограничить их
самооценку и достоинство;
2) найти позитив в личности ребенка, проявить
уверенность в нем;
3) создать «ситуацию успеха», чтобы показать
ребенку позитивную устную помощь;
4) должен быть оптимистом, доверять
преобразующей силе образования;
5) учителю обязано присуще всему без
исключения лучшему, что людям нравится в человеке: и улыбке, и строгости, и
последовательности, и скромности, и сочувствию, и общительности, и любви к
жизни, и честности.
Непосредственно учитель знакомит ребенка с
богатым спектром норм человеческого общения. Эта захватывающая и важная роль
принадлежит учителю начальных классов. Преподаватель знакомит учащихся с
правилами хорошего воспитания, знакомит с этикой взаимоотношений в коллективе,
создает желание общаться со сверстниками. Начальный школьный возраст считается
более подходящим этапом для воспитания человечности, ребенок приобретает
способность свободно контролировать собственное поведение, покорять свой
сознательный контроль, преодолевать импульс.
В этот возрастной период ребенок
активно осваивает этические правила, нормы и основы, нравственные привычки
поведения и нравственные эмоции человека. Формирование человечности у учеников
начальных классов осуществляется в рамках различных видов деятельности, в
различных формах межличностных отношений.
Ученые подтвердили, что использование
эмоционально окрашенных техник позволяет создать хорошую общую психологическую
атмосферу в коллективе, нормализовать дружеские отношения между учителем и
учениками, что, в свою очередь, дает возможность получить более достоверную
информацию при изучении способов формирования человечности у младших школьников
средствами гуманистического воспитания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания у младших
школьников гуманистических качеств личности в учебной деятельности
1.1. Психолого-педагогический аспект развития учащихся младших
классов
классов
Исходя из возрастной периодизации, в младшем школьном возрасте, когда
ребенок является субъектом учебной деятельности, он развивает возрастные новообразования
— теоретическое сознание и мышление, развивает их соответствующие способности
(рефлексия, анализ, психическое планирование), а также обучение потребности и
мотивы. Роль игр уменьшается, однако ряд исследований показывает, что эти игры
являются эффективным методом личностного развития младшего школьника.
Следовательно, в младшем школьном возрасте, с переходом ведущей
деятельности с игровой на образовательную, ребенок перестает быть предметом
игры, но автоматически не становится субъектом учебной деятельности, для этого
ему необходимо создавать условия. Благодаря тому, что активные действия
являются основой игровой деятельности, она отлично вписывается в
образовательную, и тогда младший ученик становится не просто объектом, а
предметом учебной деятельности.
Переход к школьному образованию и новый образ жизни, связанный с
позицией учащегося, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую
позицию, открывает путь для дальнейшего формирования его личности.
Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то новое, с
интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тесно связан с их
отношением к обучению, как к серьезной, социально значимой деятельности [4,
72].
До 8 лет у детей можно найти только репродуктивные образы-представления
известных объектов или событий, которые не воспринимаются в данный момент
времени, и эти образы в основном статичны. Продуктивные образы-представления
результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 9 лет,
и развитие этих образов, вероятно, связано с началом обучения в школе.
Внимание ребенка 9-10 лет становится произвольным, но в течение
довольно длительного времени, особенно в младших классах, непроизвольное
внимание детей остается сильным и конкурирующим с произвольным [8, 46].
Уже к 4-му году обучения в начальной школе ребенок формирует такой
уровень объема, устойчивости, переключаемости и концентрации произвольного
внимания, какой присущ и взрослому человеку. Говоря о переключаемости внимания,
можно сказать, что в этом возрастном периоде она выше, чем у
среднестатистического взятого взрослого. Такое явление связано с молодостью
самого организма, а также подвижностью процессов в центральной нервной системе
ребенка младшего школьного возраста. Так, школьники на 3-4-м году обучения
могут с легкостью переключаться с одного вида деятельности на другой.
Но в данном случае внимание школьника сохраняет так называемые
признаки детства. Совершенные черты внимания активизируются лишь в том случае,
если предмет либо явление, привлекшие внимание, в особенности интересны лично
для ребенка.
В школьные годы развитие памяти продолжается. А.А. Смирнов провел
сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного
возраста и пришел к следующим выводам:
— с 6 до 14 лет дети активно развивают механическую память для единиц
информации, которые не связаны логически;
— вопреки широко
распространенному мнению о том, что с возрастом увеличивается преимущество
запоминания значимого материала, фактически обнаруживаются противоположные
отношения: чем старше становится младший ученик, тем меньше преимущество
запоминания значимого материала перед бессмысленными.
Это, по-видимому, связано с тем, что упражнение памяти под влиянием
интенсивного обучения на основе запоминания приводит к одновременному улучшению
всех видов памяти у ребенка, особенно тех, которые относительно просты и не
связаны со сложной психической деятельностью.
Восприятие младшего школьника характеризуется высокой эмоциональностью
и яркостью воспринимаемых образов. Символические и схематичные изображения
воспринимаются хуже, визуальный материал лучше. Небольшой жизненный опыт не
позволяет ученикам точно оценить время и пространство.
Исторические даты часто являются абстракцией. Детям трудно понять
отдаленность событий во времени; в большинстве случаев малые значительно
недооцениваются, а большие промежутки времени переоцениваются. Что касается
детей 3-4 классов, то они уже без особых осложнений начинают запоминать даты,
временные интервалы для них больше не вызывают затруднений [5, 62].
В случае, когда не уделено должного внимания в эти годы формированию
косвенного, логического запоминания, это негативно скажется на обучении в
средней и старшей школе [4, 74].
Интеллектуальное развитие младшего школьника 9-10 лет идет по следующим
направлениям:
1) широкое использование речи
как средства мышления;
2) три типа мышления
(визуально-эффективное, визуально-образное, логическое) взаимно обогащают и
дополняют друг друга.
Ученики младшего школьного возраста делают лучше всего, начиная с
конкретных ситуаций, подробных описаний. Критерием правильного обобщения
является умение привести конкретный пример, соответствующий полученным знаниям.