Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитание трудолюбия учащихся в современных условиях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Психолого-педагогическая сущность формирования и воспитания трудолюбия у младших школьников в современных условиях 6
1.2 Влияние ведущей деятельности и возрастных особенностей младших школьников на воспитание трудолюбия 9
1.3 Роли семьи в воспитании трудолюбия 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
2.1 Констатирующий этап 17
2.2 Формирующий этап 19
2.3 Контрольный этап 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

  

Введение:

 

В условиях современной реальности проблематика формирования и дальнейшего развития трудолюбия детей младшего школьного возраста еще в неполной мере разработана в науке, хотя, казалось бы, очевидна значительная роль представлений о профессиях и труде в целом. В образовательных организациях формирование и развитие трудолюбия осуществляется не в полной степени целенаправленно и системно. Однако не подлежит сомнению тот факт, что школа должна быть немаловажным фактором процесса профессионального самоопределения подрастающего поколения, при этом оказывая прикладное воздействие на целенаправленное формирование и развитие трудолюбия у младших школьников в современных условиях.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель работы – провести анализ особенностей воспитания трудолюбия у младших школьников в современных условиях.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую сущность воспитания у младших школьников.
2. Рассмотреть роль семьи в формировании трудолюбия и профориентационных интересов младших школьников.
3. Исследовать практический опыт воспитания трудолюбия у учащихся младших классов.
4. Сформулировать основные выводы и предложения по исследуемой проблематике работы.
Объект исследования: формирование трудолюбия. 
Предмет исследования: психолого-педагогические черты и особенности воспитания трудолюбия и формирования представлений детей младшего школьного возраста о мире труда и профессий (на примере организации ГБОУ Школа № 319 г. Москва).     
Гипотеза исследования состоит в положениях о том, что воспитания трудолюбия и формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий будет результативным на практике, если:
1) производится реальное непосредственное ознакомление младших школьников с миром труда и профессий;
2) применяются различные методы и средства развития трудолюбия в ходе процессов обучения и воспитания.
В настоящем исследовании применялись следующие методы:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблематике исследования;
2) педагогическое наблюдение;  
3) беседа.
Теоретико-методологическая основа работы: проблемам изучения особенностей формирования трудолюбия посвящены работы Л. И. Божович, Г. С. Глиссермана, А. Г. Здравомыслова, А.Н. Леонтьева, П. П. Тугарина, В.А. Ядова. Кроме этого, сущность профориентационной работы у детей младшего школьного возраста раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С. Мухиной и др.
Структура работы: настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Практическая значимость работы состоит в возможности прикладного использования основных аспектов для формирования и дальнейшего развития трудолюбия у детей младшего школьного возраста в современных условиях.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Проведенное исследование показало, что трудовое воспитание и развитие трудолюбия представляет собой важнейшее средство комплексного развития личности ребенка. Основными задачами трудового воспитания и развития трудолюбия детей в современных условиях являются:
1) ознакомление с трудом взрослых людей и воспитание уважения к нему;
2) непосредственное обучение начальным трудовым умениям и навыкам;
3) воспитание интереса к труду, а также ответственности и самостоятельности;
4) развитие и формирование социально направленных мотивов трудовой деятельности.
Практическая значимость и актуальность проблемы формирования трудолюбия у учащихся в целом детерминирована тем, что в современной науке еще недостаточно разработана данная проблематика. В школах развитие трудолюбия порой производится недостаточно целенаправленно и регулярно. В то же время школа как важнейший институт социализации ребенка в союзе с родителями должна стать существенным звеном процесса трудового воспитания младших школьников, оказать с прикладной стороны действенное влияние на целенаправленное и системное развитие представлений о своем будущем профессиональном самоопределении у детей младшего школьного возраста.
В процессе настоящего исследования была выявлена основная психолого-педагогическая суть формирования трудолюбия у младших школьников, определено, что развитие представлений детей о мире труда представляет собой необходимый процесс, которым руководит педагог и родители, используя в своей деятельности все возможности процессов обучения и воспитания.

 

Заключение:

 

В условиях современной реальности проблематика формирования и дальнейшего развития трудолюбия детей младшего школьного возраста еще в неполной мере разработана в науке, хотя, казалось бы, очевидна значительная роль представлений о профессиях и труде в целом. В образовательных организациях формирование и развитие трудолюбия осуществляется не в полной степени целенаправленно и системно. Однако не подлежит сомнению тот факт, что школа должна быть немаловажным фактором процесса профессионального самоопределения подрастающего поколения, при этом оказывая прикладное воздействие на целенаправленное формирование и развитие трудолюбия у младших школьников в современных условиях.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель работы – провести анализ особенностей воспитания трудолюбия у младших школьников в современных условиях.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую сущность воспитания у младших школьников.
2. Рассмотреть роль семьи в формировании трудолюбия и профориентационных интересов младших школьников.
3. Исследовать практический опыт воспитания трудолюбия у учащихся младших классов.
4. Сформулировать основные выводы и предложения по исследуемой проблематике работы.
Объект исследования: формирование трудолюбия. 
Предмет исследования: психолого-педагогические черты и особенности воспитания трудолюбия и формирования представлений детей младшего школьного возраста о мире труда и профессий (на примере организации ГБОУ Школа № 319 г. Москва).     
Гипотеза исследования состоит в положениях о том, что воспитания трудолюбия и формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий будет результативным на практике, если:
1) производится реальное непосредственное ознакомление младших школьников с миром труда и профессий;
2) применяются различные методы и средства развития трудолюбия в ходе процессов обучения и воспитания.
В настоящем исследовании применялись следующие методы:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблематике исследования;
2) педагогическое наблюдение;  
3) беседа.
Теоретико-методологическая основа работы: проблемам изучения особенностей формирования трудолюбия посвящены работы Л. И. Божович, Г. С. Глиссермана, А. Г. Здравомыслова, А.Н. Леонтьева, П. П. Тугарина, В.А. Ядова. Кроме этого, сущность профориентационной работы у детей младшего школьного возраста раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С. Мухиной и др.
Структура работы: настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Практическая значимость работы состоит в возможности прикладного использования основных аспектов для формирования и дальнейшего развития трудолюбия у детей младшего школьного возраста в современных условиях.

 

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психолого-педагогическая сущность формирования и воспитания трудолюбия у младших школьников в современных условиях

Не подлежит сомнению тот факт, что в жизни практически каждого современного человека трудовая деятельность имеет довольно важное место. С первых лет ребенка его родители задумываются о будущем, внимательно наблюдают за интересами и склонностями собственного ребенка, при этом стараясь определить его профессиональную судьбу [11, с.62]. Обучение в школе обнаруживает зачастую избирательное отношение ребенка к различным учебным дисциплинам; у некоторых детей порой очень рано проявляется интерес к некоторым из них, склонность к определенному типу трудовой деятельности — изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.
Перед младшими школьниками не стоит как таковая проблема выбора свой будущей профессии. Однако так как трудолюбие и профессиональное самоопределение связано с формированием и системным развитием личности на всех возрастных вехах, то именно младший школьный возраст возможно анализировать как подготовительный, который и закладывает базу для развития трудолюбия в будущем.
Следует отметить, что представление о труде и таком личностном качестве как трудолюбие у ребенка младшего школьного возраста в основном ограничено его пока не совсем богатым жизненным опытом – работа родителей, воспитателя в детском саду и педагога в школе, профессии летчика, полицейского, врача, но даже об этих так либо иначе знакомых профессиях дети знают, обычно, немного и весьма поверхностно.
Отечественный исследователь-эксперт в сфере профессиональной ориентации детей и подростков Е.А Климов полагает, что внеклассные мероприятия, которые напрямую посвящены формированию и развитию представлений о мире труда, должны систематически и регулярно практиковаться во всех школах, начиная с самого первого года обучения. Информация о мире труда в целом, поданная в доступных и интересных для детей видах, поможет младшим школьникам в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий, что в свою очередь и является основой для воспитания трудолюбия [13, с.72].
Несомненно, что подобное руководство восприятием процесса труда даст возможность младшим школьникам отследить весь ход трудовой деятельности как таковой, установить определенные логические связи между его составными элементами, осмыслить важность каждого такого элемента, т.е., другими словами, понять суть определенного конкретного вида профессиональной деятельности.
А.И. Кочетов в этой связи обращает внимание на то, что раннее знакомство с разнообразными видами человеческой деятельности не только увеличивает общий кругозор ребенка, но, кроме этого, что довольно важно, раскрывает возможности раннего проявления и конкретизации его трудолюбия и профессиональных склонностей. Педагогический опыт данного исследователя подтвердил неоднократно, что человек, который с детства определяет перед собой конкретные (пусть и много раз изменяющиеся) цели, связанные с будущей профессиональной деятельностью, старается осознать будущее место в социуме, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент подрастающего поколения [14, с.81].
С.Н. Чистякова определяет формирование и развитие у младших школьников в современных условиях трудолюбия как ведущую цель пропедевтики профессионального самоопределения [19, с.115]. При этом достижение данной цели предполагает выполнение таких задач:
1) формирование осознанных представлений о разнообразном мире профессий и профессиональной деятельности;
2) развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер;
3) развитие рефлексии и обучение навыкам эффективного самопознания;
4) развитие реалистической самооценки.
И.Д. Чернышенко полагает, что в данном аспекте главная задача педагога состоит в том, что следует применять практически все возможности учебно-воспитательного процесса, чтобы на оптимальном уровне сформировать трудолюбие младшего школьника и приблизить его к будущей профессиональной деятельности, учитывая при этом его возрастные характеристики [7, с.231].
Как показывают многочисленные психолого-педагогические исследования, для детей младшего школьного возраста весьма характерны открытость и восприимчивость, любознательность и повышенная эмоциональность. Они хотят быть прилежными учениками, получают удовлетворение даже от малых успехов, постоянно радуются самому процессу познания. При этом взрослые, особенно педагоги, имеют у детей младшего школьного возраста довольно высокий авторитет в их глазах и служат своего рода образцом для подражания [6 ,с.119].
Несомненно, что все перечисленные критерии необходимо на практическом уровне использовать для формирования и воспитания у младших школьников трудолюбия как основы личностной зрелости и профессионального самоопределения.
Таким образом, одной из характерных психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста является подражательный мотив; отсюда следуют и их ориентации на трудолюбие. Еще одна значимая в аспекте рассматриваемой проблематики особенность детей данного возраста – это мотивация достижений, и, конечно, в первую очередь, в их ведущей деятельности – учебе. Осознание младшим школьником собственных способностей и возможностей на основе уже имеющегося опыта учебной,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы