Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитание толерантности у младших школьников в условиях инклюзивной организации процесса обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические аспекты воспитания толерантности у школьников 5
1.1. Понятие толерантности в обществе 5
1.2. Специфика системы инклюзивного обучения в РФ 8
2. Специфика воспитания толерантности в условиях инклюзивного образования 15
2.1. Исследование процесса воспитания толерантности в условиях инклюзивного образования 15
2.2. Научно-методологические и методические подходы к воспитанию толерантности в условиях инклюзии 19
Заключение 29
Список использованной литературы 30

 

  

Введение:

 

Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества. Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Поскольку нормы и ценности зависят от личности каждого человека, нужно все усилия направить именно на тщательную работу, связанную с их правильным формированием. Практика свидетельствует: чем образованнее и культурнее человек, тем более толерантно он относится к людям вокруг, и к миру в целом.
Одной из главных проблем современного общества является проблема адаптации в нем людей с различными ограниченными возможностями. Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоровья растет на 4 %.
Еще недавно такие дети воспитывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. В последнее время в образовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена и программа «Доступная среда», цель которой приспособить условия окружающего мира под потребности людей с ограниченными возможностями.
Еще в 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», у детей-инвалидов появилась законодательная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Этот же закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием.
Не секрет, что порой рассказать детям о милосердии гораздо легче, чем убедить их родителей толерантно относиться к школьнику, не похожему на их сына или дочь. Следует учитывать ещё и тот факт, что родители «по обе стороны проблемы», то есть и здоровых детей, и детей с особыми возможностями, испытывают порой не совсем обоснованное волнение, узнав, что их ребёнок будет учиться в инклюзивном классе. Данное явление вполне объяснимо: одних родителей волнует комфортность ребёнка в процессе обучения в подобном классе, а других – качество образования, которое получит их ребенок в подобном коллективе. В решении обозначенных задач и недопущения возможных конфликтных ситуаций главная роль отводится классному руководителю. Только он, опираясь на собственный авторитет и профессионализм, сможет создать в детском коллективе благоприятную, мирную атмосферу для организации качественного образовательно-воспитательного процесса. В связи с этим остро встаёт жизненная, актуальная проблема формирования толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образовательного процесса.
Целью данной работы является изучение специфики процесса воспитания толерантности у младших школьников в условиях инклюзивной организации процесса обучения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что термин «инклюзия» означает не просто размещение детей-инвалидов в общеобразовательных классах. Этот процесс должен включать фундаментальные изменения в том, как школьное сообщество поддерживает и учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка.
Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.
Таким образом, эффективные модели инклюзивного образования не только приносят пользу ученикам с ограниченными возможностями, но и создают среду, в которой каждый ребенок, включая тех, кто не имеет инвалидности, имеет возможность процветать.
Инклюзивное образование — это исследовательский подход, который может использоваться школами для поддержки разработки более гибких инклюзивных обучающих сред, оптимизированных для персонализации.
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Сейчас очень актуальна проблема формирования толерантности в современном обществе. Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. Говоря о концепциях Модернизации Российского образования, следует сказать, что толерантность в школе формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, так как развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты воспитания толерантности у школьников
1.1. Понятие толерантности в обществе
Толерантность (от латинского tolerantia – терпение) означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость. Толерантный человек – это личность, которой присущи духовные, моральные ценности и качества. Противоположным примером толерантности является: отстаивание ребенком своих собственных интересов, постоянное настаивание на своем, применение силы для разрешения различных детских конфликтов.
Основоположником принципа толерантности считается известный древний философ Вольтер, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их» . Это высказывание отражает внутреннее содержание понятия толерантности. Позже этот термин использовался в медицине (применительно к иммунной системе), психологии (способность человека направлять в безопасное русло чувство неприятия, протеста по отношению к какому-либо другому человеку или явлению). В условиях растущей глобализации с помощью усилий международных организаций, больше всего ЮНЕСКО, в ХХІ веке толерантность получила статус общечеловеческого морального императива, того стержня, на котором должны строиться человеческие взаимоотношения как в рамках одного государства, так и на международном уровне.
Социологи ДЖ. Мид и Г.Блумер изучали проблему толерантности на уровне микросоциологии, на основе чего они выделили следующие виды социологической толерантности:
• гендерная – уважительное отношение к противоположному полу;
• расовая – терпимость по отношению к представителю другой расы;
• национальная – уважительное отношение к людям других национальностей;
• по отношению к инвалидам;
• религиозная – уважение и принятие представителей другого вероисповедание;
• сексуально-ориентационная – уважительное отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
• политическая – терпимость к представителям разных политических партий и движений;
• образовательная – равное отношение к людям без образования и с высшим образованием;
• межклассовая – уважение всех людей независимо от их материального благосостояния.
Интересно, что в 1995 году в ЮНЕСКО была зачитана и принята Декларация, излагающая основные принципы толерантности. В документе сказано, что толерантность это :
• отказ от агрессии;
• терпение;
• спокойное восприятие мира;
• философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.
Отличием безразличия от толерантности является то, что первое означает отсутствие интереса к жизни другого человека, второе – терпимость по отношению к жизни другого (к его взглядам, мнению, поступкам, поведению и т.д.), осознание права другого на жизнь в соответствии с собственным мировоззрением. Толерантность проявляется в уважении и правильном понимании других взглядов, культур, методов самовыражения и проявления индивидуальности. Она против социальной несправедливости, уступок чужим взглядам и убеждениям, жестокого навязывания своего мнения окружающим. Основное в толерантности – признавать право и свободу открыто выражать свои взгляды. То есть, быть толерантным — это испытывать нормальные человеческие чувства и положительно относиться ко всему, кроме попирания моральных и общечеловеческих устоев .
Как и у любого явления, у толерантности есть две стороны: хорошая и плохая. Плюсы толерантности:
• ведет к гуманности и пониманию других людей;
• помогает преодолеть страхи, связанные с общением с людьми с непохожими взглядами, благодаря умению построить эффективную коммуникацию;
• способствует отношению с пониманием к людям, которые проявляют себя разными, порой не соответствующим общепринятым представлениям, способами;
• посредством передачи опыта и знаний, путем взаимодействия людей с разными точками зрения ведет к личностному росту и общественному развитию.
Минусы толерантности:
• позволяя удерживаться на расстоянии от человека с непохожими взглядами, уважать его права издалека, не сближает, а отдаляет людей друг от друга;
• выступает способом разрушения традиционного уклада, религий, когда терпение, которое является главной библейской добродетелью, подменяется терпимостью к греху;
• в современных реалиях вместо решения реальных социальных проблем только лицемерно декларируется уважение прав представителей других наций, культур, рас, вероисповеданий и т.д.;
• невозможно провести точную грань, когда терпимость перерастает в рабское терпение, нанося ущерб личности человека;
• многие под видом благих намерений манипулируют сознанием людей;
• может восприниматься как равнодушие, безразличие, нежелание отстаивать свое мнение и бороться за него;
• в мире современных цифровых технологий истинные ценности подменяются ложными.
Примером, когда толерантность привела к негативным последствиям, является переселение части беженцев из арабских стран в цивилизованные Европейские города. Проблема состоит в том, что они пришли в «чужой монастырь со своим уставом». Их культурные ценности, присущие для слаборазвитых стран, противоречат ценностям цивилизованных стран и выступают своего рода атавизмом, пережитком прошлого, дикостью. В перечень таковых ценностей входят различные средневековые ритуалы (приношение жертвы, жестокие бои и т.д.) или грубое, порой с применением насилия, отношение к женщинам. Самое главное и удивительное то, что беженцы требуют относиться толерантно к их жизненному укладу, абсолютно не принимая и порицая систему ценностей той страны, которая дала им приют. На данном примере можно видеть ситуацию, когда необоснованная терпимость иного образа жизни привела к отрицательным последствиям и возникновению новых сложностей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы