Курсовая с практикой на тему Воспитание танцевальной культуры детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе по средствам классического танца.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА — УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 6
1.1. Ключевые понятия «культура» «танцевальная культура», «воспитание», «хореография» «младший школьный возраст» «детский хореографический коллектив», «классический танец» 6
1.2. Классический танец, как средство воспитания танцевальной культуры младшего школьного возраста в хореографическом коллективе 12
1.3. Особенности воспитания танцевальной культуры детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе 17
Выводы по I главе 19
ГЛАВА 2. ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 21
2.1. Методика реализации задач в воспитании танцевальной культуры младшего школьного возраста в хореографическом коллективе 21
2.2. Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры младшего школьного возраста в хореографическом коллективе 23
Выводы по II главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
Актуальность темы. В современной действительности начала XXI века во всем мире мы видим повышенный интерес к искусству хореографии во всем его разнообразии: классическому, народно-сценическому и современному танцам.
Изучив литературу по хореографии, можно сказать, что современный танец основывается на опыте предыдущих поколениях, но находится в постоянном развитии. В композицию танца входят такие компоненты, как драматургия, музыка, лексика танца, рисунок танца. Она состоит из множества танцевальных комбинаций. Вся композиция выполняет одну задачу — передать эмоциональное состояние танцовщиков и выразить и х мысли через движения.
Танец — это важная составляющая современной культуры. В зависимости от того, как человек участвует в этом виде искусства, оно может оказывать на личность разное влияние. Хореографическое искусство выполняет множество функций: коммуникативную, общественно и личностно-преобразующую, эстетическую, психотерапевтическую и гедонистическую.
Создатели направления «модерн» формировали совершенное новое, отличающееся от других танцевальное направление. Они хотели, чтобы танец передавал все эмоции и чувства танцовщика, чтобы он отходил от строгих правил классического балета, которые мешали, по их мнению, выявить все переживания и страсти. Постепенно развиваясь и преображаясь, модерн всё же пришел к принятию некоторой лексики классического танца, а уже в конце XX века некоторые постановщики использовали главный символ классического балета — танцы на пуантах.
Расширение видов современного танца имеет свои особенности, существует множество методик обучения этой хореографии, но любое обучение танцоров, независимо профессионалы они или любители, начинается с основ классического танца. Эту отрасль хореографии весьма подробно раскрыли в своих работах А.Я. Ваганова, В.С. Костровицкая, В.В. и Т.И Васильевы, Р.В Захарова и Н.А. .
Современное изучение современного танца наоборот относится к ряду малоизученных. Среди научных работ по данной проблематике можно выделить диссертационные работы С.В. Устяхина, Е.В. Утина, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко.
Цель работы — рассмотреть танцевальную культуру детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе по средствам классического танца.
Объект исследования — танцевальная культура как понятие.
Предмет исследования — культура детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе по средствам классического танца.
Гипотеза исследования: основана на предположении, что формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста является многомерным системным процессом, содержанием которого могут быть совершенствование эстетических качеств младших школьников занимающихся классическим танцем.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «культура» «танцевальная культура», «воспитание», «хореография» «младший школьный возраст» «детский хореографический коллектив», «классический танец»
2. Определить роль хореографического искусства в воспитании танцевальной культуры детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть методы воспитательной работы в хореографическом коллективе.
4. Разработать методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры младшего школьного возраста в хореографическом коллективе.
Методы исследования:
— теоретические — изучение и анализ научной искусствоведческой и учебно-методической литературы по теме исследования.
Методологической основой исследования явились:
— основные положения научных работ по истории и теории классического балета (А.Я. Ваганова, В.П. Мей, A.M. Месссерер, Т.Б. Нарская, A.B. Никифорова и др.);
— основные положения научных работ по истории и теории современного танца (В.Ю. Никитин, С.С. Поляков, Л. Федорова, Б.Феликсдал и др.);
— отдельные работы, рассматривающие вопросы включения элементов классического танца в современный танец (В. Сидоров, Р. Фрид, и др.).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение:
Итак, в хореографических коллективах и студиях учебный процесс имеет свои специфические особенности, отличающие его от процесса обучения в профессиональных учебных заведениях:
— значительно меньше объем изучаемого материала;
— ниже уровень требований к способностям и физическим данным учащихся;
— значительно меньше недельная нагрузка у учащихся;
— более дифференцированный подход к учащимся, требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материала, его отбора с учетом возможностей детей;
— Все это вместе взятое диктует иные, чем в хореографическом училище, уроки прохождения программного материала, а иногда и введение определенных ограничений в работе над хореографической лексикой, содержащейся в соответствующей программе.
В процессе работы следует учитывать то, что у ребят, как правило, нет в дальнейшем перспективы профессионального исполнительства, и они должны максимально реализовать свои задатки и возможности, обучаясь в студии.
Используя хореографию как действенное средство воспитания, важно выработать у учащихся не только комплекс практических знаний и умений, но и воспитать у них сумму качеств, главное из которых – развитое творческое начало.
Таким образом, обучение технике исполнения и воспитание творческой личности – это две стороны единого процесса, в котором они неразрывно связаны и полностью взаимообусловлены.
Решение всех перечисленных проблем организации учебно-воспитательного процесса в детских хореографических коллективах, прежде всего, связано с уроками классического танца, и вот по каким причинам.
Классический танец обладает наиболее совершенной системой обучения и тренировки танцовщика, основанной на глубоких анатомических и физиологических закономерностях; он является фундаментом всей танцевальной подготовки и основой высокой исполнительской культуры.
Преподавание классического танца имеет наиболее глубокие традиции богатейший опыт, накопленный многими поколениями педагогов, что плодотворно скажется на всем учебном процессе хореографических любительских коллективов.
Таким образом, можно утверждать, что культура поведения младших школьников — это совокупность сложившихся социально важных качеств личности младших школьников, их ежедневных поступков в обществе, основанных на нормах морали, этики, эстетической культуры.
Перспективы дальнейшего развития заключаются в выявлении особенностей формирования культуры поведения младших школьников. Как было показано, хореографические занятия вполне могут привнести свою лепту в процесс культурного развития ребенка, причем такое развитие будет всеобъемлющим, полным, интересным для ребенка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА — УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
1.1. Ключевые понятия «культура» «танцевальная культура», «воспитание», «хореография» «младший школьный возраст» «детский хореографический коллектив», «классический танец»
Культура – это область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (подражанием) человека, проявлением его навыков, умений и знаний. Культура — это позитивный опыт человека или группы людей, в определенной сфере жизни (политика, искусство и т д.).
Хореография – это значение широкого профиля. Хореография – это танцевальное искусство в целом. Это искусство современного, народного, историко – бытового, классического танца. Хореография-это самое прекрасное из искусств, оно заставляет человека переживать гамму чувств и эмоций. Это средство воспитания танцевальной культуры.
Детский хореографический коллектив-это детская группа лиц, занимающаяся искусством танца. Коллектив – это высший уровень любой сплоченности. Это единство, организованность и подготовленность. Это составная часть духовной культуры. Детский хореографический коллектив — это совместное участие детей в организованном творчестве, где открывается их внутренний мир, прививается эстетический вкус и воспитывается нравственность и поведение каждого ребенка.
Младший школьный возраст имеет свои границы с 6-7 лет до 9-10 лет. Ведущее значение в младшем школьном возрасте является — учебная деятельность. Этот возрастной период называют – вершиной детства. В этом возрасте формируется психологическая активность к учебной деятельности. Младший школьный возраст-очень ответственный период школьного детства ,от которого зависит уровень интеллекта, желание к познаванию нового, формируется уверенность в себе.
Воспитание — самое главное звено в педагогике. Это организованная .совместная деятельность педагогов и их воспитанников. В процессе воспитание происходит передача культуры последующему поколению (от наставника к ученику). т.е. опыта. Воспитание – это процесс который формирует личность, способы мышлению нравственные нормы посредством влиянием на воспитанника.
Термином «классический танец» пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики.
Классический танец — основа хореографии. На этом уроке постигаются тон-кости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой.
Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.
Танцевальная культура обучающегося в учреждении дополнительного образования детей, воспитывается под влиянием сложного процесса взаимодействия внешних и внутренних организационно-педагогических и методических условий. Внешние воздействия рассматриваются как целостная система ценностных отношений личности школьника, входящих в личностную структуру образа жизни, и только при совпадении социального и личностного значения формируется положительное отношение к танцевальной культуре.
Классический танец — это система движений, способная дисциплинировать тело танцовщика, сделать его прекрасным и подвижным, а так же послушным «инструментом» в руках балетмейстера. Классический танец преимущественный среди всех видов танцев, в нем заложена основная система выразительных средств хореографического искусства.
Классический танец как система начал зарождаться в XV-XVI в. в Италии. Балет как искусство еще самоопределился, но на заре эпохи Возрождения появляется термин балет, от латинского Ballo — танцую. Он представлял собой одну из составных частей музыкально-драматического придворного спектакля.
Открытие в Париже в 1661 году Королевской Академии танца стало важным событием, которое повлияло на развитие балетного искусства. Именно в то время балет появился на профессиональной сцене и там, наконец, отделился от оперы, став самостоятельным жанром. [2]
Систематизация движений в классическом танце легла в его основу, все движения разделили на элементы. Все группы движений, объединили общими, для каждой группы, признаками. Например, plie — это группа приседаний, pirouette, tour и fouette — вращений, attitude и arabesque — это положения корпуса.
В своей работе Г.Ф. Богданов рассказывал что, в системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы. В теории классического танца разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croise) и нескрещенных (efface) позициях и позах, а также о движении внутрь (en dedans) и наружу (en dehors). Терминология классического танца создавалась путем отсеивания временных элементов и отбора постоянных. [4]
Жан Жорж Новерр — известнейший теоретик и знаменитый балетмейстер XVIII в. Он сближал балет с драматическим спектаклем, наполнял прежние скудные формы. Новерр провозгласил «естественность» главным требованием к танцу. Но в танцевальную технику ничего нового он не внёс, он лишь немного размыл границы прежних математически выверенных позиций и движений.
Благодаря реформе костюма и обуви, танец освободился от канонов придворных танцев. Благодаря этому развивалась техника классического танца, теперь исполнители могли исполнять прыжки и стремительные вращения на большой скорости.
Примерно в то же время начал складываться вид танца, который сейчас называют классическим. Поначалу, в XVIII веке, такой танец называли «благородным», «высоким», «серьезным». И только в конце XIX в. в России возникает сам термин «классический танец». Впервые упоминание о термине «классический» можно найти в книге Блазиса «Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы» (1864г.). [5]
К. Блазис (1795-1878) — танцовщик, теоретик, педагог и балетмейстер, он смог обобщить и закрепить на практике достижения европейского балета начала XIX в. Дело не только в реформе костюма, или прыжках , вошедвих в моду. Главное, что танец, который основал Блазис, разворачивался во всем пространстве сцены, став трехмерным, он завоевал высоту.
В эпоху романтизма появились новые изменения в классический танец. В балете отразился потусторонний мир, который позволил превратить танцовщицу в неземное воздушное существо. Для передачи своего образа девушки старались встать на пальцы и оторваться от земли.
Дальнейший перелом в судьбе классического танца связан с именем М.Тальони. Пуанты получили широкое распространение, став неотъемлемой принадлежностью женского классического танца. Соревнуясь с мужчиной, женщина выдвигается на первый план в балете.
После Тальони центр развития хореографии изменился. И в равной мере на это звание стали претендовать Италия и Россия. Тенденции развития балетного театра требовали все большего технического совершенства.
В России система классического танца, нашла наиболее полное эстетическое выражение. Всю крайнюю треть XIX века классическая хореография русского балета оттачивалась в строго установленных границах мужских и женских вариаций, тем самым оказав внушительное влияние на культуру классического танца в целом. Деятели русской хореографии создали школу, которая отличалась национальным характером, благородством и чистотой пластического языка, а так же умением наполнить танец драматическим содержанием. Музыкально-хореографический переворот П.И. Чайковского и М.И. Петипа открыл широчайшие возможности для развития балетного искусства. [3]
Великий мастер Петипа создал множественные образы классического танца. Именно балет Петипа завершил процесс эволюции классического танца как системы выразительных средств. В них собраны и упорядочены все поиски XIX века в области этого танца. В это же время окончательно закрепилась французская терминология классического танца, применяемая по сей день. [8]
С реформ М.М. Фокина началась хореография XX столетия. Он смело экспериментировал от стилизации романтического балета до гротескной пластики.
Таким образом, стиль классического танца скомпоновался в ходе новаторских поисков, объединивших постановщиков и исполнителей. Формируясь, лексика классического танца обогащалась мотивами национального плясок. Результаты новаторских исканий и преобразований сказались на сценических формах классического танца, и, конечно же, на системе его преподавания.
Огромное влияние оказало творчество Э. Чекетти. Позы стали увереннее, появился итальянский апломб, жест стал более реалистичен. В итоге, к началу XX века в русском балетном театре сформировались две школы исполнительская и педагогическая, Но русских артистов не удовлетворяли ни французская, ни итальянская манеры.