Курсовая с практикой на тему Воспитание сознательной и активной личности средствами КТД
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические основы воспитания
сознательной и активной личности средствами ктд. 5
1.1 Сущность и виды КТД.. 5
1.2 Воспитательные возможности КТД.. 8
1.3 Использование КТД в воспитании
сознательной и активной личности младших школьников. 12
Выводы по 1 главе. 16
2. Изучение особенностей воспитания
сознательной и активной личности средствами ктд. 17
2.1 База исследования и
предварительная диагностика уровня сформированности сознательной и активной
личности младших школьников. 17
2.2 Повторная диагностика уровня
сознательной и активной личности младших школьников. 25
Выводы по 2 главе. 31
Заключение. 32
Список использованных источников. 33
Приложение. 35
Введение:
В настоящее время, воспитание подрастающего поколения – это сложнейшая и
актуальнейшая проблема. Современные дети живут в новой социальной среде
развития, что сильно отличается от той, что существовала 10-15 лет назад. Так,
например, исчезают из жизни такие понятия как «дворовые игры», «дворовые
друзья». Родители, бабушки, дедушки зачастую ограничены во времени, им некогда
заниматься воспитанием своих детей и внуков.
Как результат, сегодня дети характеризуются очень скудным общением со
сверстниками, они не усваивают моральные нормы и правила взаимоотношений с окружающими;
лишены возможности приобретения опыта коллективного сотрудничества,
бескорыстной помощи друг другу. Дети становятся некоммуникативными,
эмоционально неотзывчивыми, нетерпимыми к чужому мнению. А их высокая
информированность зачастую приводит к растрачиванию ими своего внимания на
бесполезные, а иногда и вредные для жизни и здоровья, занятия.
К сожалению ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не способны
в полной мере обеспечить адекватную активизацию процесса социализированности
учащихся. Именно школа за счет своего воспитательного потенциала может помочь в
определении ориентации личности каждого ученика. Поэтому на педагога ложится
задача управления процессом воспитания учащихся, чтобы помочь им сформировать
социально активную личность, способную взаимодействовать с окружающим социумом.
Наиболее благоприятным периодом для этого является младший школьный
возраст. Именно в это время ребенком осознаются отношения между собой и
окружающими, осваиваются новые социальные роли; идет осознание общественных
явлений, мотивов поведения, нравственных оценок. Кроме того, в это время
происходит естественный всплеск творческой активности ребенка.
Однако наличие многообразия форм и необходимость постоянного их
обновления на практике ставят перед педагогическим коллективом проблему выбора необходимой
воспитательной работы. Предпочтительным является вариант коллективной творческой
деятельности (КТД). Так как именно КТД служит тем мощным воспитательным
средством, которое способно обеспечить положительный эмоциональный настрой,
гарантированную ситуацию успеха, высвобождение добрых чувств и сопереживания
всех всем.
Данной темой занимались А.С. Макаренко, И.П. Иванов, В.А. Кан-Калик и
др.
Заключение:
Данная работа посвящена исследованию, особенностям воспитания
сознательной и активной личности средствами КТД.
В процессе теоретического изучения данной темы было определено следующее.
КТД выступает в качестве одного из наиболее эффективных средств в этой области.
Психолого-педагогическими условиями эффективности данной деятельности в
воспитательном процессе младших школьников выступают: использование наглядных
средств, выполнение детьми коллективных творческих заданий и создание условий
для мотивации школьников к общению.
Опытно-экспериментальная работа по воспитанию сознательной и активной
личности младшего школьника показала, что многие учащиеся 4 класса
характеризуются низким уровнем интереса к сотрудничеству, стараются не
участвовать в общественной деятельности, безынициативны, не отстаивают свою
точку зрения в коллективном взаимодействии, не проявляют организаторских
способностей, не стремятся к новым знакомствам, чаще проводят время в
одиночестве и т.д.
Все это указывает на необходимость проведения целенаправленной работы по
воспитанию сознательной и активной личности учащихся. В соответствии с этим,
при разработке КТД были реализованы такие условия: выполнение совместных творческих
заданий; создание условий для мотивации к сотрудничеству в общественной работе,
воспитание инициативности и исполнительности.
Повторная диагностика показала, что у младших школьников выросли
показатели уровня сознательности и активности, в сравнении с первичной
диагностикой.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены,
гипотеза работы подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Сущность и виды КТД
Понятие КТД вошло в обиход педагогической науки в середине 60-х гг. ХХ в.,
что было связано с работами А.С. Маканенко. Многолетняя работа по творческому
использованию и пропаганде педагогического наследия А.С. Макаренко привела к
необходимости выделить из него направление, которое бы полнее всего выражало
главное в педагогике будущего, отличающейся от традиций чрезмерной опеки,
авторитаризма и «свободного воспитания». Это направление в методике воспитания,
получило название КТД [9, с. 45-49].
Продолжателем педагогического наследия А.С. Макаренко стал его
последователь, академик Иванов И.П. Он стал инициатором и создателем
социально-педагогического движения, ратовавшего за «педагогику сотрудничества»,
«коллективное творческое воспитание», иными словами за коллективную творческую
работу педагогов и воспитанников [6, с. 274].
И.П. Иванов определял КТД как социальную деятельность детского коллектива,
что направлена на создание нового (творческого) продукта. И совсем не важно,
если этот продукт уже создавался, главное, именно эта детская группа, создает
его впервые [14, с. 112-113]. КТД – это, в первую очередь, взаимодействие старших
и младших, воспитателей и воспитанников в виде общей заботы, по улучшению
окружающей жизни [13, с. 60].
При таком взаимодействии воспитатели и воспитанники постоянно заботятся
друг о друге, о своем коллективе; заняты поиском лучших средств такой заботы,
четко организовывают свою жизнь. И чем оказывается богаче, эта общая жизнь, тем
больший эффект от многостороннего воспитательного процесса, идущего, в глубине:
воспитывающее воздействие педагогов (прямое, косвенное), взаимовлияние
воспитанников друг на друга, а также самовоспитание старших и младших [17, с. 68].
Такой процесс наполнен товарищеской воспитательной заботой обеспечивающей
нравственное, умственное, физическое, трудовое и эстетическое становление
личности. То есть, развиваются все стороны личности:
познавательно-мировоззренческая, эмоционально-волевая и действенная [22, с.
148].
Но необходимо сказать, что не всякое коллективное дело можно отнести к
КТД.
В качестве отличительных признаков КТД выступают:
· совместное
создание продукта (продумывание, проведение анализа);
· воплощение
социального характера (т.е. для кого это необходимо?);
· наличие
высокой мотивации у участников [15, с. 67-68].
Этими особенностями КТД и определяется собственно воспитательная сторона
работы: воспитательные задачи достигаются незаметно для воспитанников, сопровождая
решение жизненно-практических задач, а учащимся открываются по обсуждению
результатов.