Курсовая с практикой на тему Воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного образования в ДОУ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного образования в ДОУ 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка с интеллектуальной недостаточностью 5
1.2. Подходы воспитания в семье. Что меняется в семье с рождением ребенка с умственной отсталостью 15
Глава 2. Взаимодействие семьи с дошкольным образовательным учреждением на примере МБДОУ «Солнышко» 21
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Введение:
Среди аномалий детского развития наиболее распространенной является категория детей с умственной отсталостью. По данным ВОЗ примерно 1-3% от общего количества детей относятся к этой категории. Умственная отсталость имеет несколько степеней выраженности: дебильность, имбецильность и идиотия. Из общего числа детей с умственной отсталостью примерно 80% имеют черты дебильности – легкой недоразвитости интеллекта, около 25 % страдают выраженными недостатками в интеллектуальном развитии, т.е. имбецильностью и примерно 5% от подобных случаев относят к идиотии, явно выраженное глубокое слабоумие. Наиболее досконально медициной изучена легкая степень выраженности умственных дефектов. Обучение и воспитание умственно отсталых детей требует особого подхода и имеет два основных направления: специализированные коррекционные заведения и семейное воспитание.
С самого начала, как только у ребенка отмечаются различия в развитии по сравнению со сверстниками, необходимо обратиться к специалистам. После постановки диагноза перед семьей стоит нелегкая задача – адаптироваться к особенностям малыша. Семейное воспитание детей с умственной отсталостью в большинстве аспектов схоже с воспитанием без каких-либо интеллектуальных дефектов. Разница лишь в сроках наступления желаемого эффекта (развитии памяти, речи, мышления и т.д.), с умственной отсталостью требуется гораздо больше времени освоить тот или иной навык. От родителей, в первую очередь, требуется терпение и любовь по отношению к своему малышу. Семейное воспитание детей с умственной отсталостью сводится к следующему.
Цель исследования: изучить особенности воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного образования в ДОУ.
Объект исследования: воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного образования в ДОУ.
Задачи:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного образования в ДОУ.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
3. Рассмотреть подходы воспитания в семье. Что меняется в семье с рождением ребенка с умственной отсталостью.
4. Изучить возможности взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением на примере МБДОУ «Солнышко».
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщенье;
2. Эмпирические: опрос.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Анализ литературных источников позволил выявить, что умственно отсталые дети – дети со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга. При умственной отсталости наблюдается нарушение всех психических функций, при этом страдают также эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.
Особенности психического развития:
— недостаточность всех форм мыслительной деятельности;
— нарушение речевого развития;
— меньшая скорость приема, переработки сенсорной информации;
— меньший объем информации, завпечатляемой и сохраняющейся в памяти; низкая точность запоминания;
— снижение как непроизвольного, так и произвольного внимания;
— отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы;
— трудности взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с окружающими людьми;
замедленный темп психического развития в целом, повышенная утомляемость и высокая истощаемость.
Воспитательная работа должна быть направлена на развитие именно тех навыков, которые не соответствуют нормативному показателю, дабы скомпенсировать наличествующие недостатки.
Если у ребёнка тяжёлая степень умственной отсталости, то обучать его стоит в специальном учреждении, чья учебная программа сосредоточена именно на прививании ребёнку бытовой и социальной самостоятельности, обучении ребёнка ручному труду, а также навыкам письма, счёта и четкой разговорной речи. Если говорить проще, то на первоначальных этапах ребёнок должен владеть теми навыками, которые имеют практическое применение в жизни и в быту.
Говорить о более сложных знаниях учебной программы можно говорить в том случае, если ребёнок успешно овладел всеми основными практическими умениями.
Трудовая подготовка, проводящаяся в рамках специализированной программы подобных коррекционных заведений, направлена не только на обучение ребёнка, но и на формирование в нём положительных личностных качеств и стремлений к достижению поставленных целей. Кроме того, труд в коллективе поможет ребёнку наладить коммуникативные и дружественные связи. Всё это поможет ребёнку в самостоятельной жизни.
Воспитание такого ребенка в семье прежде всего должно быть нацелено на развитие его речи, достигаемое посредством приобщения малыша к ручному труду. Работа руками способствует развитию мелкой моторики. Этому способствуют такие занятия, как пальчиковые игры, лепка из пластилина, вырезание, рисование и др. Кроме того, родители могут петь вместе со своим ребенком, учить его читать и считать. Занятия с малышом могут быть обще семейными, что научит его и общению.
Другим аспектом семейного воспитания является обучение детей с умственной отсталостью социально-бытовому ориентированию, т.е. навыкам самообслуживания и выполнению хозяйственно-бытовых обязанностей. В данном случае семейное воспитание – ежедневное приобщение к домашнему труду.
Умственная отсталость нередко сочетается и с физическими дефектами. Поэтому семейное воспитание должно включать в себя и физическое развитие малышей. В домашних условиях это может быть гимнастика, танцы, прогулки, бег, плавание и пр.
Важно помнить, что умственная отсталость – это не страшный приговор, а лишь особенности в развитии, которые можно со временем преодолеть. Ребенок с интеллектуальными дефектами может вырасти вполне полноценным взрослым человеком, способным самостоятельно жить. И эта вероятность значительно высока при наличии у малыша семейной заботы, любящих и терпеливых родителей.
Анализ деятельности ДОУ позволил выявить, что всесторонняя тесная связь с семьёй, которая направлена на развитие компетентности родителей, способствует формированию у родителей детей с ОВЗ представлений об особенностях психофизического развития их ребёнка, адекватному отношению к его нарушению и пониманию потенциальных возможностей. Активно взаимодействуя с родителями воспитанников из групп общего развития в условиях инклюзии, можно формировать в обществе в целом толерантности, терпимости, милосердия. Посредством дифференцированной работы с семьями всех воспитанников можно добиться положительного настроя к результатам процесса образования и воспитания, обеспечить активное участие родителей в процессе формирования личности ребенка. Тесное сотрудничество с родителями – это определенный фундамент, которые способствует совершенствованию процесса образования в учреждениях дошкольного образования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного образования в ДОУ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка с интеллектуальной недостаточностью
Всестороннее изучение детей с интеллектуальной недостаточностью как аномалии в детском развитии развивалось в стране в 60-тых годах. При исполнении государственного заказа, НИИ дефектологии АПН СССР (на сегодняшний день институт коррекционной педагогики) были начаты систематические медико-психолого-педагогические исследования. Они носили сравнительный характер, а их целью было изучение общих черт и специфического в процессе развития детей, у которых были ярко выражены трудности в обучении, умственно отсталых и тех детей, которые развивались нормально. Т.А. Власова и М.С. Певзнер опубликовали обобщенные данные и общие рекомендации по коррекционной работе с отстающими детьми в книге «О детях с отклонениями в развитии» в 1971 году [4].
Проблемы изучения, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями интеллектуального развития разрабатываются одной из отраслей специальной педагогики олигофренопедагогикой. Термин «олигофрения» был введен в XIX веке немецким психиатром Э. Крепелином. Этот термин традиционно используется в отечественной специальной педагогике. В разных странах ему соответствуют другие термины, например в англоязычных странах — «отставание в интеллектуальном развитии».
Различная структура дефекта вызывает различные виды (или степени) умственной отсталости. В литературе отмечается, что умственная отсталость характеризуется стойким психическим недоразвитием, имеющим сложную структуру [10], системой различных наследственных, врождённых или рано приобретённых этиологических причин, носящих стойкий непрогрессирующий характер, проявляющийся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального нарушения [16]. Наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых детей составляют дети — олигофрены.
Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периодах.
Причинами олигофрении могут быть различные факторы экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера, вызывающие органические нарушения головного мозга. К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания матери в период беременности (вирусные заболевания, краснуха, болезнь Боткина, токсоплазмоз и др.), различные родовые травмы (например, асфиксия и др.). Эндогенные отрицательные факторы приводят к врожденной олигофрении. К ним относятся патологическая наследственность (венерические и некоторые другие заболевания родителей), умственная отсталость обоих или одного из родителей, нарушения хромосомного набора (хромосомные аберрации), заболевания эндокринной системы (например, фенилкетонурия), несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору и др.
Алкоголизм и наркомания могут быть причиной умственной отсталости как экзогенного, так и эндогенного характера. В первом случае продукты распада алкоголя и наркотиков (токсины) благодаря общей системе кровообращения матери и плода через плаценту попадают в организм ребенка и отравляют развивающийся плод. Во втором случае длительное употребление алкоголя и наркотиков (а также их заменителей) вызывает необратимые патологические изменения в генетическом аппарате родителей и является причиной хромосомных и эндокринных заболеваний ребенка.
Умственной отсталостью называют стойкое, необратимое недоразвитие психического уровня, а также уровня психической и интеллектуальной деятельности, которое связано с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга [2, с. 28].
Как утверждает Давыдов В.В., к младшему школьному возрасту, в соответствии с особенностями психологического и физиологического развития ребенка, и переходу к учебной деятельности, которая обретает роль основной, психологи относят период от 6 – 7 до 10 – 11 лет.
Физиологическое развитие ребенка на данном возрастном этапе происходит достаточно равномерно. Происходит увеличение роста и веса тела, повышение иммунитета, быстрое развитие сердечных мышц, частота сердечных сокращений характеризуется изменчивостью под воздействием положительных и отрицательных эмоций, что обусловлено тем, что артерии у младшего школьника более широкие, чем у взрослого человека.
Вес мозга в младшем школьном возрасте начинает приближаться к весу мозга взрослого человека, особенно увеличиваются лобные доли, взаимосвязанные с развитием второй сигнальной системы. Кроме этого, происходят значительные перемены в работе и развитии центральной нервной системы, усложняется аналитическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.