Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Воспитание привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности формирования основ здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении 8
Выводы по главе 1 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
2.1. Особенности сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 14
2.2. Реализация условий формирования здорового образа жизни у старших дошкольников 16
Выводы по главе 2 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблема сохранения и укрепления здоровья населения становится крайне актуальной на современном этапе развития общества. Многочисленные исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют о социально-экономических изменениях в современном обществе, процессы глобализации и информатизации обусловили увеличение роли и значимости каждой личности, успешности ее индивидуального развития. Это вызывает необходимость формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников [10, 20].
Одним из важных направлений решения этой проблемы является организация здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации. Однако, сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере. Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками часто не отвечают современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствовали решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности детей.
Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Не следует забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведет к положительным результатам.
Изучению вопросов формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников занимались А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой, которые показывают, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляются устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности. Вместе с тем, до настоящего времени в научно-методической литературе недостаточно сведений по проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни у старших дошкольников, что требует дальнейшего рассмотрения.
Объект исследования – формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – средства и методы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – воспитание привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста для улучшения их здоровья и физической подготовленности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
2. Изучить особенности физической подготовленности и сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать модель реализации здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить ее эффективность.
Гипотеза: предполагается, что разработанная модель реализации здорового образа жизни будет способствовать формированию осанки у детей, улучшению их физического и функционального состояния, укреплению здоровья.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. В дошкольном периоде происходит формирования основ здоровья, правильного физического развития, становления двигательных способностей, проявление интереса к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Здоровый образ жизни подразумевает строгое соблюдение правил личной гигиены, высокую приверженность к занятиям физической культурой и спортом, игнорирование вредных привычек и сознательно негативное отношение к ним.
Физкультурно-оздоровительная работа содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей. Вследствие целенаправленного педагогического влияния укрепляется здоровье ребенка, происходит подготовка физиологических функций организма, усиленно формируются движения, двигательные способности и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
2. На основании полученных результатов констатирующего эксперимента выявлено низкую осведомленность детей о здоровом образе жизни, что требовало разработки и реализации модели его формирования у старших дошкольников.
3. Для успешной реализации педагогического сопровождения детей 6 лет необходимо также повышать педагогическую компетенцию родителей, постепенно расширяя их участие в оздоровительном процессе. В рамках оздоровительного компонента была разработана и реализована программа оздоровительной физической культуры для детей 6 лет (рассчитанная на 3 месяца), включающая выполнение упражнений йога-аэробики, обладающих оздоровительным воздействием. Подбор упражнений должен осуществляться на основе учета мотивационных интересов детей дошкольного возраста и быть направлен на улучшение эмоционального климата на занятиях, стимулирование развития творческих способностей детей, разнообразие учебного материала, а также развитие физических качеств.
В процессе исследования были реализованы упражнения йога-аэробики различного направления (статические и динамические асаны, упражнения на равновесие, дыхательные упражнения, элементы релаксации и стретчинга), которые использовались как элементы оздоровительной физической культуры.
Результаты формирующего эксперимента показали, что сравнение конечных данных исследуемых показателей между группами показало наличие статистически достоверной разницы между ЭГ и КГ. Показатели бега на 30 м были достоверно лучше у детей ЭГ по сравнению с контрольной на 0,3 с (<0,05), бега на 10 м с хода – на 0,2 с (<0,05), количества раз отбиваний мяча с пола – на 1,4 раза (<0,01), челночного бега – на 4,9 с, гибкости – на 1,7 см, что подтверждает эффективность разработанной модели формирования здорового образа жизни.
В контрольной группе наблюдалась лишь положительная динамика показателей функционального состояния детей, однако полученные результаты были статистически не значимы.
Подводя итог сказанному, можно констатировать, что постоянная и целенаправленная работа над укреплением здоровья должна вестись в дошкольных образовательных учреждениях, органически вплетаясь в разнообразную подготовку, направленную на формирование готовности к обучению в школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе

Сегодня общепризнанным является тот факт, что здоровье и благополучие населения являются ключевыми факторами экономического и социального развития любой страны. Здоровые дети являются залогом, резервом и двигателем развития стран, их настоящего и будущего [15].
Понятие здоровья является ключевым, поскольку именно оно является и конечной целью здоровьесберегающей деятельности, и определяющей предпосылкой любой человеческой деятельности в целом. Состояние здоровья является одним из решающих факторов формирования личности молодого человека.
Забота о здоровье и его укрепление является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его жизнедеятельности. Здоровье является целостным, многомерным динамическим состоянием, которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [2, 8, 18].
Важнейшее значение в общей культуре отводится культуре здоровья как общечеловеческой ценности. Культура здоровья личности обуславливается жизненными приоритетами человека (наличием позитивных целей и ценностей); вдумчивым и осмысленным отношением к своему здоровью, рациональной организацией здорового образа жизни, который позволяет управлять состоянием человека исходя из его индивидуальных особенностей организма, а также реализовывать программы самореализации.
Формирование культуры здоровья личности реализуется в системе образования и тесно связано с методологией обучения основам здорового образа жизни [17, 18].
Индивидуальное здоровье человека является системообразующим фактором, которое нужно оценивать в динамике и практико-ориентированном здоровом образе жизни. При этом критерии состояния здоровья следует рассматривать с позиции повышения или сохранения его количественного и качественного потенциала как при относительно высоком уровне здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений, физических дефектов, тех или иных заболеваний. Здоровый образ жизни представляет собой определенную деятельность личности или группы людей, которая направлена на сохранение и улучшение, укрепление здоровья.
На сегодняшний день единого толкования понятия «здоровый образ жизни» нет, но суть его заключается в одном — сохранении здоровья человека.
Здоровый образ жизни это:
1) рациональный индивидуальный режим жизни, способствующий здоровью (психическая активность, здоровое питание, надлежащее духовное режим, личная гигиена, отказ от курения и злоупотребления алкоголем);
2) активное участие в формировании социальных отношений, способствующих сохранению и развития личности;
3) гигиеническое рациональное поведение с учетом требований окружающей среды;
4) сознательное участие в организации условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;
5) разумное отношение к мероприятиям по охране здоровья при заболевании [20]. Выполнение представленных составляющих ЗОЖ для различных возрастных категорий имеет практический смысл, поскольку не требует дополнительных материальных затрат и времени.
Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья, вследствие соблюдения которого, повышается трудовая активность, создается физический и душевный комфорт, активизируется жизненная позиция, защитные силы организма, укрепляется общее состояние, снижается частота заболеваний и обострений хронических заболеваний [20].
Существует два направления формирования здорового образа жизни: первое – это создание и развитие положительных для здоровья условий; второе – редукция негативных факторов риска для здоровья.
Формирование здорового образа жизни на сегодня должно стать комплексной, системной и целенаправленной деятельностью ученых, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, семьи, других социальных институтов, которые будут непосредственно направлены или косвенно касаться формирования, сохранения, укрепления, восстановления здоровья молодого поколения [1, 17].
Данные научных исследований свидетельствуют о том, что при формировании ЗОЖ необходимо учитывать такие компоненты:
1) потребностно-мотивационный, отражающий потребности, мотивы, интересы и желание, направленные на здоровый образ жизни;
2) содержательный, направленный на овладение необходимой системой знаний,
3) деятельностный, предполагающий умение школьников самостоятельно решать задачи физического воспитания;
4) творческий, характеризующийся умением моделировать ЗОЖ;
5) рефлексивный, обуславливающий сознательную деятельность.
Таким образом, дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сенситивным периодом психического развития. Именно в дошкольном детстве развиваются те физические качества, двигательные навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического, психического развития и поддержания здоровья [5]. Следовательно, крайне важной задачей становится формирование основ здорового образа жизни именно в дошкольном возрасте.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы