Курсовая с практикой на тему Воспитание правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Правовая культура и сознательная дисциплина учащихся 5
1.1. Направления, процесс, принципы и формы правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся 5
1.2. Права и обязанности школьников 7
1.3 Понятие и характеристика школьной дисциплины учащихся 9
1.4. Понятие и сущность дисциплинированности 13
Глава 2. Правовое воспитание учащихся 16
2.1. Проблемы правого и сознательного воспитания 16
2.2. Предмет права в школе 18
2.3. Предложения по совершенствованию правового воспитания в школе 20
2.4. Особенности поведения учащихся на уроках и на переменах 23
Глава 3. Формирования правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся в школе 24
3.1. Анализ деятельности МАОУ СОШ по формированию правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся 24
3.2. Культура речи и культура поведения учащихся 26
3.3. Представления школьников о праве 27
3.4. Цель правового поведения и сознательного воспитания в начальной и старшей школе 31
Глава 4. Роль родителей и школы в формировании правовой культуры и сознательной дисциплины 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Введение:
Актуальность темы исследования Своеобразным регулятором цивилизованных отношений в обществе и международного общения является правовая культура государства и каждой личности. Правовая культура являются частью духовной культуры личности. Переход к рыночной экономике, дальнейшее развитие предпринимательства и приватизации порождает такие явления, как потеря нравственных ценностей, бездуховность, сопровождающееся злоупотреблениями, преступностью, грубыми правонарушениями, заостренной криминогенной ситуацией. Становится очевидной объективная потребность целенаправленной деятельности всех социальных институтов государства в области правового воспитания и правовой культуры всех без исключения граждан. Это значительно актуализирует психолого-педагогические исследования проблем воспитания правовой культуры детей и подростков.
Именно школьный возрастной период определяются ценностные ориентации личности, выбор смысла жизни, формируются идеалы и стремления к самоопределению, самодетерминации, идет активный процесс становления социальной зрелости. Однако старшеклассникам присущи также и такие возрастные особенности, как индивидуализм, узкий практицизм, делячество, открытость негативным воздействиям. Поэтому воспитание правосознания, правовой ответственности, социально значимого поведения в этом возрасте приобретает особое значение.
Правовая культура и сознательной дисциплины учащихся является необходимым условием гражданского становления личности, ее гуманистической направленности, нравственной саморегуляции поведения в системе «человек и право», «человек и закон».
Одной из первоочередных задач современной социально-педагогической науки и практики является усиление внимания к специальным исследованиям, посвященных проблемам воспитания и сознательной дисциплины у подрастающих поколений ценностного отношения к праву на основе принятия осознание и утверждение ими Права и Закона как общечеловеческой нравственной ценности.
Проблематика, связанная с воспитанием правовой культуры, издавна привлекала к себе внимание философов, юристов, педагогов, психологов. Она нашла отражение в философском, культурологическом и юридическом аспектах в трудах Аристотеля, М.М, Бахтина, С.И. Головатого, И. Канта, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, В.С. Соловьева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.
Вопросы правового воспитания, правовой культуры исследовались и исследуются А.Я. Азаров, С.И. Володина, Л.И. Семина, В.В. Спасская, Н.И. Элиасберг и др.
Цель исследования: исследования заключается в выявлении особенностей формирования правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях.
Достижение поставленной цели обусловливает решение ряда задач:
1. Раскрыть понятие и сущность правовой культуры и сознательной дисциплины.
2. Изучить формы и методы формирования правовой культуры у учащихся.
3. Проанализировать деятельности МАОУ СОШ по формированию правовой культуры у учащихся.
4. Разработать комплекса мероприятий по формированию правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся.
Объект исследования: правовая культура старшеклассников.
Предмет исследования: особенности формирования правовой культуры у учащихся старших классов.
Методы и формы исследования: анализ научных источников, опрос, статистические методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Рассмотрев проблему формирования правовой культуры и осознанной дисциплины учащихся, мы установили, что:
1) анализ литературы в правовой и педагогической областях позволяет нам утверждать, что правовая культура представляет собой многогранное явление, включающее в себя правовую идеологию, правовую психологию и юридически значимое поведение индивида в обществе. В ходе учебной деятельности старшеклассников формируется определенное отношение к системе права в целом. Через призму психологических и поведенческих установок индивида формируются правовые знания;
2) результаты социологического исследования показывают, что старшеклассники испытывают нехватку знаний в различных отраслях права, в связи с чем, возникают различные проблемы в жизненных ситуациях. Большинство опрошенных старшеклассников и преподавателей считают, что необходимо вводить в общеобразовательных учреждениях отдельным предметом право, так как на уроках обществознания ощущается нехватка времени для более глубоко изучения данного блока. Особое внимание преподаватели уделили проблеме отсутствия компетенций в области права. В связи с этим возникают проблемы с объяснением более сложного материала, содержащего юридические тонкости;
3) уровень правовой культуры учащихся неразрывно связан с уровнем их знаний в области права, правосознания и правопонимания. Для того чтобы уровень правовой культуры старшеклассников был высоким необходимо не только качественно и углубленно преподавать право, но также формировать определенное отношение к праву (то есть старшеклассник должен понимать, для чего необходимо его соблюдать; в данном случае речь идет об осознанном волеизъявлении индивида соблюдать нормы права);
4) преподавание правовых знаний в общеобразовательных учреждениях не должен сводиться к изучению старшеклассниками только теоретической базы. Необходимо объяснить учащимся, как применить полученные знания в реальных жизненных обстоятельствах. Юридические знания могут быть применены в различных сферах жизнедеятельности (поступление в университет, трудоустройство на работу, права потребителей и т.д.).
Таким образом, в ходе исследования были получены результаты, подтвердившие наше предположение о том, что формирование правовой культуры старшеклассников – длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности. Процесс будет успешным, если обеспечить на уроках обществознания оптимальную координацию учебной деятельности, а также научность, доступность и эмоциональную наполненность изложения материала. Проблема формирования правовой культуры старшеклассников сложна и многогранна. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что старшеклассники ощущают нехватку правовых знаний и испытывают необходимость в получении качественных знаний в различных отраслях права.
Фрагмент текста работы:
Понятие «правовая культура» отличается многоплановостью, многоаспектностью и сложным характером. Как известно, правовая культура присутствует практически во всех явлениях правовой жизни общества, но не имеет самостоятельной предметности.
Е. Калуцкая считает, что понятие «правовая культура» идентично понятию правовой культуры какой-либо страны, поэтому сферы действия правовой культуры совпадают с границами государства [11, с. 52].
И.Ю. Блясова особо подчеркивает, что «правовая культура есть правовое свойство субъектов права. Она есть степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень их способностей качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощающих эти свои способности в социально-правовую активность» [2, с. 66].
Многообразие точек зрения ученых объясняется тем, что проблемы правовой культуры привлекают внимание многих исследователей, так как правовая культура представляет собой одну из особых, сложных и противоречивых составляющих общей культуры человечества. Поэтому, целесообразнее рассмотреть феномен правовой культуры с позиций разных дисциплин и определить её как междисциплинарную категорию.
Социология принимает во внимание такие составляющие правовой культуры как убеждения и установки самой личности, считая, что они имеют непосредственное влияние на определение модели поведения при реализации права. Для социологии особое значение имеет именно объем усвоения норм права, то есть степень понимания личностью рациональности их применения или, другими словами, качество уяснения норм права, а не их количество. Правовая культура влияет на правосознание всего общества и играет важную роль в формировании правового поведения личности. Таким образом, с точки зрения социологии правовая культура понимается как «совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества» [5, с. 11-12].
Анализировать правовую культуру можно и с точки зрения педагогики. Для этого сначала надо ответить на вопрос, из чего складывается правовая культура учащихся? А это не только получение и усвоение правовых знаний, но и умение их применять на практике. Следствием является формирование правовых убеждений, навыков, привычек, которые становятся мотивами правомерного поведения.
Изучив различные подходы к определению правовой культуры, можно выделить три её элемента. Первый элемент – это уровень развития правового сознания населения, то есть глубина освоения обществом ценности прав и свобод человека, качество информирования населения в области права, каково отношение населения к закону, органам правопорядка и т.д.
Второй элемент – это уровень развития правовой деятельности, в котором находит закрепление первый элемент, так как уровень развития правового сознания фиксируется в реальной правовой деятельности, в правовом поведении. Под правовой деятельностью, в данном случае, следует понимать деятельность не только ученых-юристов (её теоретическая сторона), но и студентов юридических организаций (образовательная сторона), а также деятельность по применению права (практическая сторона) [15, с. 44].
Третий элемент – это уровень развития всей системы юридических актов. Основным документом, определяющим систему законодательства, является конституция государства. Для оценки правовой культуры она имеет наибольшее значение. Нельзя не принять во внимание и уровень развития системы нормативно-правовых актов в целом (законы, акты центральных исполнительных органов власти, акты местных органов власти и т.д.) [19, с. 206].
Выделенные структурные элементы правовой культуры достаточно условны, так как любая правовая деятельность не может быть отделена от правового сознания, которое в свою очередь проявляется только в правовой деятельности. Связующим звеном всей структуры правовой культуры является человек, группа людей, население в целом.