Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитание патриотизма как качество личности у подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания патриотизма как качества личности 6
1.1. Сущностная характеристика понятия «патриотизм» 6
1.2. Формы и методы организации воспитательной работы в аспекте патриотического воспитания учащихся 10
Вывод по главе 1 17
Глава 2. Организация процесса воспитания патриотизма в воспитательном процессе современной школы 18
2.1. Диагностика уровня воспитанности патриотизма у учащихся 18
2.2.Разработка программы воспитательной работы по патриотическому воспитанию учащихся современной школы 24
Вывод по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 33
Приложения 36

 

  

Введение:

 

Актуальность работы. В различные времена и эпохи, во всех цивилизованных государствах семья, школа, общество ставили перед собой задачу – воспитать гражданина, патриота своей страны. В условиях становления российского государства гражданскому воспитанию принадлежит приоритетная роль. Воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, преданности делу укрепления государственности, активной гражданской позиции сегодня признаны проблемами общегосударственного масштаба. На современном этапе развития РФ необходимо осуществить ряд системных мер, направленных на усиление патриотического воспитания детей и молодежи. Это позволит сформировать новое российского общество, действующее на основе национальных и европейских ценностей, поэтому сейчас, как никогда, нужны новые подходы и новые пути к воспитанию патриотизма, формированию гражданской позиции и высоких моральных качеств личности ученика.
Воспитание личности в учебном заведении должно быть направлено, прежде всего, на развитие патриотизма – любви и уважения к своей семье, учебному заведению, городу, государству. И проблема заключается в том, что дети школьного возраста термин «патриотизм» понимает поверхностно. Поэтому задача современного учебного учреждения – формирование гражданина патриота, способного построить суверенную Россию, творческой личности с высоким уровнем интеллектуального и духовного развития. При таких условиях школа становится важным звеном воспитания сознательных, активных, высоконравственных граждан РФ, местом эмоционально-психологической защищенности и душевного комфорта личности.
Проведенный теоретический анализ научной литературы показал, что проблема патриотического воспитания исследовали выдающиеся классики отечественной педагогики, а именно: С.Н. Николаева, а также современные ученые, в частности С.В. Черемных, В.И. Лесняк, И.Д. Бех, А.Г. Вороненко, Р.Н. Кедярова, И.С. Козакова. Учеными раскрыты теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы, определены общечеловеческие и национальные ценности, отмечается значимость принципа народности в национально-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Все вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования: «Воспитание патриотизма как качества личности у подростков».
Объект исследования – воспитательный процесс в современной школе.
Предмет исследования – патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе современной школы.
Цель исследования – научно обосновать организацию процесса воспитания патриотизма как качества личности в воспитательном процессе современной школы.
Цель исследования предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Уточнить содержание понятия «патриотизм» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать формы и методы организации воспитательной работы в аспекте патриотического воспитания учащихся.
3. Провести диагностику уровня воспитанности патриотизма у учащихся.
4. Разработать программу внеклассной воспитательной работы по патриотическому воспитанию старшеклассников современной школы.
Основными методами исследования стали:
теоретические: анализ научной литературы и периодических изданий по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение, конкретизация и систематизация полученных данных, методы аналогии, индукции и дедукции;
эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа;
математические и статистические методы подсчёта и обработки полученных данных.
Практическая значимость результатов исследования. Предложенная программа внеклассной воспитательной работы по патриотическому воспитанию старшеклассников современной школы может быть использованы учителями и психологами в школе и родителями дома.
База исследования: старшие классы средней общеобразовательной школы. Укажите номер школы
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы приводится список использованной литературы (__ источников), приложения (2).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Выполнив теоретико-практическое научное исследование, считаем, что цель работы – научно обосновать организацию процесса воспитания патриотизма как качества личности в воспитательном процессе современной школы – достигнута и задачи выполнены. В результате чего можно сделать следующие выводы, что в ходе выполнения исследования:
1. Был осуществлен историко-педагогический анализ становления и развитие патриотического воспитания. Выявлено, что одним из призваний российской национальной системы образования и воспитания детей школьного возраста является задача пробуждать и воспитывать в каждом ребенке патриотические качества, ценности: любовь к отцу и матери, родственникам, своим предкам, родной природе, земле; любовь к родному языку, культуре, народу; борьбу за повышение духовности и благосостояния всех россиян, представителей национальных меньшинств РФ; любовь к России – Родине и т.д..
2. Проведена диагностика сформированности уровней патриотического воспитания подростков (266 человека), при этом результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента убедительно свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности патриотических качеств подростков, а именно: только у 8,8% дошкольников констатирован высокий уровень сформированности патриотических качеств, у 39,2%  средний и низкий  51,9%.
3. На завершающем этапе был предложена программа по воспитанию патриотизма как качества личности у подростков. Было предложено проводить лекции, беседы, семинары, «круглые столы», конференции уроки памяти, экскурсии встречи с ветеранами, походы по местам боевой славы и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания патриотизма как качества личности
1.1. Сущностная характеристика понятия «патриотизм»

Понятие «патриотизм» в разные периоды развития социума трактовалось неоднозначно. Советская педагогическая наука так и не смогла выработать единого подхода к пониманию сути патриотического воспитания. Среди многих современных ученых, исследовавших понятие патриотизма, нет общего понимания его содержания.
В педагогическом словаре под редакцией М.Д. Ярмаченка понятие «патриотизм» определено как «общественный и моральный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенных действиях и сложном комплексе общественных чувств, обычно называется любовью к отечеству» [27, с. 356]. Подчеркивая, что воспитание патриотизма является важнейшей задачей всей системы образования и воспитания, проявления патриотизма трактуются как принципы морали: «забота об интересах и исторической судьбы страны и готовность ради нее на самопожертвования; верность отчизне, что борется с врагами; гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданию народа, уважение к историческому прошлому отечества и наследование от него традиций; привязанность к месту жительства – города, села, области, страны в целом.
В энциклопедии В.В. Давыдова патриотизм трактуется как «общественный моральный принцип деятельного отношения к своему народу, что отражает национальную гордость и любовь к отчизне, гражданской ответственности за ее судьбу, а также эмоциональное подчинение личностью своей жизни общим национальным интересам и оказывается в готовности служить Родине и защищать ее от врагов» [9, с. 633].
Для современного человека патриотизм стал одним из первых обязанностей и одним из самых почетных чувств – это то, чем патриот благодарит государству всего, что она делает для него, а государство является совокупностью гражданских институтов, защищают жизнь человека.
Сегодня многие авторы прямо и косвенно рассматривают сущность патриотического воспитания. Данной проблематике посвящены фундаментальные труды ученых А.М. Бесовой, К.Ю. Белой, Н.В. Алешиной, А.Д. Жарикова тому подобное. Психологическую составляющую патриотизма исследуют в своих научных трудах современные психологи И.Д. Бех, А.Г. Вороненко, Р.Н. Кедярова, И.С. Козакова. Почти во всех научных работах, публицистических статьях авторы придерживаются мнения, что патриотическое воспитание – это процесс, что формирует осознание своей причастности к истории, традициям, культуре своего народа, любовь к своей Родине, переживания за судьбу своего народа, его будущее. Результатом эффективного патриотического воспитания является формирование патриотизма патриотических услышать, функция которых заключается в положительном отношении к своему народу, Родине. Понятие «патриотизм» в разные периоды развития социума трактовалось неоднозначно. Так, советская педагогическая наука, скованная догмами марксистско-ленинской идеологии, так и не смогла выработать единого подхода к пониманию сути патриотического воспитания. По мнению ученого Н.М. Снопко [21], патриотизм – это чувство, О.С. Герасимова [7] считала его моральным качеством личности, В.А. Крехалёва [16] – частью коммунистического мировоззрения и идейности, Ю.А. Сучкова [22] – моральной ценностью.
Следовательно, субъектом патриотизма является человек как общественное существо, а объектом – народ и Родина [23, c. 20].
Итак, среди ученых нет единого понимания педагогического статуса категории «патриотизм», хотя в определении целей патриотического воспитания мысли ученых в значительной мере совпадают, поэтому определение патриотизма требует дальнейшего уточнения, ведь многозначность в толковании термина размывает понимание его значения.
Р.Н. Кедярова строит теорию воспитания на таких ценностях: нравственность (абсолютная вечная ценность), патриотизм (национальная ценность), демократизм гражданская ценность), родство (семейная ценность), характерность (ценность личной жизни [11, c. 3].
Учитывая то, что патриотические ценности являются не рациональными абстрактными понятиями, а соотносятся с конкретной этнонациональной культурой, только осознавая собственную причастность к ней, личность становится сознательным патриотом, носителем этой культуры.
По определению А.Г. Вороненко, патриотизм – это способность личности идентифицировать себя с русским народом, с гражданами Российского государства и потребность в постоянном самоутверждении с целью собственного духовного и интеллектуального роста, способствует прогрессу самого общества [12, c.21].
Опираясь на труд Н.М. Шанского, можно констатировать тот факт, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с раннего возраста, поскольку период школьного возраста по своим психологическим характеристиками являются наиболее благоприятный для воспитания патриотизма, так как ребенок отвечает доверием взрослому, ему присуще копирование, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств [25, c. 112]. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
Патриотические чувства детей школьного возраста основываются на их интересе к ближайшему окружению (семьи, родительского дома, родного города, села), которое они видят каждый день, считают своим, родным, неразрывно связанным с ними.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы