Курсовая с практикой на тему Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников в процессе знакомства с русским фольклором
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у старших дошкольников в процессе знакомства с русским фольклором 5
1.1. Проблема воспитания нравственных качеств личности и ее отражение в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности возраста старших дошкольников при воспитании у них нравственных качеств 7
1.3. Русский фольклор как средство воспитания нравственных качеств у старших дошкольников 12
Глава 2. Практика работы с детьми по формированию у них нравственных качеств средствами русского фольклора. 18
2.1. Диагностика уровня воспитанности нравственных качеств у старших дошкольников 18
2.2. Практика работы с детьми по воспитанию нравственных качеств средствами русского фольклора 27
Заключение 37
Список литературы 40
Введение:
Актуальность темы исследования. Одной из важных задач, которая стоит перед обществом, считается воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. Следует понимать, что процесс освоения нравственных ценностей длительный и сложный, имеет активный характер. При этом, считается, что невозможно научить детей нравственности, так как ее можно только впитывать, переживать чувствами и осваивать посредством эмоционального опыта. Поэтому перед дошкольной организацией стоит важная задача – прививать моральное поведение, способствовать возникновению у детей желания поступать правильно и хорошо. Этому может помочь развитие нравственно-эстетических чувств.
Формирование нравственно развитой личности ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать прекрасное, возвышенное в окружающей действительности, в поведении других людей, в развитии стремлений принимать активное участие в создании прекрасного, потребности беречь созданное руками человека или природой, умений жить и общаться с окружающими по законам красоты.
Особое значение в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста имеет обращение к устному народному творчеству, фольклору. Сказки, пословицы, загадки, считалки, поговорки, былины, частушки наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Фольклор, как устное народное творчество развивает мышление и воображение ребенка, формирует навыки общения с окружающими, обогащает его эмоции, позволяет ребенку легко и естественно приобщиться к народным традициям и проявить себя.
Степень изученности темы исследования. Нравственным воспитанием детей старшего дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные учёные: А.В. Антонова, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.Я. Шпикалова, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э.П. Торранс и др. Философско-эстетические аспекты проблемы рассматриваются в научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В. Ядова.
Важное значение устного народного творчества в жизни человека определяют множество психологов и педагогов, среди которых В.Г. Белинский, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский и др. Так, исследователи говорят о том, что посредством устного народного творчества дети могут эффективно овладевать родным языком, при этом осваивая его красоту и лаконичность, приобщаясь к культуре своего народа.
Целью исследования является изучение особенностей воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с русским фольклором.
Поставленная цель предполагает достижение следующих задач исследования:
1. Изучить проблему воспитания нравственных качеств личности в психолого-педагогической литературе
2. Охарактеризовать особенности воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать особенности использования русского фольклора как средства воспитания нравственных качеств старших дошкольников.
4. Продиагностировать уровень воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
5. Организовать практическую работу с детьми по воспитанию у них нравственных качеств средствами русского фольклора.
Объект исследования – процесс формирования нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности использования русского фольклора в воспитании нравственных качеств старших дошкольников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2. Экспериментальные методы (наблюдение, эксперимент);
3. Количественный и качественной анализ полученных данных и их обобщение.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в практике педагогов для формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, нравственное формирование личности является сложным и многогранным процессом, который осуществляется при воздействии разных факторов и условий. Что касается подрастающего поколения, то его развитие протекает посредством влияния внешнего и внутреннего воздействия. Все, с чем соприкасается ребенок, человек, предмет или явление окружающей жизни, накладывает определенный отпечаток на его поведение и моральный облик.
На сегодняшний день складывается такая ситуация, что различные изменения в экономической и социальной сферах жизни требует подготовки подрастающего поколения, которое будет способно адаптироваться в изменяющейся обстановке, уметь принимать решения и делать собственный выбор, обладать высоким уровнем общей и национальной культуры. В связи с этим существует необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания детей школьного возраста.
Одним из эффективных средств воспитания такого человека считается русское устное народное творчество. Возможности использования устного народного творчества при воспитании детей способствуют развитию творчества и воображения, формированию духовно-нравственной культуры, речевому развитию и т.д. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Это говорит о том, что нравственное воспитание в дошкольных учрежедения должно ориентироваться на требования нашей жизни не только на сегодня, но и в будущем. В связи с этим одним из важных разделов является воспитание морально-волевых черт характера ребенка, среди которых честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, уважение к старшим и т.п.
Необходимо воспитывать у старших дошкольников чувство справедливости и честности, формировать нетерпимое отношение к отрицательным качествам и поступкам, мешающим строить новое общество. Важность нравственного воспитания детей объясняется несколькими причинами. В первую очередь, ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Он становится таким в процессе целенаправленного воспитания. Помимо этого, для того, чтобы освоить нравственный опыт, ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого, который уже имеет его, поскольку личный опыт ребенка ограничен. Отсюда следует необходимость систематического воспитания, которое будет направлено на формирование положительных моральных качеств.
Так же определено, что любое качество личности, уровень ее развития и интеллектуальное совершенство характеризуются положительным социальным смыслом только наряду с сочетанием нравственного развития личности.
В первую очередь нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста протекает в процессе специально организованной работы. На таких занятиях дети приучаются к самостоятельной работе, успешность которой зависит от соотнесения своих усилий с усилиями других, умения слушать и понимать сверстников, сопоставлять свои знания с другими, иметь мнение и отстаивать его, помогать другим и принимать помощь. В процессе занятия или в свободной деятельности ребенок может получать удовольствие от процесса получения новых знаний, или огорчаться от неудач и ошибок. Однако все это говорит о том, что ребенок усваивает необходимый ему опыт, в том числе нравственных качеств.
Так можно сделать вывод, что нравственное воспитание является процессом формирования моральных качеств и черт характера, навыков и привычек поведения. Основной базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства, которое представляет собой постоянное эмоциональное ощущение, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий.
В результате нравственного воспитания формируется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценностных свойствах и качествах личности, проявляясь при построении отношений, в деятельности и общении детей.
Следует отметить, фольклор это — универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта отобрали самые естественные и самые необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов.
Воспитательный потенциал фольклора заключен в глубинных процессах пробуждения позитивного отношения к миру, зафиксированного в лаконичной форме пословиц, поговорок, сказок. Фольклор в силу своей глубокой эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на формирование всех компонентов (нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение) нравственных представлений старшего дошкольника.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у старших дошкольников в процессе знакомства с русским фольклором
1.1. Проблема воспитания нравственных качеств личности и ее отражение в психолого-педагогической литературе
Понятие нравственного воспитания достаточно обширное и касается всех сторон жизнедеятельности человека. В связи с этим, известный педагог В.А. Сухомлинский, разрабатывая воспитательную систему всестороннего развития личности, говорил о том, что важным и системообразующим фактором является нравственного воспитание [21].
По мнению Л.А. Григорович, нравственность представляет собой такую личностную характеристику, которая объединяет многие качества и свойства, среди которых доброта, порядочность, дисциплинированность и коллективизм [14].
И.Ф. Харламов указывал, что нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к обществу и к себе.
В связи с этим можно сказать, что нравственное воспитания является целенаправленным и систематическим воздействием на сознание, чувства и поведение индивида для формирования у них нравственных качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [25].
По мнению такого педагога как Б.Т. Лихачев, среди основополагающих базовых категорий нравственного воспитания следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и реальные нравственные отношения [16].
Задачами нравственного воспитания выступают следующие:
1. Формирование нравственного сознания.
2. Воспитания и развитие нравственных чувств.
3. Наработка умений нравственного поведения [18].
Важно заметить, что нравственное воспитание заключается и в формировании у индивида сознания взаимосвязи с обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с интересами всего общества. К нравственному воспитанию относится знакомство индивидов с нравственными идеалами и требованиями общества, перевод нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых нравственных чувств и качеств.
Следует отметить, что в результате нравственного воспитания появляется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценные свойства и качества личности, проявляясь в отношениях, деятельности и общении. Помимо этого нравственная воспитанность характеризует глубину нравственного чувства и способности индивида к эмоциональному переживанию, состраданию, стыду и сочувствию. Нравственная воспитанность отражается в нравственном сознании, показывая моральную образованность и способность анализировать, показывать явления жизни с точки зрения нравственного идеала, давая при этом ему самостоятельную оценку [9].
Так мы можем сделать вывод, что нравственная воспитанность является устойчивостью положительных привычек и привычных норм поведения, показывая культуру отношений и общения в условиях детского коллектива. Помимо этого, об уровне нравственной воспитанности свидетельствует наличие у школьников сильной воли и способности к осуществлению нравственно-волевого контроля и самоконтроля, а так же регуляции поведения.
Проявление нравственной воспитанности отражается в активной жизненной позиции индивида, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в трудных жизненных ситуациях, сохранение верности своей убежденности и самому себе [11].
Нравственным принято считать индивида, который нормы, правила и требования представляет за свои собственные взгляды и убеждения, принимая их как привычную форму поведения. Другими словами, нравственность представляется внутренним категорическим императивом личности, побуждаясь здоровыми общественными потребностями, которые связаны с моральными знаниями, взглядами, убеждениями и идеалами.
Стоит отметить, что на сегодняшний день содержание нравственного воспитания подвергается существенным изменениям по причине того, что существует необходимость возрождать общечеловеческие ценности. Для того, чтобы воспитанники совершали нравственные поступки, у них должна быть такая потребность. Поэтому формирование нравственной потребности дошкольников заключается в процессе усвоения переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. Так, при помощи нравственной потребности появляется основа для природы морали – возможности свободного выбора. В такой выработке способности к свободному нравственному выбору заключается функции этических воспитательных дел. А система поступков приводит к формированию нравственной привычки в виде появления устойчивой потребности совершения нравственных поступков [2].
Можно сделать вывод, что нравственные представления — это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой. На уровень сформированности нравственных представлений влияет глубина социального и личностного осознания значимости нравственных норм и правил.
1.2. Особенности возраста старших дошкольников при воспитании у них нравственных качеств
Нравственное воспитание приносит пользу только в случае его интеграции в процесс образования, когда оно становится составной частью процесса воспитания и образования дошкольников. Нравственное воспитание призвано решать несколько задач, необходимых к разграничению, которые в самом воспитательном процессе должны реализовываться одновременно. Одна из них направляется на нравственную социализацию детей, способствующую формированию у них положительных качеств и ценностей, определяющих поведение и сознание. В действиях таких детей проявляется свобода выбора, притом, что они имеют право совершать ошибки. Важно, что дети в сложных для них ситуациях могут принимать неправильные решения, однако это будет способствовать формированию у них самостоятельности и ответственности за свои поступки.
Вместе с этим воспитание нравственности, по мнению М.Е. Маркушева, представляется в формировании социально-ценного поведения, создавая систему отношений, которые способствуют позитивному психологическому климату в коллективе [17].
Второй задачей нравственного воспитания является обучение ребенка принимать обоснованные и ответственные решения в разных нравственных ситуациях, с опорой на свой интеллект. Важность воспитания здесь заключается в том, что существует необходимость готовить каждого ребенка к выполнению своего нравственного долга.
Следует заметить, что нравственное развитие протекает одновременно с интеллектуальным. Это говорит о том, что в основе формировании личности лежит побуждение познавательных способностей и интересов, развитие стремлении к добыче научных истин. Но при этом важно, что наука выполняет свое воспитательное значение только до той поры, пока имеет творческий характер. Как только она становится бюрократической, то сразу же теряет свое значение для воспитанников [19].
Выполнение указанных задач представляют значительную важность в деятельности педагогов дошкольных организаций. В качестве материальной базы для нравственного воспитания в старшей группе становятся правила, система поощрений и наказаний, форма одежды и стиль воспитания, а так же характер дошкольной деятельности, появление этических норм во взаимодействии детей и педагогов. Так, педагогу необходимо доносить до старших дошкольников нормы поведения постоянно. При этом необходимо отметить, что нравственное поведение будет усваиваться дошкольниками посредством педагогически верно организованного поведения и общения.
Заметим, что нет единой общей теории нравственного воспитания, так же как не существует ограничений характера образования. Поэтому содержание деятельности в старших группах детского сада характеризуется моральной мудростью, которая проявляется в истории, произведениях литературы и искусства и т.п. Для того чтобы воспитание стало фактором нравственного становления личности ребенка, необходимо, чтобы оно основывалось на воспитании гражданственности как основы готовности индивида выполнять свои конституционные обязанности [13].
Дидактический материал, используемых со старшими дошкольниками дает возможность обращения к нравственным вопросам, позволяя выражать нравственную позицию. Например, художественная литература всегда предлагает рассматривать нравственные проблемы, поскольку писатели в своих произведениях отражают свою позицию по тем или иным вопросам жизни человека и свои отношения с окружающей действительностью. История дает возможность изучить самобытность нравственной жизни человек в определенной культурной традиции. Тем самым появляется возможность избегать открытого морализирование, так как протекает формирование нравственности детей, основанное на свободном принятии решений и возможности просмотреть их последствия [5].
Педагогическая практика имеет множество приемов, методов и форм воспитательной и учебной работы, которая способствует формированию важных ценностей и нравственных норм в общественной жизни ребенка в разных направлениях, в частности трудовом, эстетическом, гражданском и т.д. Активное участие ребенка в воспитательной работе способствует повышению их самооценки, помогает становлению жизненной позиции в различных жизненных связях.
Роль педагога для нравственного воспитания ребенка представляется в уточнении значения нравственных ценностей и норм в отдельных жизненных ситуациях, обучение ребенка решению жизненных проблем, обучение выбору и предвидению последствий того или иного поступка. В связи с этим важно то, что нравственное воспитание не может иметь навязывание своего мнения или готового решения, так как покорность не будет развивать индивидуальность и самостоятельность ребенка [21].
Основное направление нравственного воспитания заключается в борьбе с пониманием релятивизма ценностей, распространяемого в последнее время. Факт в том, что абсолютного нравственного закона нет, но отрицать устойчивые моральные ценности так же нельзя. Ни одно общество не будет существовать, если перестанет опираться на нравственные ценности. Поэтому старшим дошкольникам необходимо давать возможность представлять общество, в котором справедливость, честность, мужество, мудрость и самоконтроль являются морально положительными качествами.
Так же следует заметить, что процесс нравственного воспитания основывается на формировании традиционных ценностей, оценок и отношения к прошлому. Что же касается дошкольного образования, то оно учит дистанцироваться от традиций, опираясь на критическое отношение к познаваемому предмету, развивая критическое мышление и творческую деятельность. В связи с этим, у детей воспитывается умение ориентироваться на альтернативы, которые представляются жизнью, учат старших дошкольников думать и решать сложные ситуационные задачи, иметь собственное мнение и точку зрения на поступки окружающих людей [15].
Детям необходимо понимать нравственные ограничения своего самостоятельного мышления, учитывая при этом последствия своих решений и поступков, как для самого себя, так и для тех, кто их окружает. При этом любое критическое отношение должно опираться не на личные желания, а на личностные ресурсы с целью совершения обоснованного решения, мнения или поступка. Поэтому для расширения таких ресурсов важно развитие многообразия социальных, нравственных отношений. Так, К.Д. Ушинский говорил о том, что морально-ценностный поход заключается в том, что прежде чем воспитывать ребенка в любом отношении, важно сначала узнать его во всех отношениях [23].
В подтверждение этому мы можем сказать, что целостная личность является не простой суммой отношений к окружающей действительности, а формируется посредством ее включения в социальную деятельность и последующий за этим анализ и осмысление своего отношения к окружающему миру.
Коллектив детского сада в старшем возрасте дает огромные возможности для моделирования проявления положительных качеств личности в различных отношениях. В связи с этим коллектив выступает социальным инструментом формирования личности посредством специальных педагогических действий с помощью организации многообразия связей дошкольников в коллективной деятельности [26].
При этом коллектив представляет большую возможность выбора вида деятельности, а так же выполнения различных социальных функций, реализуемых в полном объеме. Посредством коллектива личность может совершать общественно-значимое целеполагание, которое проявляется в постановке личностных целей и задач, достижение которых протекает в коллективной деятельности [11].
Сущность моделирования разных социальных форм воздействия на личность детей представляет упорядочение совместной деятельности относительно нормативных требований общества и педагогической целесообразности. Поэтому детский коллектив можно считать исходной нормативной системой, предписывающей форму и содержание совместной деятельности детей.
Здесь важно то, что следование номам поведения не будет иметь устойчивого и долговременного эффекта воздействия на ребенка, поскольку только воспитательное воздействие оказывает влияние на формирование представлений о выполнении норм поведения. Положительное подкрепление нормативного поведения не сможет объяснить и закрепить у детей в сознании причинно-следственную связь между самим поступком и поощрением. Поэтому при формировании социально правильного поведения важно опираться на нравственные чувства, такие как гордость и удовлетворение от выполненного долга. Именно опора на духовную составляющую личности будет способствовать устойчивому нравственному поведению, поскольку оно будет личностно осмысленным [8].
Таким образом, нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста предполагает моделирование процесса социально верного поведения в различной практической деятельности детей. В таком случае будет происходить эффективное педагогическое воздействие на ребенка, способствующее развитию его активности, закрепление положительных в нравственном отношении действий, которые нужны для успешного вхождения в социум.