Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические аспекты в воспитания культуры
поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. 5

1.1. Культура поведения у детей старшего дошкольного
возраста. 5

1.2. Особенности воспитания культуры поведения в старшем
дошкольном возрасте. 8

1.3. Дидактическая игра как средство формирования
воспитания культуры поведения у
дошкольников. 11

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование влияния всюжетно-
ролевых игр на воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста. 14

2.1. Диагностика культуры поведения детей старшего
дошкольного возраста  14

2.2. Проведение серии сюжетно-ролевых игр, направленных на
воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. 22

2.3. Определение эффективности сюжетно-ролевой игры на
воспитание культуры поведения в старшем дошкольном возрасте. 25

Заключение. 26

Список литературы.. 28

 

  

Введение:

 

Культура поведения -важная часть общей культуры
человека. Культура поведения, культура человеческих отношений, общение людей
между собой играет важную роль в жизни каждого человека.

Актуальность
исследования
. Культура поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем,
которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы
заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Дети должны уметь управлять своим поведением и
планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,
соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Цель
исследования:
теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение
эффективности использования сюжетно-ролевой игры в процессе воспитания культуры
поведения у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время можно выявить противоречие между
объективной потребностью общества в воспитании личности, владеющей культурой
поведения и недостаточной разработанностью проблемы воспитания культуры
поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре в дошкольном образовательном
учреждении. Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования
возможности сюжетно-ролевой игры в воспитание культуры поведения у детей
старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет
исследования :
сюжетно-ролевая игра как средство формирования культуры
поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза
исследования
: если с детьми старшего дошкольного возраста целенаправленно
организовывать сюжетно-ролевые игры, то это будет способствовать воспитанию у
них культуры поведения.

В соответствии с целью и гипотезой
исследования определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования.

2.               
Определить
сущность понятия «культура поведения детей дошкольного возраста»

3.               
Подобрать
диагностические методики и выявить уровни сформированности культуры поведения у
детей старшего дошкольного возраста

4.               
Разработать
и реализовать систему сюжетно-ролевых игр по формированию культуры поведения у
детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

5.               
Проанализировать
эффективность влияния сюжетно-ролевой игры как средства формирования культуры
поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных
задач использовались следующие методы исследования:

-теоретические — анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;

-эмпирические — наблюдение, беседа;

-интерпретационные
методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На
современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает
одним из условий дальнейшего социального прогресса.

 В связи с этим перед общеобразовательной
школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного
самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в
соответствии с интересами окружающих его людей.

Решение этой проблемы связано с формированием устойчивых нравственных
качеств личности ученика.

Теоретическое изучение психолого-педагогических исследований показал, что
сюжетно-ролевая игра – это разновидность сюжетно-ролевой игры, представляющая
собой такую деятельность старшего дошкольника, которая основана на литературном
и игровом опыте детей, требующая совместного со сверстниками сюжетосложения.

Признаками сюжетно-ролевой игры является отсутствие предметных игровых
действий с игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами,
предполагает протекание игры лишь в речевом плане. На границе старшего
дошкольного и младшего школьного возраста такая игра наиболее полно отвечает
потребностям и интересам ребенка. Совместная игра развивает воображение, творчество,
обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые
переживания маленького человечка.

Сюжетно-ролевая игра – это высший уровень развития
сюжетно-ролевой игры, доступный дошкольнику. И потому эта игра присуща лишь
детям в старшем дошкольном возрасте.

Дети играют на основе индивидуального или совместного
со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и
историй, затем – через внесение изменений в знакомый сюжет (введение новых
ролей, действий, событий), впоследствии – через сложение новых творческих
сюжетов.

Важная задача взрослого
постараться научить ребёнка везде и во всём уважать окружающее его общество в
целом и каждого человека в отдельности, и относиться к ним так, как он
относится к себе и чтобы другие люди, взрослые, сверстники относились к нему
так же. В наше время человеческие отношения далеко не всегда и всеми
осуществляются. Культура поведения, культура отношений человека к человеку,
общение людей между собой играют огромную роль в жизни каждого человека.

Увеличение событий в сюжете игры приводит к
свертыванию действий с предметами, которые теперь только обозначаются в речи;
чаще используется смена ролей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия,
когда дети проговаривают очередные события. В игре возрастает инициатива всех
ее участников.

Исследовав содержание
игровой деятельности детей, было установлено, насколько поменялись показатели
степени культуры поведения детей.

Цель исследования была
достигнута путем решения следующих задач:

1. Изучены психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования.

2. Определена сущность понятия «культура поведения детей
дошкольного возраста»

3. Подобраны диагностические методики и выявлены уровни
сформир ванности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

4. Разработана и реализована система сюжетно-ролевых игр по
формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в
сюжетно-ролевой игре.

5. Проанализирована эффективность влияния сюжетно-ролевой
игры как средства формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические аспекты в воспитания культуры поведения
детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

1.1. Культура поведения у
детей старшего дошкольного возраста

В условиях современной воспитательной
среды, когда содержание дошкольного образования возросло в объеме и усложнилось
по своей внутренней структуре, роль воспитательного процесса в культуре
поведения возрастает.

Существенная сторона
понятий культуры поведения определяется научными знаниями, которые дошкольники получают,
изучая окружающий мир. Знания культуры поведения сами по себе не менее важны
для общего развития дошкольников, чем знания в других областях.

Особенность воспитания культуры
поведения заключается в том, что его нельзя разделить ни на какой особый воспитательный
процесс.

Формирование культуры
поведения происходит в процессе всей многогранной деятельности детей, в
разнообразных отношениях, с которыми они вступают в разные ситуации со сверстниками,
с детьми младше себя и со взрослыми.

Тем не менее, воспитание культуры
поведения является целенаправленным процессом, включающим в себя определенную
систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

 Рассматривая систему культуры поведения, можно
увидеть, что она отличается несколькими аспектами:

Во-первых, реализация
согласованных воспитательных воздействий воспитателя и детского организма при
решении определенных воспитательных задач, а в рамках группы — единство
действий всех детей.

 Во-вторых, использование методов формирования
воспитательной деятельности путем воспитания культуры поведения.

 В-третьих, система воспитания культуры
поведения также понимается как взаимосвязь и взаимное влияние нравственных
качеств, воспитанных в данный момент у детей. [7]

 В-четвертых, система воспитания культуры
поведения должна рассматриваться в последовательности развития определенных
качеств личности по мере взросления и взросления детей.

 В формировании личности ребенка, с точки
зрения С.Л. Рубинштейну, особое место занимает вопрос развития нравственных
качеств, составляющих основу поведения.

 В этом возрасте ребенок не только изучает
сущность моральных категорий, но и учится оценивать свои знания в действиях и
поступках других, своих собственных действиях.

Определение роли
планирования, как в образовательной деятельности, так и в нравственном
поведении детей дошкольного возраста, привлекли внимание таких ученых, как Л.
А. Матвеева, Л. А. Регуш и многих других.

 В своих исследованиях они обращаются к
формированию моральных мотивов поведения, оценки и самооценки морального
поведения.

 Процесс воспитания ДОУ основан на принципе
единства сознания и деятельности, на основе которого возможно формирование и
развитие устойчивых личностных качеств при активном участии в деятельности. [5]

 «Практически любая деятельность имеет
моральное значение», О.Г. Дробницкий, в том числе тренировочный, который, по
словам Л.И. Божович, «имеет большие образовательные возможности». Последний
автор представляет образовательную деятельность ведущей для дошкольника. В этом
возрасте он оказывает большее влияние на развитие ученика, определяет появление
многих новообразований. Развивает не только умственные способности, но и
нравственную сферу личности.

 В результате регламентированного характера
процесса, обязательного систематического выполнения определенных заданий, дошкольник
развивает нравственные знания, характерные для своей деятельности, нравственных
отношений, указывает И.Ф. Харламов.

 Воспитательная деятельность, будучи лидером в дошкольном
возрасте, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает
возможности для детей овладеть приемами, методами решения различных психических
и нравственных проблем.

 Педагог играет приоритетную роль в воспитании
и обучении дошкольников, в подготовке их к жизни и социальном мире. Педагог
всегда является примером для учеников нравственности и преданного отношения к
работе. Моральные проблемы дошкольников на современном этапе развития общества
особенно актуальны.

 Особенностью процесса нравственного воспитания
следует считать то, что он длительный и непрерывный, а его результаты
задерживаются во времени.

 Существенной чертой процесса нравственного
воспитания является его концентрическое построение: решение образовательных
задач начинается с начального уровня и заканчивается на более высоком. Для
достижения целей используются все более сложные виды деятельности. Этот принцип
реализован с учетом возрастных особенностей детей. [8]

 Процесс нравственного воспитания динамичен и
креативен: педагоги постоянно вносят в него коррективы, направленные на его
улучшение.

 Все факторы, определяющие нравственное
становление и развитие личности дошкольника, И.С. Мариенко делится на три группы:
природные (биологические), социальные и педагогические.

Во взаимодействии с
окружающей средой и целенаправленными воздействиями ребенок общается,
приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

 На нравственное формирование личности влияют
многие социальные условия и биологические факторы, но педагогические играют
решающую роль в этом процессе, как наиболее управляемом, направленном на
развитие определенного вида отношений.

 Одной из задач воспитания является правильная
организация деятельности ребенка.

В деятельности
формируются моральные качества, и возникающие отношения могут влиять на
изменение целей и мотивов деятельности, что, в свою очередь, влияет на усвоение
моральных стандартов и ценностей организаций. Деятельность человека также
выступает критерием его нравственного развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы