Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитание культуры общения у старших дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение культуры общения у детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие и специфика общения в дошкольном возрасте в отечественной педагогике 5
1.2 Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 13
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 19
2.1. Изучение уровня культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 19
2.2. Анализ передового практического опыта по воспитанию культуры общения у старших дошкольников 22
2.3. Обработка и анализ полученных результатов 28
Вывод по главе 2 33
Заключение 34
Список литературы 36

  

Введение:

 

Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации протекает становление новой системы образования, которая будет ориентироваться на вхождение в мировое образовательное пространство. Мы можем видеть стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий, которые оказывают значительное влияние на жизнь людей.
При этом важным моментом является изменение образования в дошкольных организациях, которое должно соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Тем самым важная задача дошкольного воспитания заключается в развитии коммуникативных навыков дошкольников и воспитание у детей способностей положительного общения со сверстниками и взрослыми. Общение между детьми является необходимым условием для психического развития дошкольников. А потребность в общении с раннего возраста становится основной социальной потребностью ребенка.
Важное значение и актуальность имеет изучение развития детей в системе построения межличностного общения со сверстниками, особенно в период дошкольного возраста, поскольку он представляет собой один из ответственных периодов воспитания ребенка. Этот период является временем для первоначального становления личности детей, наряду с этим в общении ребенка со сверстниками появляются довольно сложные взаимоотношения, которые оказывают существенное влияние на развитие личности.
Все это способствует тому, что от педагога требуется организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы развитие каждого дошкольника было не только интеллектуальным, но и способствовало полноценному развитию коммуникативных навыков.
Вопросами развития взаимоотношения и построения межличностного общения у дошкольников занимались многие педагоги и психологи, среди которых Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.А. Покровский, Л.С. Выготский, А.П. Усова и др.
Множество исследователей раскрывают подходы к решению проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников и культуры их общения. Среди них можно выделить работы Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарева, А.А. Любинской, Г.С. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Щацкого.
Целью курсовой работы является определение особенностей воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить понятие и специфику общения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике.
2. Описать особенности культуры общения у старших дошкольников.
3. Определить особенности воспитания культуры общения у старших дошкольников.
4. Изучить уровень культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Охарактеризовать передовой опыт воспитания культуры общения старших дошкольников.
6. Проанализировать результаты уровня культуры общения старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс воспитания культуры общения старших дошкольников.
Предметом исследования выступает уровень сформированности культуры общения у старших дошкольников.
Методами исследования являются следующие:
• Теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
• Обобщение отечественной психологической практики;
• Экспериментальная работа (анкетирование) и анализ количественных и качественных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как известно, дошкольное детство – важный период в развитии детей. Этот период дает множество преимуществ в формировании личности, социализации, а также социально-коммуникативного развития. В дошкольной образовательной организации дети получают опыт по установлению взаимоотношений со сверстниками детьми младшего и старшего возраста, и взрослыми. Например, очень часто в отношениях между детьми появляются обиды и конфликты, в результате чего есть вероятность изменения социального статуса ребенка и изменения системы отношений со сверстниками в целом, что оказывает влияние на развитие его личности, а также на изменения положения ребенка в группе. Именно поэтому среди детей появляются «звезды», «принятые», «отверженные». Следовательно, важным вопросом становится развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
На современном этапе задача развития доброжелательных взаимоотношений рассматривается в рамках социально-коммуникативного развития Федерального государственного образовательного стандарта. Например, в стандарте отмечается такое психолого-педагогическое условие: педагоги должны уделять внимание формированию положительного и доброжелательного отношения между детьми, а также взаимодействию детей в разных видах деятельности. Можно утверждать из этой формулировки, что изучаемая нами проблема развития доброжелательных взаимоотношений у детей является актуальной и рассматривается на уровне обязательных требований к дошкольному образованию.
В период дошкольного возраста ребенок получает большой опыт, который систематически увеличивается посредством того, что накапливаются знания, те или иные представления, а первичные понятия получают более конкретную форму, ребенок приобретает определенные навыки и умения.
Во взаимоотношениях со сверстниками у ребенка в этот возрастной период появляется желание играть с ними, выполнять разные поручения вместе. Активность ребенка в общении, наряду с познавательной активностью, приобретает произвольный характер.
В процессе накопления социального опыта и общения с людьми, ребенок к концу дошкольного возраста начинает пользоваться более обобщенными правилами, используя приобретенные критерии оценок для выражения своего отношения к тому или иному человеку. На этом формируются нравственные отношения детей к окружающим.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение культуры общения у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие и специфика общения в дошкольном возрасте в отечественной педагогике
В группе детского сада всегда формируется относительно длительная привязанность между дошкольниками. Однако такая привязанность скорее является ситуативной в отношениях детей. В дошкольном возрасте дети избирательны в общении, что обуславливается наличием интересов совместной деятельности и положительными качествами сверстников. Так, наиболее значимыми становятся те дети, с которыми дошкольник больше всего взаимодействует и в дошкольном детстве зачастую ребенок выбирает сверстника своего пола [17].
В период дошкольного возраста потребность в общении детей обуславливает становление личности ребенка, определяет его отношение к окружающей действительности.
Одной из наиболее важных черт общения детей дошкольного возраста выступает наличие разнообразия коммуникативных действий, вместе с тем, что существует чрезвычайно широкий их диапазон. Так, в процессе общения со сверстниками наблюдается множество действий и обращений, которые не встретишь в общении с взрослыми. При общении со сверстниками дети спорят, навязывают свою волю, успокаивают, требуют, приказывают, обманывают и т.д. Тем самым в общении со сверстниками у детей начинают появляться сложные формы поведения, среди которых можно назвать притворство, стремление сделать вид, выражение обиды, кокетство, фантазирование [12].
Отметим, что наличие широко диапазона контактов дошкольников обуславливается богатым функциональным составом общения сверстников и значительным различием коммуникативных задач. Тогда как взрослый выступает для ребенка источником оценки, новой информации или образцов действия, то сверстники, начиная с 3-летнего возраста позволяют в общении решать многие коммуникативные задачи, среди которых можно выделить следующие:
— управление действие партнерами и контроль за их выполнением;
— оценка конкретного поведенческого акта;
— проведение совместных игр;
— навязывание своих образцов и сравнение со своими действиями [26].
Таким образом, наличие разнообразия коммуникативных задач ставит требование осваивать широкий спектр коммуникативных действий.
Еще одним отличием в общении между сверстниками выступает высокий уровень эмоциональной насыщенности. Такая повышенная эмоциональность и раскованный характер общения детей заключает важное отличие от взаимодействия со взрослыми. Исследователи отмечают, что в общение сверстников можно увидеть больше экспрессивно-мимических проявлений, которые отражают разные эмоциональные состояния детей. А действия, которые адресуются сверстникам, имеют более высокую аффективную направленность [7].
Такой высокий уровень эмоциональной насыщенности в общении детей дошкольного возраста может объясняться тем, что с 4-х лет ребенок начинает предпочитать общение со сверстником. А значимость общения, выражаемый уровень напряженности потребности в общении и меру устремления к партнеру, более высок при взаимодействии со сверстниками.
Следующей особенностью общения со сверстниками у дошкольников считается использование нестандартных и нерегламентированных средств общения. Если общаясь со взрослыми дошкольники соблюдают определенную форму поведения, то общение со сверстниками позволяет им использовать различные оригинальные действия и движения. Такие движения характеризуются наличием особой раскованности, ненормированности и отсутствие подражания образцам. Даная свобода и нерегламентированность в общении сверстников дает возможность детям проявлять свою оригинальность и самобытность [1].
При общении со сверстниками появляются условия для индивидуального, ненормированного проявления ребенка, однако в процессе взросления контакты детей начинают подчиняться более общепринятых правилам поведения, более сходными с культурно-нормированными образцами поведения, которые несет общение с взрослыми.
Важной отличительной чертой в общении сверстников выступает преобладание инициативных действий над ответными. Наиболее ярко это проявляется в невозможности продолжать и развивать диалог, если он распадается при отсутствии ответной активности партнера. Так, для дошкольников намного большее значение имеет его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстников зачастую им не поддерживается. Уровень чувствительности к воздействию партнера значительно меньше в сфере общения со сверстниками, что приводит к несогласованности коммуникативных действий, оказывающих влияние на рождение обид, конфликтов и протестов [5].
Таким образом, общение детей со сверстниками имеет важное значение для развития личности дошкольника. При этом характеризуется отличительными особенностями по своим функциям и проявлению.
В процессе дошкольного действа общение детей со сверстниками проходит через ряд изменений. В таких изменениях принято выделять несколько форм общения.
Первая форма представляет собой эмоционально-практическую (с 2-х до 4-х лет). Такая форма предполагает, что младшие дошкольники ожидают от общения со сверстниками соучастия в проведении своих забав и пытаются самовыражаться в таком общении. Другими словами, для общения детей характерно присоединение к шалостям одного ребенка, действование с ним вместе или попеременно, поддерживая и усиливая всеобщее веселье. При этом каждый участник общения в первую очередь старается привлекать внимание к себе и получать эмоциональный отклик партнера [2].
Такой вид общения характеризуется ситуативностью по содержанию и средствам осуществления, поскольку обуславливается конкретной обстановкой, при которой протекает взаимодействие детей и зависит от практических действий партнера. Примечательным является то, что использование привлекательного предмета в ситуации общения детей может полностью прекратить их взаимодействие, поскольку ребенок сразу переключает свое внимание на предмет. Тем самым на данном этапе общение детей не связано с предметами или действиями.
Следующей формой общения сверстников выступает ситуативно-деловая. Она появляется к четвертому году жизни и остается наиболее характерной для дошкольников до конца дошкольного возраста. В этот возрастной период на первый план выступает ролевая игра, которая становится коллективной, поскольку дети предпочитают играть вместе, а не самостоятельно [11].
Что касается главного содержания общения детей в среднем дошкольном возрасте, что оно предполагает переход к деловому сотрудничеству. В таком общении дети занимаются общим делом, согласовывают свои действия и учитывают активность партнера для достижения поставленной задачи. Такое взаимодействие выступает главным для общения дошкольников.
Помимо потребности в сотрудничестве, у детей среднего дошкольного возраста появляется потребность в признании и уважении сверстника, дети начинают стремиться привлекать к себе внимание других. В возрасте 4-5 лет дети стараются показать свое преимущество среди сверстников, начинают скрывать от них вои промахи или неудачи. В самом общении проявляется конкурентное и соревновательное начало. В процессе игр иди иных видов деятельности, ребенок постоянно наблюдает за действиями сверстников, оценивает их. В этот возрастной период наблюдается рост количества конфликтов детей, появляются обиды, ревность, зависть к сверстникам [6].
В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам изменяется. В 6-7 лет появляется доброжелательность к сверстникам и развивается способность оказывать взаимопомощь. Однако сохраняется конкурентное и соревновательное начало в общении детей. Но появляется умение видеть в партнере не только ситуативные проявления, а учитывать его желания, предпочтения и настроение. Дети в этот период не только рассказывают о себе, но и задают вопросы сверстнику, чтобы понять их желания. Тем самым общение приобретает характер внеситуативности [31].
Таким образом, можно сделать вывод, что возрастная логика развития общения и отношения к сверстникам определяет форму общения между дошкольниками.
Важное значение в восприятии людей детьми является характер взаимоотношений дошкольников. При оценивании симпатичных им детей, дошкольники обычно называют такие положительные качества как умение играть, доброта, общительность, отсутствие агрессивности, любопытство, аккуратность и т.п. Детей, не вызывающих симпатии, характеризуют такими отрицательными качествами как жадность, непослушание, неопрятность и т.д.
К старшему дошкольному возрасту ребенок, воспринимая и оценивая сверстников, не использует непосредственное отношение к нему, поэтому наряду с положительной характеристикой отмечают и негативные стороны.
Следует отметить, что во взаимооценивании детей дошкольного возраста проявляются половые различия. Так, при восприятии девочек и наличии положительного отношения к ним, представители обоих полов выделяют у них больше положительных качеств, чем при восприятии мальчиков [3].
Важным моментом является то, что разные качества сверстника дети дошкольного возраста осознают и оценивают не одинаково. Так, физические качества и возможности сверстников воспринимаются правильнее, чем моральные.
Помимо того, восприятие детей постоянно изменяются. Так, оценочное суждение о сверстнике у младшего дошкольника недифференцированное, неустойчивое, изменчивое и ситуативное. В процессе взросления они становятся более полными и развернутыми, адекватными, и охватывают не только внешние физические данные, но и внутренние личностные качества сверстников.
При этом развитие социальной перцепции дошкольника полностью зависит от взрослого, помогающего лучше понимать окружающих, влияющего на формирование взглядов и эталонов, при использовании которых дошкольники могут оценивать поведение сверстников и свое собственное.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы