Курсовая с практикой на тему Воспитание координации способностей у занимающихся 12-14 лет на внеурочных занятиях фут. залом (+презентация)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей у занимающихся 12-14 лет на внеурочных занятиях футболом 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития занимающихся 12-14 лет 6
1.2. Особенности развития физических качеств футболистов 12-14 лет 9
1.3. Понятие «координационные способности» и их характеристика 12
1.4. Средства и методы воспитания координационных способностей у занимающихся 12-14 лет 16
Глава 2. Внеурочные занятия футболом как средство воспитания координационных способностей у занимающихся 12-14 лет 19
2.1. Методика и особенности проведения занятия по развитию координационных способностей у занимающихся 12-14 лет 19
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема физических (двигательных) способностей является одной из важнейших в педагогике, психологии и физиологии физического воспитания и спорта и при этом она одновременно выступает предметом постоянных дискуссий. Ее значимость в практике воспитания полностью развитой личности возрастает, поскольку это напрямую имеет связь с целым рядом проблем: подготовкой ребенка к жизни, работе и защите Родины, выбором профессии в соответствии с наклонностями и способности, ориентация и выбор определенных видов спорта и жизненной позиции будущего гражданина.
Среди двигательных способностей одно из центральных мест отводится координационным способностям, развитию которых уделяется существенное внимание в новых программах физического воспитания учащихся, что справедливо и естественно, т.к. в современных условиях повышается ценность таких человеческих качеств, как способность быстро ориентироваться в пространстве, чутко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень мышечного напряжения; быстро реагировать на сигналы окружающей среды; вестибулярная устойчивость.
Координационные способности также включают в себя такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, способность быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие и т. д.
Необходимость целенаправленной разработки и диагностики способности оптимально контролировать движения и регулировать их не вызывает сомнений у специалистов. В то же время вопросы формирования и диагностики комплекса координационных способностей недостаточно разработаны и представляют значительные трудности для учителей и инструкторов по физическому воспитанию. На это есть несколько причин. В научно-методической литературе координационные способности обозначают разные термины и понятия, и это мешает учителю создать целостный взгляд на систему таких способностей, способы их развития и оценки. Большой фактический материал, накопленный по этой проблеме в нашей стране и за рубежом, представлен в различных публикациях, которые не систематизированы, малоизвестны и не внедрены в практику учителей физкультуры.
Основываясь на обобщении научных и практических данных, в данной работе предпринята попытка представить целостную, научно обоснованную методологию развития координационных способностей занимающихся футболом 12-14 лет на внеурочных занятиях футболом.
Проблема исследования состоит в необходимости получения информации о спектре наиболее значимых координационных способностей для разработки методики их воспитания у занимающихся футболом 12-14 лет.
Объектом исследования являются внеурочные тренировочные занятия футболом.
Предметом исследования являются средства и методы развития координационных способностей у занимающихся 12-14 лет на внеурочных занятиях футболом.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику воспитания координационных способностей занимающихся 12-14 лет на внеурочных занятиях футболом.
Гипотеза исследования: предполагается, что при соблюдении определенной методики повысится эффективность воспитания координационных способностей занимающихся 12-14 лет на внеурочных занятиях футболом.
Задачи исследования:
изучить анатомо-физиологические особенности развития занимающихся 12-14 лет;
рассмотреть особенности развития физических качеств футболистов 12-14 лет;
проанализировать понятие «координационные способности» и их характеристика;
рассмотреть средства и методы воспитания координационных способностей у занимающихся 12-14 лет ;
разработать методику и изучить особенности проведения занятий по развитию координационных способностей у занимающихся 12-14 лет.
Теоретико-методологические основы. В спортивной науке физической подготовке в тренировочном процессе посвящены труды многих известных ученых Л.С. Дворкина, Л.П. Матвеева, А.А. Гужаловского, Л.Д. Назаренко, В.Н. Платонова и др., авторами рассматриваются основные принципы, методы и средства развития различных физических качеств, в том числе и координационных способностей. Исследование основано на общих положениях теории развития функциональных систем Н.А. Бернштейна и А.А. Ухтомского.
Методы исследования: анализ научной и педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез, обработка полученных результатов.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использовать учителя физической культуры для развития координационных способностей у детей
Заключение:
Выделим основные особенности физического развития спортсменов 13-14 летнего возраста, опираясь на работы исследователей:
1. Прирост темпов роста – увеличиваются объем костной ткани, интенсификация роста конечностей как верхних, так и нижних. Увеличение длины позвоночного столба.
2. Прирост мышечной массы, за счет увеличения длины мышечных волокон. Но мышцы же, в свою очередь еще не способны к выполнению длительных физических нагрузок. Педагогу по физической культуре, во время уроков, необходимо особое внимание уделять отдыху между выполнением упражнений.
3. Диспропорциональность сердечно — сосудистой системы. Сердце, как и вся мышечная ткань увеличивается в размерах, сосуды же продолжают рост в прежнем темпе. Именно из-за возникающей диспропорции в этом возрасте велик риск приобретения или установления заболеваний сердечно — сосудистой системы. Нередки случаи функциональных нарушений организма во время занятий спортом – головокружение, головная боль, потемнение в глазах, обмороки.
4. Повышенная возбудимость нервной системы. Склонность к аффектам.
Ключевым значением в подготовке футболистов обладает общефизическая подготовка.
Для современного футбола такие физические качества как быстрота, выносливость, скоростно-силовые качества являются характерными. Не менее важно развитие и других физических качеств. От уровня развития физических качеств во многом зависит проявление других двигательных способностей, которые необходимы для достижения технического мастерства футболистов, технико-тактических действий во время соревнований.
Координация – это способность человека рационально координировать движения частей тела при решении конкретных двигательных задач. Координация характеризуется способностью людей контролировать свои движения.
Координационные способности – это способности индивида, определяющие его готовность к оптимальному контролю и регуляции двигательных действий. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить типы координационных способностей: специальные, специфические и общие.
Следует отметить, что во все периоды школьного возраста, как девочки, так и мальчики имеют индивидуальные особенности в уровне развития. Таким образом, различные проявления координационных способностей имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. Однако самые высокие темпы естественного роста наблюдаются в препубертатном возрасте.
Наиболее широкой и доступной группой средств для тренировки координационных способностей являются общетренировочные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это физические упражнения без предметов и с предметами (мячи, гимнастические палки, скакалки, клюшки), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, с различными положениями тела и его частей.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает выработка правильной техники естественных движений: бег, различные прыжки (в длину, высоту, опорные прыжки), метание, лазание.
Для развития координационных способностей футболистов используются методы: визуальные, вербальные и практические.
На основе анализа различной литературы был разработан комплекс упражнений для воспитания координационных способностей футболистов в возрасте 12-14 лет.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей у занимающихся 12-14 лет на внеурочных занятиях футболом
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития занимающихся 12-14 лет
Возраст и, в частности, анатомические и физиологические, человеческие характеристики являются наиболее важным фактором в технологически правильной организации и содержании спортивной тренировки.
Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (классы 5 — 8) [3]. Переход к средним классам имеет свои особенности. В этом возрасте начинается быстрый, как будто вынужденный рост организма, с характерными скачками в его созревании и развитии. Одним из наиболее сложных процессов, происходящих в этот период, является половое созревание, которое вызывает сложное физическое и психологическое состояние.
Средний школьный возраст характеризуется усиленным ростом и увеличением размера тела. Годовое увеличение длины тела достигает 4-7 см, в основном из-за удлинения ног. Вес тела добавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный рост мальчиков происходит в возрасте 13-14 лет, когда длина тела увеличивается на 7-9 см в год. А у девочек наблюдается интенсивное увеличение высоты в 11-12 лет в среднем на 7 см [6].
В подростковом возрасте длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей быстро растут, а рост в высоте позвонков ускоряется. Позвоночный столб подростка очень подвижный. Чрезмерная мышечная нагрузка, ускоряющая процесс окостенения, может, по мнению некоторых авторов, замедлить рост трубчатых костей по длине.
В этом возрасте мышечная система также быстро развивается. С 13 лет наблюдается резкий скачок в увеличении общей мышечной массы, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон [11].
Масса мышц особенно интенсивно растет у мальчиков в возрасте 13-14 лет, а у девочек в возрасте 11-12 лет [8].
Существуют значительные различия в продолжительности полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек обычно начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе школьники обучаются с разной степенью полового созревания и, следовательно, с различными функциональными возможностями адаптации. Из этого видно, что в подростковом возрасте проблема индивидуального воспитания в условиях коллективных форм образования имеет особое значение. В подростковом возрасте морфологические и функциональные предпосылки создаются для овладения практически любым видом движения. Однако в этот период, необходимо более дифференцированный подход к сумме физической активности в зависимости от степени полового созревания подростка. Воздействие физических упражнений на организм во многом определяется уровнем его биологического созревания.
В возрасте 14-15 лет с достаточным уровнем физического развития и сформированными механизмами нейрогуморальной регуляции наблюдается отставание в созревании отдельных физиологических систем. У подростков на фоне морфологической и иной функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметна незавершенность способа формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет с мышечной активностью значительно меньше, чем у мальчиков юношеского возраста. Их кровеносная система менее экономно реагирует на нагрузки [9].
В период полового созревания у подростков наблюдается самый высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте от 11 до 14 лет увеличивается почти вдвое, значительно увеличивается минутный объем дыхания и увеличивается показатель жизненной емкости легких (жел): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет) [13].
Дыхательный режим у спортсменов 12-13 лет менее эффективен, чем в более зрелом возрасте. Дыхательный цикл подростков по объему потребляемого кислорода приближается к 14 мл, в то время как взрослый человек потребляет 20 мл кислорода, соответственно видна существенная разница около 5 мл. Особенно заметно это при задержке дыхания и как следствие неэффективностью мышечной работы в условиях недостатка кислорода. Насыщение крови кислородом происходит неравномерно.
12-14 лет – это период двигательного совершенствования двигательных локомоций, это наиболее благоприятный период для воспитания и развития всех двигательных качеств.
В 12-14 лет у подростков относительно высокими темпами осуществляется прирост некоторых координационных способностей (имеется ввиду приобретается координационная устойчивость верхних конечностей). Это отмечает в своей статье С.М. Луньков [18]. Наряду с координационными, совершенствуются и скоростно-силовые способности. Умеренный прирост скоростных способностей и выносливости. Темпы развития гибкости значительно снижаются. Именно в этот период, по мнению ряда авторов происходит переход от детства к юношеству. Подростковый возраст — это период быстрого и неравномерного развития физических качеств человека.
Исходя из вышеперечисленного, выделим основные особенности физического развития спортсменов 13-14 летнего возраста, опираясь на работы исследователей [14]:
1. Прирост темпов роста — увеличиваются объем костной ткани, интенсификация роста конечностей как верхних, так и нижних. Увеличение длины позвоночного столба.
2. Прирост мышечной массы, за счет увеличения длины мышечных волокон. Но мышцы же, в свою очередь еще не способны к выполнению длительных физических нагрузок. Педагогу по физической культуре