Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Воспитание интереса у дошкольников к традиционной русской культуре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 3
1.1 Патриотическое воспитание дошкольников как направление работы дошкольного образовательно учреждения 3
1.2 Особенности формирования интереса старших дошкольников к народной культуре в рамках патриотического воспитания в ДОУ 9
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 15
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о русской народной культуре 15
2.2 Анализ системы работы ДОУ по формированию представлений о русской народной культуре у старших дошкольников 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

 

  

Введение:

 

Ценностью для любого государства является человек с активной гражданской позицией, неотъемлемой частью которой являются сформированные патриотические чувства. Еще в дошкольном возрасте закладываются основы знаний и представлений ребенка о своей семье, улице, городе, стране, определенной государственной символике, праздниках, традициях, известных соотечественниках и их достижениях, основах устройства общества и особенностях функционирования человека в нем. Причем следует отметить, что накопление определенного запаса знаний сопровождается формированием определенного комплекса патриотических чувств и эмоций: гордости за достижения и подвиги народа, интересом к истории страны и устройству общества, восхищением красотой родной природы, достопримечательностями городов и др. Все это является основой будущего неравнодушия и беспокойства, и соответственно, активного участия в судьбе государства.
Ценным направлением работы в аспекте формирования патриотических чувств и представлений выступает формирование у дошкольников интереса к народной культуре. Именно в народной культуре заложено своеобразие народных представлений, те нормы нравственности, моральные ценности, которые характерны для данного народа. Приобщение к народной культуре дает возможность дошкольнику ощутить себя часть единого целого: семьи, края, народа. Нравственные ценности народа в данном случае естественным образом становятся частью личности дошкольника, основой для становления его морально-нравственной, патриотической, гражданской позиции.
Проблема в настоящее время заключается в том, что большее внимание в дошкольном образовании уделяется инновационным направлениям обучения и развития, знакомство же детей с традициями и народной культурой отходит на второй план, что недопустимо.
Цель исследования: изучить особенности работы в детском саду по формированию интереса старших дошкольников к народной культуре.
Объект исследования: патриотическое воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности формирования интереса старших дошкольников к народной культуре.
Задачи исследования:
1) Проанализировать формирование патриотических чувств дошкольников как направление работы ДОУ;
2) Изучить особенности и значимость формирования интереса старших дошкольников к народной культуре в рамках патриотического воспитания;
3) Провести эмпирическое исследование уровня развития представлений о народной культуре у старших дошкольников;
4) Проанализировать работу ДОУ по формированию интереса к народной культуре у старших дошкольников.
Гипотеза: формирование интереса старших дошкольников к народной культуре будет эффективным, если в ДОУ созданы специальные условия: тематическая образовательная среда, целенаправленная образовательная деятельность на занятиях и в свободной время, организована работа с родителями.
Методологическими основами исследования стали работы Выготского Л.С., Батуриной Г.И., Князевой О.Л., Маханевой М.Д., Комаровой Т.С., Лихачева Д.С. и др.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, беседа, качественный и количественный анализ данных.
Элементы новизны и теоретической значимости: произведен анализ и систематизация современных исследований по ознакомлению дошкольников с народной культурой.
Практическая значимость исследования: описание системы работы в ДОУ, которая может быть применена в практической деятельности по формированию интереса старших дошкольников к народной культуре.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании была рассмотрена тема «Формирование интереса у дошкольников к традиционной русской культуре».
Цель исследования: изучить особенности работы в детском саду по формированию интереса старших дошкольников к народной культуре.
Объект исследования: патриотическое воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности формирования интереса старших дошкольников к народной культуре.
Задачи исследования:
5) Проанализировать формирование патриотических чувств дошкольников как направление работы ДОУ;
6) Изучить особенности и значимость формирования интереса старших дошкольников к народной культуре в рамках патриотического воспитания;
7) Провести эмпирическое исследование уровня развития представлений о народной культуре у старших дошкольников;
8) Проанализировать работу ДОУ по формированию интереса к народной культуре у старших дошкольников.
Гипотеза: формирование интереса старших дошкольников к народной культуре будет эффективным, если в ДОУ созданы специальные условия: тематическая образовательная среда, целенаправленная образовательная деятельность на занятиях и в свободной время, организована работа с родителями.
Методологическими основами исследования стали работы Выготского Л.С., Батуриной Г.И., Князевой О.Л., Маханевой М.Д., Комаровой Т.С., Лихачева Д.С. и др.
Педагоги и психологи сходятся во мнении, что формирование интереса, приобщение к русской народной культуре является необходимым элементом формирования духовно-нравственной основы личности, а также развития патриотических чувств и представлений.
В традициях, обычаях, разнообразных формах существования русской культуры заложены годами формировавшиеся представления о моральных ценностях, нравственных устоях, правилах поведения, положительных и отрицательных характеристиках личности, которые актуальны и на современном этапе развития социума.
Кроме того, изучение русской народной культуры, участие в народных праздниках, традициях, обрядах дает ребенку ощущение причастности к детскому коллективу, жителя своего края и русскому народу.
Экспериментальное исследование представлений старших дошкольников о русской народной культуре выявило средний и низкий уровень развития данных знаний. Высокого уровня в начале учебного года не было выявлено ни у кого из детей.
Полученные данные указывают на необходимость активного включения ребенка старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русской народной культурой.
Нами была проанализирована система деятельности в ДОУ, которая направлена на формирование интереса старших дошкольников к русской народной культуре. Данная работа проводится систематически, в ней принимают участие все субъекты образовательного процесса: родители, дети, педагоги ДОУ. Работа ведется в нескольких направления: формирование соответствующей среды – мини-музей, проведение занятий, развлечений, досугов, праздников на соответствующую тему, ознакомление с соответствующими формами фольклора и др.
Таким образом, формирование интереса старших дошкольников к русской культуре производится активно и систематически, что является необходимым условием формирования патриотических чувств и нравственности в этом возрасте.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

1.1 Патриотическое воспитание дошкольников как направление работы дошкольного образовательно учреждения

В современном образовании определение «патриотизм» характеризуется разными подходами и содержанием, вкладываемым в это понятие. В целом в понятие «патриотизм» входят личностные и деятельностные параметры. Исследование данного понятия занимались такие исследователи, как К. Биекенова, А. Садвокасова, Ф.Ф. Лоюк, И.Ф. Харламов, И.С. Кон, Э. Столярова и др. [19]
Современные научные взгляды позволяют определить патриотизм как характеристику, отображающуюся в эмоциях, мотивах и итогах деятельности, уровню притязаний в деятельности, отношении к природе, людям, культуре и к себе. Патриотизм подразумевает интерес к историческому прошлому и будущему государства, готовность принести жертву государственным идеалам, верность Родине; гордость за общественное и культурное наследие своего государства, сочувствие к страданиям народа и негативный взгляд на общественные пороки и т.д.
Патриотизм представляет собой морально-нравственную характеристику личности и имеет определенную структуру:
— содержательная составляющая – определенные соответствующий возрастным возможностям набор знаний и представлений об окружающем мире: функционировании общества, истории народа, государства, культуре, традициях народа, природе региона, формирование корректного понимания фактов из истории государства и жизни социума;
— эмоционально-побудительная составляющая – формирование у человека позитивного эмоционального взгляда на получаемые знания, привязанность к своему городу и т.п., ощущение гордости за народные достижения в разных сферах, любовь к фольклору, родному языку и др.;
— деятельностная составляющая — осуществление эмоционально пережитой и осознанной информации в деятельности (участие в посильном труде, желание помогать и заботиться об окружающих, а также о предметах и вещах, общественном имуществе и т.д.), сформированная система нравственно-волевых характеристик, стимулирующая действенное отношение к окружающему [7].
Грамотная реализация деятельности по воспитанию патриотических чувств должна учитывать, в первую очередь, возрастной потенциал и психологическую специфику детей старшего дошкольного возраста.
Особенности и новообразования старшего дошкольного возраста позволяют организовывать целенаправленную деятельность по формированию патриотических чувств детей. В первую очередь, это развитие у детей нравственных чувств, направленное на углубление содержания, увеличения осознанности, силы и прочности эмоциональных переживаний.
Специфической чертой чувств старших дошкольников можно назвать увеличение сферы объектов и явлений, которые становятся причиной проявления данных чувств. Подробное знакомство старших дошкольников с социальными явлениями стимулирует проявление социального аспекта в чувствах, формирование правильного взгляда на феномены общественной жизни [11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы