Педагогика и методика дошкольного образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитание интереса дошкольников к традиционной русской культуре через народные праздники

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРОЙ 5
1.1. Приобщение детей к традиционной национальной русской культуре 5
1.2. Народные праздники как средство приобщения дошкольников к традиционной русской культуре 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 17
2.1. Процедура проведения исследования 17
2.2. Программа мероприятий по приобщению дошкольников к русской традиционной культуре 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 33

 

  

Введение:

 

На современном этапе развития общества процесс приобщения подрастающего поколения к национальной культуре приобретает особую значимость. В связи с противоречивыми событиями, происходящими в современной жизни в области культуры, политики, в системе государственного управления, на второй план отходят многие культурные традиции. Соответственно с этим отмечается падение интереса подрастающего поколения к прошлому наследию России. Возврат к истокам народных традиций должен помочь детям ощутить себя частью русского народа, почувствовать гордость за свою страну, славящуюся традициями. Сохранение и укрепление культуры, традиций своего народа, — ведущее направление педагогики. Педагогический аспект культуры рассматривается с точки зрения приобщения подрастающего поколения к изучению русских национальных традиций.
В настоящее время особую значимость приобретают вопросы научного обоснования национальных факторов в воспитании детей с целью сохранения и возрождения национального культурного наследия. В этой связи особенно важно воспитание интереса у подрастающего поколения к изучению народных праздников как одному из наиболее эффективных средств приобщения к традиционной русской культуре. Актуальность исследования обусловлена сложившимся в педагогической науке и практике противоречием между необходимостью приобщения детей к традиционной русской культуре и недостаточным использованием потенциала народных праздников в практике дошкольного образования.
Отдельными исследователями при рассмотрении средств воздействия на личность ребенка, опирались на использование какой-то определенной национальной культуры. Например, Е.С. Бабунова, О.В. Леонова, О.А. Соломенникова, Л.Ю. Тихонова, Т.В. Черник основывались на приобщении дошкольников к русской национальной культуре. Вопросами изучения народных праздников как источников народной культуры занимались Т.А. Бернштам, А.Ф. Некрылова, И.М. Снегирев, В.Н. Топоров и др. Анализ трудов отечественных ученых, занимающихся изучением отдельных аспектов праздника, позволяет выделить философско-культурную модель (М.М. Бахтин, Л.С. Лаптева); эмпирико-описательную (И.М. Снегирев); трудовую (В.И. Чичеров, В.Я. Пропп); рекреативную (Н.О. Мизов); игровую (Й. Хейзинга).
Цель исследования: изучить опыт работы по воспитанию интереса дошкольников к традиционной русской культуре через народные праздники.
Объект исследования: традиционная русская культура.
Предмет исследования: народные праздники как средство воспитания интереса к традиционной культуре.
Гипотеза исследования: предполагается, что воспитанию у дошкольников интереса к традиционной русской культурой будет успешна, при комплексном использовании различных средств и методов (игры, беседы, лекции, сказочный и песенный народный фольклор, участие в народных праздниках т.д.).
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие национальной культуры.
2. Выявить особенности приобщения детей к национальной русской культуре. Проанализировать методы, средства ознакомления детей дошкольного возраста с национальной культурой.
3. Рассмотреть народные праздники как средство приобщения дошкольников к традиционной русской культуре.
4. Разработать программу занятий воспитанию у дошкольников интереса к традиционной русской культуре с использованием праздников.
Методы исследования: определяются поставленными задачами: теоретические: анализ литературы; обобщение; эмпирические: беседы, анкетирование; методы качественного и количественного анализа.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи. Сформулируем основные выводы.
Культура как специфическая генетически наследуемая совокупность образцов, как созданное и накапливаемое материальное и духовное богатство, включает знания, верования, искусство, мораль, закон, обычаи, способности и привычки. Народная культура включает мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки (фольклор); связана с традициями. Приобщение ребенка дошкольного возраста к национальной культуре организуется посредством чтения сказок, литературных произведений, ознакомлении с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным), с русскими народными праздниками.
В процессе передачи культуры ребенок усваивает культурные традиции, национальные особенности, уклады, обряды, ритуалы, декоративное творчество. Приобщение детей к русской традиционной культуре, к исторической памяти народа, к традициям способствует формированию национального самосознания, представлений о многообразии народной русской культуры.
Средствами, способствующими усвоению детьми ценностей своего народа являются фольклор (пословицы, потешки, поговорки, загадки, сказки, былины и т.д.); беседы и лекции на темы народной культуры, чтение и театрализация народных сказок; продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка). В ДОО проводятся такие формы работы, как лектории, экскурсии в музеи, на выставки; фольклорные праздники, фестивали народной культуры, выставки народных ремесел; народные игры, спектакли и театрализации; музейная педагогика; выставки декоративно-прикладного искусства.
С целью ознакомления детей с русскими народными промыслами, устным народным творчеством, национальными традициями; историей страны была разработана система занятий, в которых в качестве ведущего элемента выступали русские народные праздники. В качестве методов также использована продуктивная и конструктивная деятельность; ознакомление с народным искусством (русским народным костюмом, росписью, песнями и т.д.); рассказы; показы; лекции; чтение стихотворений и русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок; игры; русские народные праздники и т.д. В рамках изучения русских традиционных народных праздников дети рассматривали иллюстрации с изображением русских народных костюмов, участвовали в хороводах, разучивали русские народные песни, прибаутки, колядки, народные игры. Эффективному усвоению дошкольниками специфики проведения праздников на Руси способствовали различные демонстрационные материалы, а знания и интерес детей закреплялись при организации выставок из детских поделок. В целом комплексное применение различных средств и методов работы, а также непосредственное участие детей в организации различных мероприятий, в том числе организации традиционных русских народных праздников, содействовали расширению представлений о народных, государственных, религиозных праздниках, воспитывали интерес детей к их всестороннему изучению.
В дальнейшем эффективность проекта планируется подтвердить повторной диагностикой. Планируется достигнуть проявления интереса дошкольников к культурному наследию и формирование чувства сопричастности к русской национальной культуре, что будет отражаться в сформированных представлениях о национальной культуре, о русских традиционных праздниках, традициях.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРОЙ

1.1. Приобщение детей к традиционной национальной русской культуре

Проблема приобщения детей к культурным традициям требует рассмотрения в первую очередь определения понятия «культуры». Культура — многозначный термин, и как форма деятельности предназначена для сохранения и развития собственного содержания.
Народная культура — это культура, создаваемая анонимными творцами, включает мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки (фольклор); связана с традициями данной местности и демократична, поскольку в ее создании участвуют все желающие [34]. Национальная культура становится первоначальной ступенью для ребенка в освоении богатств мировой культуры, в присвоении общечеловеческих ценностей.
Культура рассматривается в качестве стремления человека к духовной красоте и гармонии, и направлена на восстановление и осознание ценностей. Значение национальной культуры в обогащении духовного мира, в становлении индивидуально-творческого личностного развития описывается в исследованиях С.Н. Артоновскоо, Э.А. Баллер, В.С. Библер, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волкова, Л.Н. Коган, и др.
С точки зрения А. Радугина, культура рассматривается как специфическая генетически наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, вырабатываемую для поддержания совместной деятельности и общения [18].
Г.Н. Волков понимает культуру как созданное и накапливаемое человечеством материальное и духовное богатство, цель которого — дальнейшее развитие созидательных и творческих возможностей общества [11, с. 172]. Д.С. Лихачев под культурой подразумевает целостное явление, превращающее людей их народа в нацию [36].
Традиционная народная культура является фундаментом любого культурного общества. Для обеспечения устойчивости культурных традиций важно их сохранение и дальнейшее развитие.
Применительно к народной культуре определение традиции, согласно мнению Ю.В. Бромлея, С.А. Токарева, Р.Ф. Итса, является обозначением явления материальной и духовной культуры, передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. В народных традициях сосредоточено воплощение неповторимого духовного опыта народа. Сохранение культурного наследия предков, уходящее корнями вглубь веков, — задача педагогики. Среди исследователей отечественных традиций можно отметить В.И. Даля, И.С. Сахарова, М. Забылина, А.Н. Афанасьева, А.В. Терещенко, Г.В. Алексеева, К.В. Чистова, Т.В. Черника, и др.
Преемственность культурных традиций обеспечивается в процессе передачи культуры как основы всего многообразия видов и форм культурных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, игрушек, костюмов.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для приобщения к национальной культуре — перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, взаимоотношений с окружающими. Дети учатся способность сопоставлять жизнь с образцами, представленными народными ритуалами, праздниками, способствующими познанию дошкольниками культурных ценностей своего народа. Приобщение ребенка к культурным традициям начинается в период младенчества, через восприятие материнского фольклора (колыбельные, потешки, прибаутки, песенки). Посредством обращения к культурному историческому наследию собственного отечества у ребенка развиваются качества гордости и уважения за страну [8, 9].
Народная культура способствует формированию основ взаимоотношений, правил социального поведения, стимулирует проявление социальных эмоций. Каждый народ является хранителем исторически сложившихся воспитательных традиций, для того чтобы не утратить исторической самобытности, необходимо приобщать детей к традициям русского народа, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева. Культурное развитие, согласно концепции Л.С. Выготского, включает последовательные стадии: стадию примитивных культурных форм поведения, стадию накопления ребенком опыта средств культурного поведения; стадию использования ребенком внешних знаков для осуществления операций; стадию становления внешнего акта — переход его во внутренне опосредованный [5, с. 5-18].
В дошкольных образовательных учреждениях в контексте современных концепций развития личности ребенка используются отдельные элементы народной культуры. Педагогический аспект культуры рассматривается как возрождение и сохранение культурных традиций, а также приобщение подрастающего поколения к национальной культуре. Особенно значимо приобщение детей к национальной культуре, традициям в период дошкольного детства. Согласно В.Г. Безносову, В.П. Зеньковскому, Д.С. Лихачеву, ребенок является будущим полноправным членом общества, на которого возлагается дальнейшее сохранение, развитие и передача культурного наследия этноса посредством включения в культуру и социальную активность. С.А. Козловой, Е.И. Корнеевой, Э.К. Сусловой подчеркивается, что формирование положительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к социальным явлениям возможно лишь при условии отбора содержания знаний и организации деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы