Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитание гражданской позиции у старшеклассников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ 5

1.1. Понятие гражданственности 5

1.2. Особенности воспитания гражданской позиции у старшеклассников 11

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ 16

2.1. Анализ состояния воспитания гражданственности у старшеклассников 16

2.2. Модель воспитания гражданской позиции у старшеклассников 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 29


  

Введение:

 


Актуальность темы исследования. В современных условиях гражданственность выступает синтезом качеств личности, включает в себя целый комплекс идейно-политических и моральных качеств. Гражданственность является интегральной качеством личности и совокупности личностных знаний гражданина, его убеждений, намерений и действий в согласии и на благо общества, характеризующий общий уровень гражданского развития личности.

Исследованию гражданственности в последнее время уделялось много внимания, что связано, во-первых, с интенсивными общественными процессами в нашей стране, во-вторых, несогласованностью научных соображений по психологической сущности этого феномена, в-третьих, потребностью в изучении социальных, психологических и возрастных особенностей процесса, который определяется нами как гражданский развитие личности и отражает уровень сформированности гражданственности личности.

Проблематику развития гражданственности через призму процесса политической социализации исследовали Г. Тард, Т. Парсонс, Д. Истон. Вопрос о формировании «демократической личности» исследовалось в работах П. Синдемана, А. Никельса, Х. Маклосски. В советское время получили известность работы С. Иконников, И. Ильинского, А. Козлова, В. Чупрова и др., которые использовали близкие понятия «политическая культура», «политическое формирование личности», «классовое воспитание». Однако на сегодняшний день вопрос воспитания гражданской позиции у старшеклассников остается не до конца разработанным. Этим и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.

Объект исследования – гражданская позиция старшеклассников.

Предметом исследования является воспитание гражданской позиции у старшеклассников.

Цель исследования – определить специфику воспитания гражданственности у старшеклассников, разработать модель воспитания гражданской позиции учащихся.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «гражданственность».

2. Описать особенности воспитания гражданской позиции у старшеклассников.

3. Провести анализ состояния воспитания гражданской позиции у старшеклассников.

4. Разработать модель воспитания гражданской позиции у старшеклассников.

Методами исследования были определены следующие:

1) теоретические: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; метод теоретического конструирования при разработке модели воспитания гражданской позиции у старшеклассников;

2) эмпирические: анкетирование.

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данной проблемы; в разработанной модели воспитания гражданской позиции у старшеклассников и возможности ее использования в воспитании гражданственности учащихся старших классов.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Воспитание в современном образовании занимает особое место, ведь сегодня Россия и ее граждане становятся непосредственными участниками процессов, которые имеют чрезвычайно большое значение для дальнейшего определения, в первую очередь, своей судьбы, судьбы своих соседей, дальнейшего мирового порядка на планете. Среди воспитательных направлений сегодня наиболее актуальными выступает воспитание гражданственности у учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, нужны новые подходы и новые пути к воспитанию гражданственности как чувства и как базового качества личности.

В современных тяжелых и мучительных ситуациях вызовов и угроз и одновременно больших перспектив развития, кардинальных изменений в политике, экономике, социальной сфере приоритетной задачей общественного развития, наряду поисками путей для интеграции в мировое сообщество, является определение новой стратегии воспитания как многокомпонентной и многовекторной системы, которая во многом формирует будущее развитие Российского государства.

Поэтому сейчас, как никогда, нужны новые подходы и новые пути к воспитанию гражданской позиции как чувства и как базового качества личности.

Залогом эффективности воспитательного процесса является органическое сочетание принципов гражданского воспитания в целостную систему, которая обеспечивает достижение соответствующих результатов.

Модель организации воспитания гражданской позиции должна строиться с учетом возрастных особенностей в контексте целостного педагогического процесса.

Таким образом, задачи исследования были решены, цель достигнута.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

1.1. Понятие гражданственности

Гражданственность – это «духовно-нравственная ценность, мировоззренческая и психологическая характеристика личности, определяющая ее обязанность и ответственность перед соотечественниками и Родиной [2, с. 104]. Исследователь Н.П. Волкова отмечает, что гражданственность формируется в процессе гражданского воспитания рядом с такими личностными качествами как патриотизм, национальное самосознание, культура межэтнических отношений, планетарное сознание, правосознание, гражданская позиция, а также гражданский долг и гражданская ответственность.

Ученый И.Д. Бех, давая всестороннюю характеристику гражданину как патриоту своего государства, среди важнейших гражданских качеств называет следующие: гражданское сознание, чувства гражданского достоинства, чувство гражданской ответственности и долга, гражданская мужество, приверженность государственных интересов, готовность защищать Родину, правосознание, гражданская активность, уважение к национальным традициям, государственный оптимизм [1, с. 4-5].

По мнению Ю.Е. Подлесной, гражданственность состоит из гражданских качеств. Основой которых является гражданская самоотверженность, чувство национального достоинства, гражданского долга и ответственности, гражданское мужество, приверженность общечеловеческим ценностей [10, с. 85].

Анализ научной литературы свидетельствует о различные подходы к раскрытию сущности понятия «гражданственности». Гражданственность можно рассматривать и как личностную и как общественную качество. Ученые педагоги трактуют гражданственность как комплекс качеств

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1Феономен появления гражданского воспитания 7
1.2 Воспитание гражданской позиции старшеклассников на современном этапе 13
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 24
2.1 Методы работы по воспитанию гражданской позиции у старшеклассников 24
2.2 Анализ и интерпретация опытно – экспериментальной работы по применению программы гражданского воспитания старшеклассников 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 44

  

Введение:

 

Актуальность. Гражданско – патриотическое воспитание новых поколений всегда было одной из важнейших задач школы, потому что детство и юность – самый плодотворный момент, чтобы привить священное чувство любви к Родине. Гражданско – патриотическое воспитание – это формирование у студентов любви к родине, их постоянной готовности защищать ее, формирование активной гражданской позиции и осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по обучению студентов гордиться своей страной и своим народом, уважая ее высоты и страницы, достойные прошлого. Необходимо также научить школьников критически оценивать негативные аспекты российской истории, не впадая в критику и общую клевету. В этом смысле роль российского образования неоценима. А продвигаемое в современном обществе гуманистическое воспитание ставит одну из своих задач в пробуждении традиций русского менталитета, чувства патриотизма.
Реформа школьного образования в России заставляет нас пересмотреть содержание прошлых лет в области гражданско – патриотического воспитания. Это стало направлением российской образовательной политики. Это система знаний комплексного и обобщающего характера, которая фокусирует внимание не только на формировании духовности человека, но и на выработке стратегии поведения современного человека. В связи с этим гражданско – патриотическое воспитание является неотъемлемой частью процесса как междисциплинарной формы деятельности в образовательном пространстве, так и формы организации школьной жизни, способствующей демократическому поведению всех участников образовательного процесса. Каждая из вышеперечисленных областей заслуживает безоговорочного внимания.
Конечно, важную роль в решении этой проблемы играют уроки обществознания. В условиях быстрого роста информации основной задачей педагогов является: научить принципам самообразования, стимулировать внутреннюю потребность в образовании, способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике. Темы социализации студента имеют задачу развития творческого принципа личности студента, который способен адаптироваться к быстро меняющимся экономическим и социальным отношениям.
Старшее поколение давно научило молодых людей любить и уважать свой дом и семью, помнить и чтить своих предков и гордиться своими успехами и своей историей. Другими словами, они вызывают у людей патриотические чувства. В настоящее время этот аргумент не теряет смысла. Стоит отметить, что за последнее десятилетие уровень среди населения России значительно возрос, но, к сожалению, его «качество» снизилось. В связи с этим разрабатываются различные программы. В настоящее время в Российской Федерации утверждена государственная программа « Гражданское воспитание граждан Российской Федерации на период 2016 – 2020 годы». ФГОС занимается изучением и реализацией программы « гражданское воспитание граждан Российской Федерации». Помимо государства, школа или, вернее, учитель играет важную роль в воспитании учащихся гражданских чувств. Именно он должен объяснить ребенку, что означают понятия родины, добра и зла, уважения.
Для старшеклассников в классе проводятся тематические мероприятия, экскурсии, собеседования и другие методики. Каждый человек может влиять на дальнейшее развитие своей родины. Патриотизм является важной чертой сложной личности. Таким образом, мы можем сказать, что большая ответственность ложится на классных учителей: обучать поколение благородных людей, убежденных, готовых достичь того, что обычно называют «патриотами». Школьный возраст – самый подходящий возраст для гражданских чувств и качеств. Именно в этот период начинается процесс формирования личности. На данный момент ребенок воспринимает много информации. На этом этапе важно формировать благополучие старшеклассников, изолировать его от негативного воздействия на общество, воспитывать россиянина, ответственного, активного и способного к России.
В современных условиях важнейшим приоритетом является создание системы воспитания гражданской позиции у старшеклассников как основы консолидации общества и укрепления государства.
В педагогике и психологии образование считается неотъемлемым социально – педагогическим явлением, сущностью которого является намеренное создание педагогических условий для развития человека. Формирование личности человека – это процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и целенаправленной педагогической деятельности.
Кроме того, образование в широком смысле – это процесс социализации человека, то есть усвоение ценностей, установок, норм и моделей поведения, характерных для данного общества, социальной группы, и воспроизводство социального контекста и социального опыта человека.
Образование в строгом смысле этого слова – это преднамеренная деятельность, направленная на формирование некоторых социально значимых качеств личности, взглядов и убеждений у старшеклассников и молодежи. Гражданское воспитание – это целенаправленная деятельность, направленная на формирование ориентиров ценностей, качества, стандартов поведения гражданина и патриота России у старшеклассников и молодежи.
Объект исследования — процесс гражданской позиции у старшеклассников.
Предмет исследования — формы воспитания гражданской позиции у старшеклассников.
Цель исследования – рассмотреть воспитание гражданской позиции у старшеклассников.
Задачи:
1.Раскрыть феономен появления гражданского правового воспитания
2.Рассмотреть проблемы гражданского правового права учащихся
3.Изучить основные принципы работы с гражданскими правами учащихся
4.Охарактеризовать анализ и интерпретацию опытно – экспериментальной работы по применению программы гражданского воспитания старшеклассников воспитания.
Теоретической основой исследования являются работа В.А. Сухомлинский в области педагогики, работа Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлева, С.К. Летучева в области гражданского воспитания.
Методы исследования: при исследовании использовались теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение результатов, а также эмпирические: наблюдение, интервью, интервью. А также математические методы: регистрация и шкалирование.
Научная новизна исследования заключается в обобщении материала по вопросу о воспитании гражданской позиции у старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в создании гражданской образовательной программы, способствующей эффективной работе учителя в процессе воспитания гражданской позиции у старшеклассников учащихся.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие гражданских чувств у человека начинается в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей его жизни. Поэтому очень важно знать, что такое патриотизм, как развивать гражданские чувства и как их проявлять. На начальном этапе родители посвящают себя гражданском правовому воспитанию детей, которые прививают любовь в семье, в своем доме, на своей маленькой родине. По мере того как Старшеклассники растут, их взгляды на жизнь меняются, и приходит их дальнейшее понимание жизни. Поэтому следующим важным этапом является образование. Основную роль в гражданском правовом воспитании учащихся играет учитель, который должен приложить все усилия для воспитания достойных граждан, а также добросовестных, ответственных и уважаемых людей, любящих свою родину.
Существует много разных форм работы учителя в области гражданского воспитания старшеклассников воспитания учеников, что позволяет классному учителю, как центральной личности в образовательном процессе, выбрать форму для другой проблемы или любого вопроса, который может передать с максимальной точностью все, что учитель хотел сказать своим ученикам. Наиболее распространенной и экономичной формой является урок в классе. Следует отметить, что часы занятий должны проводиться еженедельно.
Это событие обычно решает «повседневные» проблемы, но не забывайте вкладывать в них средства. Несмотря на свою простоту и доступность, эта форма работы очень эффективна.
Изучая гражданские дисциплины через организацию образовательной деятельности, ученики успешно решают проблемы гражданского правового воспитания. В настоящее время существует острая потребность в подготовке учителей. Одним из основных критериев воспитания граждан является индивидуальный подход, индивидуальный подход к ученику как личности. Транснациональный характер является характеристикой образования гражданина Российской Федерации. Гражданская деятельность может быть очень разной. Например, поездка в театр или на фольклорные вечера. Стоит сосредоточиться на студентах, которые изучают конституционный механизм нашего общества. Задача создания правовой культуры состоит в том, чтобы дать студентам знать требования правовых стандартов и обеспечить их соответствие этим требованиям.
Укрепляется хороший моральный ориентир для детей, формируется система истинных духовных ценностей, в которой любовь к родине и чувство долга граждан нашей страны занимают важнейшее место.
Важную роль также играют педагогические условия, созданные непосредственно учителем. Можно с уверенностью утверждать, что педагогические условия являются основным компонентом образовательной системы, они должны отражать полноту образовательной и материально – пространственной среды, для них характерны изменения и изменения во времени. Также стоит отметить, что урок не будет достаточным для хорошего результата. Поэтому воспитание патриотизма должно осуществляться в полной мере. Это означает, что учитель класса должен разработать программу мероприятий, которые будут способствовать развитию гражданских чувств у детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1Феономен появления гражданского воспитания

Гражданское образование – формирование гражданственности как интегративного качества человека, позволяющего человеку действовать политически, морально и юридически. Основным элементом гражданства является правовая и моральная культура, которая проявляется в дисциплине, доверии и уважении к другим гражданам, способности выполнять свои обязанности, не забывать о национальных, гражданских и международных чувствах.
Гражданство всегда было центром общественной и образовательной мысли в России, отражая объективное состояние общества на определенном историческом этапе и современную идеологию. Первое руководство по обществознанию в России появилось во времена правления Екатерины 2, несколько раз издавалась книга «О вкладе человека и гражданина».
Эта книга была примером этнического и педагогического анагоза правительства. В то время педагогика еще не обращалась к вопросам воспитания и понимания человека и граждан, появились слова человек и гражданин, но никто не знал их значения, потому что не было никаких объяснений. Эти слова были заменены термином «субъект», человек, который косвенно следовал за властями. Тем не менее, педагогическое мышление и философия были направлены на гражданское качество образования. В 18 веке. Идеальный гражданин – это человек, главное качество которого – патриотизм [14].
Н.И. Новиков был одним из первых мыслителей того времени, которые отразили новые ориентиры в российском общественном сознании. Такое понимание школьных задач в настоящее время актуально.
История гражданского правового образования в России состоит из трех важных этапов образования: первый был при царе (1901 – 1917), затем следовали Советы (начало 1920 – х – конец 80 – х годов) и последний этап гражданского правового образования , постсоветский (1991 – 2005). В фазе 1901 – 1917 гг. перед школой стояла главная задача сделать все возможное, чтобы студент поступил в университет [14].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы