Начальное образование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитание этической культуры младших школьников в условиях ФГОС НОО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования этической культуры младших школьников 6

1.1 Психолого-педагогические аспекты этической культуры в начальной школе 6

1.2 Специфика работы над речевым этикетом учащихся начальных классов 10

Вывод по главе 1 16

Глава 2. Методологические особенности формирования этической культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения 18

2.1 Возможности обучения речевому этикету учащихся начальных классов на уроках литературного чтения 18

2.2 Особенности обучения речевому этикету на уроках русского языка 28

Вывод по главе 2 39

Заключение 41

Список использованных источников 44

  

Введение:

 

Актуальность темы проекта «Воспитание этической культуры младших школьников в условиях ФГОС НОО» заключается в том, что одной из основополагающих проблем современного образования является обучение детей речевому этикету в начальной школе. Развитие речевых навыков у младших школьников является важнейшей задачей педагога на данном этапе, ведь правильное общение детей и взрослых составляет основополагающую часть всего образовательного процесса, так как речевой этикет является неотъемлемой частью языковой культуры и ключ к точному выражению.

Дело в том, что все, что связано с понятием «культура», сегодня очень важно. О духовном возрождении общества невозможно говорить вне активной работы по формированию навыков культуры поведения и культуры общения, вне целенаправленной работы по воспитанию культуры речи в школе на всех ступенях образования. Дело в том, что младшие школьники начинают осваивать устные и письменные нормы литературного языка, учатся использовать язык в различных ситуациях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом педагог обязан поддерживать у ребенка понимание требований к речи, учить младших школьников формулировать мысли и следить за их правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью речи.

Соблюдение речевого этикета помогает младшему школьнику наладить общение с детьми и взрослыми. С ее помощью ребенок может настроить окружающих на благоприятное отношение к себе, проявить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстаивать свое мнение. Педагог, учитывая возрастные и психологические особенности детей, переходные и другие возможности, может выделить на развитие речевого этикета всего несколько часов. Все вышеперечисленное определило выбор темы курсовой работы «Обучение речевому этикету на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе».

Многие исследователи в своей работе уделяли особое внимание проблеме воспитания этической культуры младших школьников.

В данной работе мы обратились к исследованиям таких авторов, как: Александрова О. А., Антипова, А. Г., Бакулина Г. А., Бондаренко А. А., Боровкова Е. Г., Введенская Л. А., Денисова Е. А., Дорфман И. И., Зимняя И. А., Зиновьева Т. И., Зырянова Е.А., Иванова С.Ф., Ипполитова Н. А., Ипполитова, Н. А., Крылова О. А., Кузин Ф. А., Курочкина И. Н., Львов М. Р., Львов М. Р., Мишанова О. Г., Нечаева Е. В., Никитина, Е. Ю., Обухова Е. А., Розенталь Д. Э., Стернин И. А., Успенский М. Б., Федосов В. А., Цукерман Г. А. и др.

Объект исследования – процесс воспитания этической культуры в начальной школе.

Предмет исследования – методика воспитания и обучения этической культуры в начальной школе (на уроках русского языка и литературного чтения).

Цель исследования — анализ методической системы упражнений, способствующей формированию этической культуры в начальной школе.

В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования речевой культуры младших школьников может быть успешным на уроках русского языка и литературного чтения.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты этической культуры в начальной школе;

2. Изучить специфику работы над речевым этикетом учащихся начальных классов;

3. Раскрыть возможности обучения речевому этикету учащихся начальных классов на уроках литературного чтения;

4. Проанализировать особенности обучения речевому этикету на уроках русского языка.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ литературы, анализ опыта учителей обобщение.

Теоретическую основу исследования составили педагогические и психологические концепции развития речи (Зимняя И.А., Бондаренко А.А., Курочкина И.Н., Стернин, И.А., Успенский, М.Б. и др.); деятельностный, системный и личностный подходы к процессу обучения младших школьников речевому этикету в рамках методики изучения русского языка и литературного чтения (Зырянова Е.А., Ипполитова Н.А., Львов М.Р., Нечаева Е.В., Обухова Е.А., Федосов В.А., Формановская Н.И. и др.).

Структура исследования: курсовой проекта состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ теоретических подходов, методической литературы и результаты проведенного исследования по проблеме организации работы по формированию этической культуры на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе позволили сформулировать следующие выводы.

Речевой этикет — это система устойчивых формул общения, предназначенных обществом для установления речевого контакта собеседников, соблюдение общения в выбранной тональности соответственно их социальных ролей и ролевых позиций в отношении друг друга, взаимных отношений в официальной и неофициальной обстановке.

Речевой этикет — это выбор высказывания именно для данной ситуации и для данного партнера, это система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта.

Основой речевого этикета является утверждение корректности и доброжелательных отношений между людьми.

Основные требования речевого этикета основываются на этнокультурных традициях коммуникативной практики того или иного народа, направленные на соблюдение правил национально-специфического речевого поведения, имеющие регулятивный характер, отличаются устойчивостью использования.

Далее осуществлен анализ методических подходов, способствующих формированию речевого этикета на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. Работа по развитию речи и речевому этикету учащихся в школе разностороння.

Психологи и методисты подмечают, что ребенок постигает родной язык, прежде всего, имитируя разговорной речи окружающих. Ребенок больше времени проводит за компьютером, нежели в живом окружении. Между тем изучения свидетельствуют, что речевые навыки у детей надо формировать, и чем раньше и успешнее будет проводиться эта работа, тем действеннее она будет.

Базовые формулы речевого этикета постигаются в раннем возрасте, когда родители обучают ребёнка здороваться с людьми, благодарить, просить прощения за проделки.

С возрастом человек познает всё больше подробностей в общении, постигает разные стили речи и поведения. Умение, верно, оценивать ситуацию, вести и поддерживать разговор с неизвестным человеком, компетентно излагать свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета — это обусловленные слова, фразы и постоянные выражения, используемые для трёх ступенях разговора: начала, основной части и окончания.

Начальная школа обязана заложить начала, которые предопределяют дальнейшее благополучное продвижение учащихся на всех следующих фазах обучения. Учитель начальной школы обязан, прежде всего, сберечь и вырабатывать познавательную деятельность учащихся, предоставлять познавательные средства, нужные для постижения основ наук.

Потенциал для развития речевого этикета у младших школьников заложен во всех предметах начальной школы. Существенная роль в решении этой проблемы принадлежит урокам русского языка и литературного чтения.

Литературное чтение – это один из ведущих гуманитарных учебных предметов, способствующий вырабатыванию многосторонне развитой, гармоничной личности, содействующий развитию умения общаться и формулировать свои мысли.

Существуют способы особого обучения учащихся начальной школы речевому этикету при чтении текстов учебников «Литературное чтение» и «Русский язык».

Роль учителя состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи — от аудирования, от умения слушать — и до потребности пользования словарями и справочниками.

Таким образом, анализируя возможности обучения речевому этикету учащихся начальных классов на уроках литературного и русского языка отметим, что анализ учебников для начальной школы позволил сделать следующие выводы:

а) часть учебников содержит упражнения и задания, направленные на обучение речевому этикету младших школьников,

б) в упражнениях представлены такие речевые ситуации, как приветствие, прощание, просьба, отказ, приглашение, благодарность и другие.

Однако, следует отметить, что упражнений, представленных в учебниках, явно недостаточно. Следовательно, возникает необходимость создание специальных дополнительных упражнений, направленных на обучение младших школьников речевому этикету.

Итак, цель достигнута, задачи реализованы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования этической культуры младших школьников

1.1 Психолого-педагогические аспекты этической культуры в начальной школе

В современной школе становление общей культуры школьников осуществляется в ходе формирования отдельных культур: этической, эстетической, интеллектуальной и другие, которые составляют единое и органичное целое. Универсальным средством формирования данных культур может стать технология интегративного освоения общечеловеческих ценностей, которая применяется на всех уроках и внеурочных мероприятиях, с использованием всего образовательного потенциала школы.

Так, например, в изучении начального курса родного языка приоритетным моментом является повышение культуры речи младшего школьника. «Проблемы, связанные с развитием культуры общения, приобретают в наше время не только образовательное, но и социальное значение», — как отмечает Г.А. Бакулина .

Для ребенка хорошая речь является ключом к успешному обучению и развитию. Не менее важна культура общения, которая близко соединена с термином «этикет». Остановимся детальнее на данном термине.

Слово «этикет» прибыло в русский язык из французского в XVIII века, в то время, когда формировался придворный быт абсолютной монархии и определялись обширные политические и культурные связи России с иными государствами .

Этикет (франц. etiquette) – это свод норм поведения, обхождения, принятых в обусловленных социальных кругах. Обыкновенно этикет отображает форму поведения, обхождения, правила вежливости, принятые в данном обществе, свойственные тому или иному обычаю.

Отметим также, что с философской точки зрения «Этикет – это совокупность правил поведения, относящихся к внешним проявлениям отношения к людям» .

Этикет устанавливает все наше поведение. Это не только те правила, которые мы соблюдаем за столом или в гостях, это вообще все нормы наших отношений. При помощи таких с детства освоенных правил, мы регулируем наши взаимодействия с окружающими, определяем или выявляем в общении отношения типа «старший — младший — равный» .

Следовательно, этикет — это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного правового, социального, интеллектуального статуса.

Этикет — это часть нравственной культуры, а нравственные ценности — основное содержание сферы воздействия этикета. Избрание этикетного знака – это тактический прием осуществления этих ценностей.

Этикет, как внешняя форма поведения личности, всегда объединен с обусловленным духовным содержанием внутреннего мира личности.

Внешняя культура неотделима от внутренней, и если между ними есть разрыв, в какой бы сфере деятельности это не обнаруживалось, он обозначает духовную неполноценность личности, что рано или поздно выразится в связях с иными людьми .

Этикет проявляется в самых разнообразных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь всевозможные движения человека, позы, которые он принимает. В этикетных целях мы нередко применяем предметы, особенности одежды. Но самую значительную роль в выражении отношения к людям исполняет наша речь.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы