Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитание эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы изучения театрализованной игры как средства эстетического воспитания. 7
1.1Понятие
«театрализованная игра» ее виды, значение и место в воспитательном процессе
детей старшего дошкольного возраста. 7
1.2 Значение
эстетического воспитания дошкольников, его особенности и средства  12
Глава 2. Использование
театрализованной игры как средства эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста. 26
2.1. Организация
исследования. 26
2.2. Результаты
исследования. 29
Заключение. 34
Список литературы. 36

  

Введение:

 

Актуальность
темы. Современное общество предъявляет высокие требования к формированию
творческой активности личности. Психолого-педагогические исследования А.П.
Аматьевой, Л. В.Артемовои, Л. С. Виготского, С. М. Гаврилюк, Н.В. Кудикиной,
Л.В. Макаренко, Н. Б. Сиротич и др. Передовая педагогическая практика
доказывают необходимость формирования эстетического опыта, творческих
способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной
деятельности. Модернизация дошкольного образования предусматривает интеграцию
развлечений, в том числе театрализованной деятельности, в единое
образовательное пространство дошкольного учебного заведения.

Учитывая
важность дошкольного детства как базового периода для формирования способов
познания, понимания и отображения внутренней (психической) и внешней
(Вселенная) картины мира, содержанием Базового компонента дошкольного
образования определены образовательные линии, обеспечивающие усвоение ребенком
способов (механизмов) развития (саморазвития) , приобретения знаний, умений и
навыков. Одной из форм, которая на наш взгляд, отвечает потребностям
современного малыша, является театрализованная деятельность и театрализованная
игра.

По
утверждению Л.С. Станиславского театр — это лучший, средство для общения людей,
для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке
творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов (памяти,
мышления, воображения), совершенствовать телесную пластичность, формировать
творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между
взрослыми и детьми.

Всю
жизнь ребенка насыщенный игрой, каждый ребенок хочет сыграть в ней свою роль.

В
игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законы общества,
красоту человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить
взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой
активности личности, умение держать себя в обществе. Театрализованная
деятельность является эффективным средством педагогического воздействия на
развитие личности дошкольника. Она предусматривает формирование у них умений
«входить в образ» и «удерживать» его в течение всей театрализованной
деятельности; осознавать речевые и исполнительские действия; передавать
характерные особенности различных художественных образов; переносить полученные
представления в самостоятельную игровую деятельность; прививать детям интерес к
театру как вида искусства, органично сочетает художественное слово,
драматическое действие, музыку, живопись и литературу. Театр помогает ребенку
глубже познать себя, свой внутренний мир, побуждает ее к самосовершенствованию.

Во
время театрализованной деятельности формируются личностные моральные качества,
преодолеваются недостатки: застенчивым и неуверенным в себе детям театр
помогает снять нервное напряжение, преодолеть сомнения в себя, поверить в
собственные силы, неугомонным — научиться выдержки. Искусство театра учит
ребенка любить прекрасное, развивает способность сопереживать, формировать
познавательную культуру ребенка, способствует расширению представлений об особенностях
изобразительного, музыкального и хореографического искусства, сопровождающие
сценическое действие. У детей формируется также умение самовыражения,
развивается способность к использованию приемов импровизации, желание к
перевоплощению, умение от простого подражания переходить к творческому же
проявления.

Театр
для детей — это школа чувств и высокой эмоциональной культуры, восприятия
человеческого общения и отношений.

Изучением
театрализованной игры как средства воспитания детей дошкольного возраста
занималась большая группа ученых: А.Е. Антипина, Л.В. Артемова, Н.А. Ветлугина,
В.И. Логинова, М.Д. Маханева, А.П. Стрелкова и др. Воспитание же именно
эстетического компонента личности посредством театрализованной игры раскрыто
недостаточно глубоко. Проблема организации театрально-игровой деятельности
старших дошкольников в ДОУ, как средства эстетического воспитания требует
дальнейшего изучения. В практике ДОУ театрализованная деятельность используется
преимущественно спонтанно и однообразно, что не дает возможности, в полной мере
использовать её воспитательное значение.

Именно,
поэтому, нас заинтересовала проблема поиска эффективных способов, форм и
методов организации театрализованной деятельности дошкольников, содействующих
их эстетическому воспитанию.

Объектом
исследования выступает – Процесс эстетического воспитания дошкольников в ДОУ.

Предметом
исследования является театрализованная игра как средство эстетического
воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Целью
исследования является выявление и анализ педагогических путей использования
театрализованной игры как средства эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста.

Гипотеза
исследования: процесс эстетического воспитания детей в дошкольном
образовательном учреждении будет эффективным, если на занятиях использовать
методику организации театральной деятельности на основе театральных игр.

Исходя
из цели исследования и выдвинутой гипотезы, мы определили следующие задачи:

Задачи
исследования:

1.
Ознакомиться с литературой касательно темы исследования.

2.
Рассмотреть теоретические основы театрально-игровой деятельности в системе
дошкольного образования.

 3. Представить роль театрализованной игры  во 
всестороннем развитии ребенка старшего дошкольного возраста.

 4. 
Рассмотреть значение и задачи эстетического воспитания в дошкольном
возрасте. 5.  Разработать практические занятия по
эстетическому воспитанию старших дошкольников с применением театральной
деятельности.

Структура
работы: Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка
литературы.

Методы
исследования:

а)
теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация
педагогической литературы);

б)
эмпирические.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эстетическое
отношение детей старшего дошкольного возраста к миру, к различным видам
искусства формируется преимущественно под влиянием стихийных факторов
социального окружения, в частности средств массовой информации, особенно
телевидения. Воспитание художественно-эстетического направления — музыкальное,
изобразительное, театральное искусство — занимают слишком скромное место в
дошкольных учебных заведениях. Но дошкольное образовательно-воспитательная
система призвана реализовать необходимый комплекс культурных функций, используя
средства искусства.

В
течении изучения психолого-педагогической литературы установлено, что
художественно-эстетическая культура человека является сложным образованием и
представляет собой ценностно-стержневую, базовую качество личности, позволяющее
общаться с прекрасным и активно участвовать в его
создании.Художественно-эстетическая культура создает предпосылки к
эстетическому восприятию, переживания, осознание и творчества человеком.
Формированию эстетической культуры способствует художественно-эстетическое
воспитание, цель которого — высокий уровень художественно-эстетической культуры
личности и ее способность к эстетическому освоению действительности.

Воспитание
эстетической культуры у ребенка обеспечивает ее самодвижение к ценностям
культуры благодаря разнообразным средствам взаимодействия в социокультурной
среде образовательного процесса с миром природы, человека, предметов,
отраженных в искусстве и деятельности. Художественно-эстетическая деятельность
является эффективным путем всестороннего гармоничного развития детей, в
частности дошкольного возраста, и предусматривает изобразительную, музыкальную,
театрализованное, художественно-речевую деятельность. Эти виды деятельности
выполняют функцию позитивно-эмоционального обогащения, вызывают эмоции радости,
восхищение, вдохновение, вытесняют тревожность, напряжение, чувство
беспомощности. Разнообразие форм и методов занятий в художественно-эстетической
деятельности способствует появлению интереса, стимулирует проявление творческой
активности, позволяет преодолевать формализм, стереотипы во взаимодействии с
детьми.

Особенно
значимыми для детей дошкольного возраста игры в "театр",
драматизации, сюжетами которых являются известные сказки, рассказы, стихи. Во
время участия в театрализованных играх дети знакомятся с окружающим миром через
образы, краски, звуки, входят в образ, живут жизнью персонажа. Театрализованная
деятельность в дошкольном возрасте существует и осознается педагогами как один
из наиболее эффективных средств педагогического воздействия на развитие
личности ребенка, используется с определенной целью и побуждается мотивами. Она
выступает как специфический вид детской активности, один из самых любимых видов
творчества.

В
ходе констатирующего эксперимента было установлено:

1.
Эстетические чувства молодых дошкольников имеют скрытый характер, который нужно
активно и целенаправленно развивать средствами комплексного взаимодействия
искусств, свойственно природе театра кукол, в котором в синкретические единства
существуют различные виды искусств.

2.
Почти 75% респондентов из каждой группы в начале эксперимента были малоактивны,
скованы в своих действиях и чувствах, они со страхом включались в различные
виды деятельности, но куклы актеры театра «Золотой ключик» и возможность
прикоснуться к сообразительному колобку и хитрой лисички сделало общение с
детьми приятным и непринужденным.

Следовательно,
включение различных видов театра кукол и элементов театральной деятельности в
учебно-воспитательный процесс детского сада поможет создать надлежащие условия
для формирования эстетических чувств младших дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические основы изучения театрализованной игры как средства эстетического
воспитания.

1.1Понятие
«театрализованная игра» ее виды, значение и место в воспитательном процессе
детей старшего дошкольного возраста Особое
место в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста
принадлежит театрализованным играм, которые являются специфическим средством
формирования личности детей старшего дошкольного возраста. Ученые (Л. Артемова,
А. Богуш, Л. Бочкарева, Н. Гавриш, А. Трифонова и др.) Уделяют этому вопросу
большое внимание. Значение театрализованной деятельности для развития
творчества дошкольников заключается в том, что именно в этой деятельности
ребенок создает новый образ самостоятельно. Спецификой детского художественного
творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а
для окружающих — новое в себе.

Театрализованные
игры ученые относят к творческой игры. Так, Г. Косово в творческих играх
относит игры-драматизации, при этом проявления творчества детей ученый видит в
том, что каждый ребенок по-своему изображает какой-нибудь персонаж
произведения. Воспроизводя сюжет знакомой сказки, дети говорят на языке героев,
используя речи. Творчество ребенка проявляется в правдивом обыгрывании сюжета и
ролей. А. Калиниченко, Ю. Микляев, А. Усова также подчеркивают, что
театрализованные игры, или игры-драматизации, является разновидностью
творческой игры [5, 35-36].

Некоторые психологи
считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью,
поскольку в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к
игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин
«творчество» неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса в
аспекте развития ребенка.Нет основания утверждать

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы