Курсовая с практикой на тему «Воспитание духовно-нравственных качеств у старших дошкольников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы воспитания духовно-нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста. 5
1.1. Понятие
«духовно-нравственные качества» в психолого-педагогической литературе. 5
1.2. Педагогические
условия воспитания духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраста. 9
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по воспитанию духовно-нравственных качеств у
старших дошкольников. 14
2.1. Выявление уровня
сформированности духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного
возраста. 14
2.2. Создание
педагогических условий по воспитанию духовно-нравственных качеств детей
старшего дошкольного возраста. 17
2.3. Результаты и
анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию духовно-нравственных
качеств детей старшего дошкольного возраста. 22
Заключение. 24
Cписок
используемой литературы.. 26
Приложения 28
Введение:
На сегодняшний день в
современной педагогике уже решены некоторые задачи, которые связаны с
нравственным воспитанием и развитием: обусловлен генетико-исторический подход к
отбору духовных ценностей (С.И. Маслов, Б.И. Додонов); в образовательном
процессе определены приёмы, методы и условия передачи ценностей (С.Г. Гладнева,
С.И. Маслов, М.В. Аникеев); определены особенности процесса воспитания
нравственных качеств у детей дошкольного возраста (В.Т. Чепиков); продуманы
педагогические условия актуализации нравственных поступков дошкольников (Е.В.
Фадич). Однако, в настоящий момент, сущность процесса формирования духовно-нравственных
качеств у детей старшего дошкольного возраста недостаточно раскрыта – общий
подход к пониманию данного процесса отсутствует.
Уровень нравственного
развития ребенка характеризует степень сформированности у него духовно-нравственных
качеств. Но при этом нужно учесть, что качественное развитие ребенка станет
возможным не только благодаря образовательной деятельности педагога, но и благодаря
собственным усилиям ребенка. Лишь в образовательном процессе возможно наиболее
эффективное осуществление данной деятельности. В Федеральном законе «Об
образовании в РФ» (2012) говорится о том, что «воспитание – деятельность,
направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства». Поэтому актуальность проблемы формирования духовно-нравственных
качеств у детей старшего дошкольного возраста не вызывает сомнений.
В дошкольном возрасте
происходит формирование духовно-нравственных качеств у ребенка. Сензитивность к
нравственному развитию и базы духовно-нравственных качеств начинает
закладываться именно в детском саду.
Цель исследования: теоретически
обосновать и систематизировать педагогические условия, направленные на
воспитание духовно-нравственных качеств у старших дошкольников.
Объект исследования:
процесс воспитания духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования: педагогические
условия воспитания духовно-нравственных качеств формирования духовно-нравственных
качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. На основе анализа
психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать проблему воспитания
духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень
сформированности духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраста.
3. Разработать и
экспериментально проверить содержание работы по воспитанию духовно-нравственных
качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить динамику
формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных
задач использовались методы исследования: анализ психологической,
педагогической и методической литературы; экспериментальная работа;
количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы. Работа
стоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение:
Проблема современного
общества – недостаточность сформированности духовно-нравственных качеств у
детей. Дошкольный возраст считается сензитивным для воспитания
духовно-нравственных качеств. Можно сказать, что формирование духовно-нравственных
качеств – это непрерывный процесс, который начинается с рождения и продолжается
всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
При организации работы по
формированию духовно-нравственных качеств чаще всего используют такие формы
работы как: беседы, чтение художественной литературы, игры и театрализация, но
все же неизменной формой является художественная литература, которая так же
способствует развитию духовно-нравственных качеств, воспитанию чувств и эмоций
детей.
В результате исследования
был проведен педагогический эксперимент, который проходил на базе Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко»
Нижегородской области, р.п. Большое Мурашкино. В педагогическом эксперименте
принимали участие воспитанники старшей группы. Возраст испытуемых старшего
дошкольного возраста.
На констатирующем этапе
педагогического эксперимента была проведена диагностика, которая позволила
определить уровень сформированности духовно-нравственных качеств старшего
дошкольного возраста. В группе высокий уровень сформированности духовно-нравственных
качеств показали 24% детей, средний – 38%, а низкий 38%. Отсюда следует, что в
экспериментальной группе необходима работа по повышению уровня сформированности
духовно-нравственных качеств.
На формирующем этапе
педагогического эксперимента в нами был внедрен комплекс мероприятий,
направленный на повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста, включающий разнообразные мероприятия,
подборка которых влияет на процесс, повышающий уровень сформированности духовно-нравственных
качеств. На данном этапе дети приобрели следующие нравственные качества, как
гордость и уважение к родителям и старшим, взаимное доверие и доброта, в группе
стала более благоприятная эмоциональная атмосфера, дети стали дружней,
проявляют такие нравственные представления как, добро, сочувствие, взаимопомощь.
У детей начало формироваться чувство ответственности, которое имеет
существенное педагогическое значение, которое несет в себе огромный
нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Контрольный этап
педагогического эксперимента показал, что использование работы со сказкой
благотворно влияет на формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста. В группе прослеживается положительная динамика, высокий
уровень сформированности духовно-нравственных качеств повысился на 14%, а с
низким уровнем детей стало на 33% меньше.
Таким образом, цель
нашего исследования достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы воспитания духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраста 1.1. Понятие
«духовно-нравственные качества» в психолого-педагогической литературе
В Национальной
педагогической энциклопедии говорится о том, что «духовно-нравственные качества
– это интегративные психологические образования, которые внутренне обнаруживают
социальную суть человека, его поведение и отношение к деятельности» [6].
Е. Н. Бородина, обобщая
мнения учёных и педагогов, говорит о том, что духовно-нравственные качества
личности – это определенные черты характера человека, внутренние установки,
которыми он руководствуется в своих мыслях, делах, поступках, но которые могут
видоизменяться посредством взаимодействия с другими людьми в течение жизни [2, с. 11].
Формирование духовно-нравственных
качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны
родителей и педагогов» [5].
По мнению И. Ф.
Харламова, «нравственные отношения включают в себя:
— отношение к родине
(патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);
— отношение к труду
(трудолюбие);
— отношение к общественному
достоянию, охрана природы и материальных ценностей общества (бережливость и
т.д.);
— отношение к выполнению служебных
обязанностей (дисциплинированность);
— отношение к другим
людям и к самому себе (коллективизм, честность правдивость, скромность,
товарищество, чувство собственного достоинства).
Изучив мнение И. Ф.
Харламова, мы пришли к выводу о том, что результат воспитания духовно-нравственных
качеств заключается в появлении у старших дошкольников потребности в выработке
нравственного качества, которая появляется путём вовлечения детей в живую
познавательную деятельность по усвоению знаний о духовно-нравственных
качествах, способах их проявления, а также соответствующих взглядов и
убеждений. Важное значение имеет практическое формирование умений, навыков и
привычек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами [14].
В старшем дошкольном
возрасте дети способны уже руководствоваться высокими социальными мотивами и
испытывать благородные чувства. От того, как они будут сформированы в эти годы
жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период у
ребёнка начинают развиваться черты характера, те чувства, которые незримой
нитью связывают его со своими родными людьми, своей малой родиной, со своей
страной [10].
В
психолого-педагогической литературе понятие «духовно-нравственные качества»–
это моральные нормы и принципы, ставшие внутренними мотивами поведения и
определяющие ее привычные формы. Данная форма заключается в обеспечении выбора
в важных жизненных позициях. Цепочка данных выборов и определяет динамику актуализации.
Т.Г. Кузнецова отмечает,
что «механизм формирования духовно-нравственных качеств в ходе нравственного
воспитания выражается в формуле «(знания и представления) + (мотивы) + (чувства
и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное
качество [8].
Для того, чтобы у ребёнка
сформировалось любое нравственное качество необходимо, чтобы оно усваивалось
сознательно. Следовательно, нужны знания, на базе которых у детей будут
складываться представления о сути нравственного качества, о его важности и о
преимуществах овладения им.
Наличие мотива ведёт за
собой отношение к качеству, которое, оказывает влияние на, формирование
социальных чувств. Чувства влияют на прочность складывающегося качества,
придавая процессу формирования личностно- значимую окраску.
Знания и чувства вызывают
потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступок
характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать
нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным
образом организовать жизнь воспитанников. А нравственная привычка – это
потребность к совершению нравственных поступков. Поступки и поведение проявляют
функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность
формируемого качества.