Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Воспитание дружеских отношений у детей дошкольного возраста в игре.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА 6
1.1. Дружба в аспекте коммуникативного развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития дружеских отношений у детей дошкольного возраста 10
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования дружеских отношений дошкольников 15
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Изучение уровня сформированности дружеских отношений у старших дошкольников 21
2.2 Реализация комплекса сюжетно-ролевых игр для воспитания дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста 28
2.3. Динамика развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста 33
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

 

  

Введение:

 

Дошкольное детство является важнейшим возрастным этапом, предопределяющим дальнейшее развитие личностных качеств и коммуникативных умений ребенка. Актуальность проблемы воспитания у дошкольников дружеских отношений обусловлена социальными запросами общества с высокой культурой взаимоотношений между людьми, определяемых социальной справедливостью и дисциплинированностью. Дружба играет важную роль в становлении личностных качеств ребенка, особенностей его взаимодействия со сверстниками. В детском сообществе ребенок приобретает первоначальные представления о коллективе, получает навыки поведения в нем. Будучи включенным в ситуации общения со сверстниками, дошкольник сталкивается с необходимостью применять на практике нормы поведения, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам.
Освоение игровой деятельности становится первоначальной основой для формирования дружеских отношений детей. Игра в этой связи является важнейшим возрастным новообразованием, призванным совершенствовать дружеские навыки ребенка в общении со сверстниками. Игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития дружеских отношений у детей дошкольного возраста. Однако игровая деятельность не всегда становится источником самореализации дружеских отношений ребенка. Для эффективного коммуникативного развития ребенка необходимо использовать весь арсенал педагогических ресурсов. Одной из сфер образовательного воздействия является сюжетно-ролевая игра, являющаяся эффективным средством развития дружеских взаимоотношений дошкольников.
Вопросам формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные педагоги (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Т.А. Маркова, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, и др.). Проблему дружеских отношений в совместной деятельности изучали педагоги и психологи: А.В. Булатова, А.А. Аржанова, Т.А. Маркова, В.К. Котырло, Е.И. Щербакова, Я.Л. Коломенский, С.В. Петерина, Р.А. Репина и т.д. Большой вклад в изучение проблемы игры у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и др. С позиций личностно ориентированного подхода игра представлена как реальное творческое приобретение социального опыта, социализации (Л.С. Выготский, Л.И, Божович, В.В.Давыдов, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин).
Анализ литературных источников констатирует об отсутствии единого подхода в изучении влияния сюжетной игры на становление дружеских отношений дошкольников. В настоящее время существуют противоречия между практической необходимостью воспитания дружеских отношений дошкольников и недостаточным использованием сюжетно-ролевых игр как средства воспитания дружеских отношений в условиях дошкольной организации. Стремление найти пути решения указанного противоречия и обусловило выбор темы исследования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования дружеских отношений детей среднего дошкольного возраста».
Объект исследования: дружеские отношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая как средство воспитания дружеских отношений дошкольников.
Цель работы: изучить эффективность применения сюжетно-ролевых игр как средства развития дружеских отношений у детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1) На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2) Рассмотреть понятие дружбы в аспекте коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
3) Охарактеризовать особенности развития дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте.
4) Выявить роль сюжетно-ролевых игр как средства формирования дружеских отношений детей дошкольного возраста.
5) На основании эмпирического исследования оценить эффективность применения сюжетно-ролевых игр как средства формирования дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы:
• теоретические: анализ; синтез; обобщение; классификация;
• эмпирические: наблюдение; эксперимент; методы качественного и количественного анализа эмпирических данных;
• подсчет средне-групповых значений; интерпретация результатов.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы и обобщения. В современной науке дружба рассматривается либо как аспект, функция и показатель индивидуального развития ребенка, либо в контексте развития групповых, коллективных отношений, либо в русле наблюдений за функционированием детских групп в естественных условиях.
В Федеральном государственных образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи, относящиеся к проблеме формирования дружеских взаимоотношений дошкольников, приоритетными из которых являются формирование сочувствия, отзывчивости и уважения по отношению к окружающим. «Дружба» в психолого-педагогической литературе определяется в качестве содержательных взаимосвязей между детьми, основанных на представлении детей о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании.
Отличительными особенностями возрастных закономерностей развития дружеских отношений между детьми являются следующие. В младшем дошкольном возрасте дружба обусловлена положительными качествами сверстника по отношению к ребенку; в среднем дошкольном возрасте формируются осознанные дружеские привязанности (мотивом является игра); в старшем дошкольном возрасте отмечается постоянство дружеских контактов и длительность дружеских привязанностей; увеличивается содержательность, избирательность и устойчивость дружеских отношений.
Генезис дружеских привязанностей ребенка имеет ряд относительно автономных параметров: поведенческие характеристики; когнитивные, эмоциональные, коммуникативные и ценностно-нормативные аспекты.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра как ведущая деятельность дошкольника (А.Н. Леонтьев), как практика развития (С.Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность (Д.Б. Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А.В. Запорожец), как детская традиция (В.С. Мухина), исследуется мировым сообществом в качестве важнейшего компонента развития ребенка. Игра оказывает огромное влияние на развитие дружеских отношений детей в период дошкольного возраста: в игре дети воспроизводят реальные взаимоотношения, и роли, воплощаемые в игре, оказывают влияние на развитие дружбы и после окончания игровой деятельности.
Коллективный характер сюжетно-ролевых игр способствует созданию условий для развития чувства партнерства и навыков дружеского взаимодействия у дошкольников. Развитие дружеских навыков в процессе участия детей в сюжетно-ролевых играх происходит при согласовании действий ребенка с действиями других детей; развитии умений выражать просьбу; воспитании доброжелательности, отзывчивости, умений выслушивать партнёра, развитии доброты, терпеливости, смелости, отзывчивости, сочувствия и сопереживания. Дружеские навыки в сюжетно-ролевых играх основаны на взаимных симпатиях, побуждениях к игровому взаимодействию, общих интересах и увлеченности общим делом.
На констатирующем этапе эксперимента путем систематизации методик были определены критерии оценки дружеского взаимодействия (степень эмоциональной вовлеченности и характер участия в действиях сверстника; характер сопереживания сверстнику; степень проявления просоциальных форм поведения); оценки параметров взаимодействия в игре (инициатива и позиция, благополучие в общении, игровые навыки); отношение к сверстнику; интерес к деятельности сверстника; оказание помощи и учет мнения сверстника. Результаты констатирующего этапа исследования выявили недостаточную сформированность дружеских отношений дошкольников, что предопределило необходимость применения сюжетно-ролевых игр как средства воспитания дружеских отношений.
На формирующем этапе в целях воспитания у детей дружеских взаимоотношений мы осуществили подбор сюжетно-ролевых игр широкого с широким спектром ролей, которые позволяли вовлечь в игровое взаимодействие максимальное количество детей. Игры способствовали развитию коммуникативных умений, инициативности; снижению конфликтности; стимуляции групповой сплоченности; воспитывали у детей потребность оказать помощь другим, вырабатывали внимательное отношение к другим; развивали эмпатию и сопереживание. Были проведены игры с разной тематикой, направленные на активизацию взаимодействия детей, дружелюбия, взаимопомощи, поддержки, сочувствия, эмпатии, сопереживания при включении в сюжетно-ролевые игры.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике. Параметры взаимодействия детей обнаруживают положительную динамику: дети стали проявлять интерес к действиям сверстника; выявлена положительная эмоциональная включенность в действия сверстника; сопереживание сверстнику стало носить адекватный характер; дети стали оказывать помощь безусловного характера; дети стали проявлять инициативность и откликаться на предложения сверстников, нормализовался эмоциональный фон. Дети использовали способы кооперации, коммуникативное распределение совместных действий. Большинство детей стали ориентироваться не на помощь взрослого, а на совместное разрешение проблемы со сверстником. Выбор партнеров для игры стал более легким, улучшились взаимоотношения со сверстниками. Дети стали относиться к сверстнику как к равноправному партнеру, стали помогать по собственной инициативе сверстникам и считаться с их мнением
Результаты контрольного этапа исследования подтвердили эффективность применяемой программы использования сюжетно-ролевых игр как средства развития дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста, что доказывается полученной положительной динамикой по всем тестам.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

1.1. Дружба в аспекте коммуникативного развития детей дошкольного возраста

В психолого-педагогической литературе понятие «дружба» определяется в качестве устойчивого чувства (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский, Е.И. Кульчицкая, А.А. Аржанова и др.); содержательных взаимосвязей между детьми (С.А Козлова); избирательной эмоциональной привязанности (И.С. Кон) и др. «Дружба» — это не только чувства, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы.
Согласно А.Г. Рузской, взаимоотношения представляют собой субъективно переживаемые связи и отношения; систему межличностных установок, ориентаций, ожиданий, обусловленных содержанием совместной деятельности и общения [26]. В программе «От рождения до школы» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [21, с. 49-50] и в Федеральном государственных образовательном стандарте дошкольного образования [32] задачи формирования дружеских взаимоотношений представлены следующим образом:
— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие занятия;
— воспитывать уважительное отношение к окружающим;
— учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
— воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
— формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
В современной науке детская дружба рассматривается либо как аспект, функция и показатель индивидуального развития ребенка, либо в контексте развития групповых, коллективных отношений, либо в русле наблюдений за функционированием детских групп в естественных условиях. При этом у одних авторов на первый план выходит эволюция детских понятий и образов дружбы, у других — динамика нормативных ожиданий и требований, предъявляемых к друзьям, у третьих — место дружбы в системе групповых взаимоотношений «общества сверстников», у четвертых — ее положение в иерархии значимых других (родителей, педагогов и т.д.), на которых ориентируются дети разного возраста.
В период дошкольного возраста происходит интенсивное развитие коммуникативных навыков, установление способности к общению в процессе сотрудничества с другими детьми [28]. Дошкольник стремится активно овладевать навыками общения, чему способствуют происходящее в этот период интенсивное установление дружеских контактов. Одной из приоритетных задач развития является приобретение навыков социального взаимодействия в среде сверстников. Установление дружеских взаимоотношений свидетельствует об умении налаживать социальные контакты в среде ровесников, и поддерживать их в течении длительного времени [2].
Проявление потребности в общении у дошкольников происходит по-разному. Понимание дружбы претерпевает существенную динамику на протяжении всего дошкольного возраста. Выбор друзей опосредуется внешними перспективами: другом может стать тот, кого ребенок видит чаще других. Дети среднего дошкольного возраста большее внимание акцентируют не на личностные качества друзей, а на их поведение, описывая их поведенческие характеристики. Дружеские связи отличаются кратковременностью. Друзьями дети этого возраста считают детей, легко отзывающихся на их просьбы, разделяющие их интересы. Установлению взаимной симпатии и дружбы способствуют качества личности: доброта, внимательность, самостоятельность, честность.
По мере взросления ребенок аккумулирует в себе необходимую информацию посредством приобретения опыта реализации коммуникативных умений, рефлексии и коммуникативного поведения, примеривания на себя различных коммуникативных ролей. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера по общению, контролирует их, делает замечание, показывает свой собственный образец поведения, деятельности, демонстрирует свои знания, умения, способности, тем самым развивая свои коммуникативные умения [30].
Для развитых коммуникативных умений характерно знание норм и правил, характерных в дружеских отношениях, — это равноправие, уважение, умение понять, слушать и слышать партнера по общению, прийти на помощь. На основе эмпатийных способностей у детей развиваются чувства взаимопомощи и товарищества. Дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе, большое значение придают нравственным качествам сверстников. Это вырабатывает стремление готовности отстаивать интересы своих друзей вопреки мнению окружающих.
Коммуникативная компетентность дошкольника, базирующаяся на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении, справедливости, альтруизме, честности, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности, является основой стабильных взаимоотношений. [8]. В качестве условий, способствующих совершенствованию коммуникативной компетентности дошкольников, являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная игровая деятельность, обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка [5].
Согласно М.И. Лисиной, необходимость формирования дружеских взаимоотношений между дошкольниками обусловлена потребностью ребенка в доброжелательном отношении к нему со стороны сверстников, выражение с их стороны сочувствия и сопереживания; в возможности ребенка поделиться с друзьями своими надеждами, радостями и огорчениями [18].
Под дружескими отношениями детей дошкольного возраста в настоящее время рассматривается система избирательных связей, основанных на представлении детей о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании [4, с. 55]. Согласно Т.И. Бабаевой, доброжелательность проявляется в выражении детьми активного интереса друг к другу, в приветливом обращении со сверстниками; в умении ребенка проявить эмоциональный отклик и разделить радости и переживания сверстников, оказать им помощь [1].
В период дошкольного возраста доброжелательное расположение детей к сверстникам способно проявляться в стремлении к содержательному, эмоционально-положительному общению на основе дружеского сотрудничества. Наблюдение за детьми в процессе их общения со сверстниками позволяет установить социометрический статус каждого ребенка в группе, т.е. выявить, кто из детей пользуется особой популярностью у сверстников, кого из детей систематически приглашают в совместные игры, к кому дети проявляют большую симпатию и выраженное стремление в общении, а у кого из детей ситуация взаимоотношений со сверстниками складывается неблагополучно (их редко приглашают в совместные игры, предлагают пассивные второстепенные роли, игнорируют их мнение и т.д.) [33].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы