Теория воспитания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитание детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты применения индивидуального подхода в обучении детей дошкольного возраста грамоты 6
1.1 Значение индивидуального подхода в формировании личности дошкольника 6
1.2. Индивидуальные особенности старших дошкольников и их влияние на качество обучения элементов грамоты 10
Глава ІІ. Экспериментальное исследование особенностей обучения дошкольников грамоте с использованием индивидуального подхода 18
2.1. Методические аспекты обучения грамоте детей дошкольного возраста 18
2.2. Организация экспериментального исследования и анализ его результатов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. С введением новой системы дошкольного образования приоритетным направлением перестройки образовательной работы с детьми является ориентация на каждого воспитанника детского сада. Это, в свою очередь, требует преобразования педагога с «декламатора истин» на «реформатора всей жизни ребенка», способного организовывать жизнедеятельность юной личности так, чтобы она комфортно чувствовала себя среди других и приобрела индивидуальный опыт жизни.
Итак, современный воспитатель дошкольного учебного заведения должен с глубоким уважением и пониманием подходить к индивидуальным потребностям и развитию каждого ребенка. Воспитанию отводится приоритетная роль в процессе социализации личности, в развитии ее индивидуальности и самобытности. Знание воспитательных технологий, их создание и внедрение позволит педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы множественность индивидуальных интересов воспитанников учитывались в общевоспитательной работе с группой детей. Эффективность и результативность воспитания зависят от воспитательной технологии — гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, принципы, концептуальные платформы, содержание, формы, методы и средства, что применяются.
В прошлом рождались как зарубежные (Я. А. Коменский, Руссо, М. Монтессори, Ж. Пиаже, И. Г. Песталоцци, С. Френе), так и отечественные (А.С. Макаренко, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого и других ученых) теории индивидуального воспитания детей, в которых значительное внимание уделялось учету индивидуальных потребностей, интересов и возможностей ребенка.
Ведущим принципом воспитания индивидуальности безусловно считается принцип индивидуального подхода. Вопрос индивидуального подхода поднимались в трудах многих выдающихся педагогов прошлого, которые противопоставляли этот принцип тенденциям к установлению общего, единого идеала человека, одинаковому содержанию образования. В то же время признавалось, что индивидуальность не развивается изолированно от социальной среды, и поэтому организация воспитания должна отвечать не только потребностям отдельной личности, но и действительности, требованиям времени, запросам общества. Автора отмечали, что готовя ребенка к жизни, опираясь на его индивидуальные возможности и потребности, необходимо способствовать и развитию социальных сил, формированию чувства единства с окружающим.
Своевременное и качественное усвоение грамматического строя родного языка — важное условие полноценного речевого развития ребенка. Поскольку речь становится предметом изучения с начала школьного обучения, то в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей осознанное отношение к устной речи как языковой действительности.
Ребенок дошкольного возраста приобретает грамматические компетенции в неразрывной связи со своим психическим развитием, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, мышления, общения. Формирование грамматического компонента языкового чутья является спонтанным процессом, движущими силами которого является внутреннее противоречие в отношениях ребенка и окружающей среды.
Овладения родным языком невозможно без усвоения ребенком грамоты. Обучение грамоте берет свое начало в дошкольном учреждении и имеет целью формировать у детей элементарные представления об основных речевых единицах, а также аналитико-синтетические умения оперировать предложением, словом, составом и звуками речи.
Проблема формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста является достаточно сложной и многоаспектной. Поэтому важным направлением работы воспитателя дошкольного учреждения является обучение детей грамоте с учетом индивидуального подхода.
Объект исследования — учебно-речевая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — методика формирования грамматической компетенции дошкольников с учетом индивидуального подхода.
Цель исследования: исследовать теоретико-методологические и концептуальные основы реализации индивидуального подхода в процессе овладения детьми дошкольного возраста грамматическими формами родного языка.
В целях курсовой работы необходимо реализовать следующие задачи:
• раскрыть значение индивидуального подхода в формировании личности дошкольника;
• определить особенности организации индивидуального подхода в обучении детей дошкольного возраста;
• исследовать индивидуальные особенности старших дошкольников и их влияние на качество обучения элементов грамоты;
• раскрыть методические аспекты обучения грамоте детей дошкольного возраста;
• провести экспериментальное исследование и провести анализ его результатов.
Методы исследования. Для решения определенных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: изучение, анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме овладения грамматическими формами родного языка дошкольников; диагностические: анализ документации с целью выявления состояния исследуемой проблемы; педагогический эксперимент; статистические: количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Индивидуальный подход — важный принцип педагогики, залог эффективности педагогического процесса. Этот подход базируется на том, что любое образовательное влияние осуществляется через призму индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает построение всей системы воспитания с учетом физических и духовных особенностей личности каждого ребенка, что обусловлено некоторыми врожденными различиями или теми, что возникают вследствие специфических условий жизни ребенка и особенностей его воспитания. Учет индивидуальных различий ребенка является одним из важных условий успеха в воспитании.
Кроме того, использование индивидуального подхода способствует внедрению принципов толерантности и равновесия в учебной среде. Это помогает детям развивать свой потенциал, поскольку они могут ставить себе цели и достигать их в процессе обучения. Учитывая широкий спектр возможностей, стилей обучения, потребностей и индивидуальных особенностей воспитанников, воспитатель непосредственно формирует навыки, необходимые для реализации жизненных целей.
Одной из неотъемлемых составляющих учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении является обучение детей речи. Речевое развитие ребенка является одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте. Степень развития этой сферы определяет уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, которые являются базисом личностной культуры.
Перед воспитателями детского сада стоит задача научить ребенка пользоваться устной речью как средством общения, орудием мышления. Развивая язык и устная речь воспитатель непосредственно работает над усовершенствованием звуковой культуры речи детей. Учит их правильно произносить звуки и слова; правильно пользоваться силой голоса в зависимости от условий (на занятиях говорить громко, чтобы всем было слышно, в игре с товарищем — тихо, чтобы не мешать другим).
Воспитатель постоянно работает над словарем детей, обогащая его новыми словами; уточняет значение слов, которые есть в словаре детей, но за ними не стоят точные и широкие представления; активизирует словарь — учит пользоваться в непосредственном живом общении всеми словам всего словарного запаса, то есть непосредственно работает над переводом слов из пассивного в активный словарь.
Совершенствуя грамматическую правильность речи ребенка, воспитатель учит детей правильно изменять слова и согласовывать их. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети высказывали свои мысли законченными простыми и распространенными предложениями. Развивая связную речь, воспитатель развивает его диалогическую и монологическую форму.
Реализация индивидуального подхода в обучении грамоте непосредственно заключается в выборе таких средств и форм воздействия на ребенка, которые наиболее соответствуют его психологическим особенностям, психическим состояниям, настроениям в данный момент, интересам и предпочтениям, возможностям, благодаря этому обеспечивают оптимальный воспитательный эффект. В частности это дидактические игры.
Итак, целенаправленная работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста должна вестись на более высоком уровне, направляться на развитие языкового чутья, языковых способностей детей. Работая с детьми, надо постоянно создавать условия для самостоятельных языковых наблюдений, для саморазвития речи, осуществления контроля и самоконтроля над высказываниями.

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические аспекты применения индивидуального подхода в обучении детей дошкольного возраста грамоты
1.1 Значение индивидуального подхода в формировании личности дошкольника
Современный подход к формированию личности ребенка невозможен без учета сложного взаимодействия окружающей среды и социальных воздействий на ребенка и его индивидуальных особенностей. Их учет означает реализацию воспитателями индивидуального подхода — который заключается в учете в образовательном процессе индивидуальных различий каждого ребенка, с вариативным использованием содержания, форм и методов работы, что обеспечивает его полноценное личностное развитие.
С целью создания условий для повышения качества дошкольного образования, в соответствии с программой развития дошкольного образования, новым направлением реализации личностно-ориентированной модели дошкольного образования является индивидуализация образовательного процесса, выбор детьми разных видов деятельности, их сложности, партнеров по совместной деятельности (дифференциация), право растущей личности на открытое образовательное пространство, самодеятельность, элементарное творчество, личное время. В связи с этим обновленное содержание дошкольного образования должно развивать у ребенка первых шести (семи) лет жизни такие фундаментальные качества как личность и индивидуальность.
Это будет достигаться путем выполнения основных задач: во-первых, из-за изменения организационной структуры дошкольного учебного заведения в соответствии с принципами вариативности, индивидуального подхода, доступности, сотрудничества с семьей и социальными партнерами; во-вторых, через модернизацию содержания дошкольного образования путем обеспечения разностороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с их задатками, склонностями, способностями, индивидуальными, психическими и физическими особенностями, культурными потребностями. Кроме того, согласно этому документу при организации образовательного процесса должны учитываться достижения психологической и педагогической науки, использоваться инновационные педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальную образовательную траекторию развития каждого ребенка и его готовность к переходу на новую ступень развития [5].

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы