Курсовая с практикой на тему Воспитание ценностных ориентаций современных школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психологическая характеристика школьного периода: литературный обзор 6
2. Понятие ценностных ориентаций в психологии и педагогике 14
3. Портрет современного школьника и его ценности 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день формирования образования в России, обостренно предстает вопрос оценки качества образования. Однако не меньшее внимание порождает и оценка качества воспитания растущего поколения, а в особенности развитие их ценностных ориентаций.
Психологическая дисциплина всё далее отходит от парадигмы «развития» (становления «нового человека», «всесторонне развитой личности» и т. п.), сохраняя за любым человеком (как педагогом, так и учеником) возможность независимого выбора. Следовательно, базой для воспитания предстают реальные жизненные ценности.
На сегодняшний день назрела необходимость поиска вероятных путей решения сформировавшегося в практике социальной жизни противоречия среди имеющимся и надлежащим. То есть общественно важными ценностями сообщества и ценностями, действительно имеющимися в сфере нынешних учеников.
В соответствии с разбором теоретических источников по вопросу выбранной темы, основа развития ценностных ориентации зарождается в дошкольном возрасте, однако дальнейшим ответственным этапом их развития представляется обучения в школе, т.е. школьный возраст. От ценностной основы, возложенной в школьные годы, находится в зависимости, как будет осуществляться последующее развитие и становление личности человека в подростковом и юношеском возрасте (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Д. Ермоленко, A.B. Занков, B.C. Мухина, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) [1].
Школьные годы формируют вспомогательные возможности успешного формирования ценностных ориентации, т.к. описывается подобными возрастными отличительными чертами, как высокая чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям, направленность к миру положительных ценностей, что проявляются во всех типах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и т.д.
Объект исследования: ценностные ориентации современных школьников.
Предмет исследования: закономерности воспитания ценностных ориентаций современных детей.
Цель исследования: выявить основные закономерности воспитания ценностных ориентаций у современных школьников.
Гипотеза предоставленного исследования заключается в том, что ценностные ориентации в школьном возрасте развиваются на базе смысло-жизненных ориентаций, механизмов и стратегий социально-психологической приспособленности и психических состояний.
В согласовании с целью и гипотезой данной курсовой работы установлены последующие задачи:
1) Изучить литературу по теме исследования;
2) Исследовать психологическую характеристику школьного периода;
3) Описать понятия ценностных ориентаций в педагогике и психологии;
4) Составить портрет современного школьника и изучить его ценности.
Практическая значимость. Полученные итоги исследования можно применять как фактический материал для психологов, педагогов, родителей и т.д. Кроме того, практическая значимость состоит в возможности расширить диапазон взглядов на вопрос ценностных ориентаций и общественной адаптации подрастающего поколения.
Источниковая база. В ходе исследования основных вопросов курсовой работы были применены труды таких известных авторов как Андреева, Г.М., Ахмеджанов, Э.Р., Голиков, Н.А., Зотов, внесших существенный вклад в исследование темы данной работы. Наиболее объективное и полное представление о проблема ценностных ориентаций были встречены в работах Н.Д., Круглов Б. С., Немов, Р.С., Соколова И.И., Фельдштейн, Д.И., Широких О.А. и т.д. Результаты их исследований послужили теоретической базой данной курсовой работы.
Работа изложена на 26 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 25 наименований. Во введении сформулированы цели, задачи, объект и предмет исследования. Также выделена актуальность работы. В первой главе работы рассмотрена общая психологическая характеристика школьного периода. Во второй главе изучаются понятия ценностных ориентаций в педагогике и психологии. В третьей главе составлен портрет современного школьника и изучены его основные ценности. В заключении подведен итог анализированных нами данных, сделаны выводы по изученной теме.
Заключение:
В ходе изучения выбранной темы была проанализирована литература по теме курсовой работы, разобрано и исследовано определение «ценностные ориентации», обнаружены характерные черты развития ценностных ориентаций в школьном возрасте. Полученные итоги доказывают выдвинутую гипотезу, что ценностные ориентации в школьном возрасте ра1звиваются на базе смысло-жизненных ориентаций, элементов и стратегий социально-психологической приспособленности и психических состояний.
В предоставленной работе мы пришли к последующим выводам: Ценностные ориентации – одно из ключевых определений, применяемых при выстраивании психологических концепций личностной регуляции поведения. В новейших изучениях они рассматриваются в контексте вопросов психологической приспособленности личности и процессов ее саморегуляции. Эффективность обучающихся школьников непосредственно находится в зависимости от того, какие жизненные ценности у них доминируют. От данного явления находится в зависимости и окружение подростка, его дальнейшие ориентиры на взрослую жизнедеятельность. Концепция ценностных ориентаций устанавливает содержательную сторону ориентированности личности и является базой ее отношений к окружающему миру, к прочим людям, к себе самой, базу миропонимания и основу мотивации жизненной активности, базу жизненной концепции и «философии жизни» и как результат продуктивности личности. Система ценностей является базой отношений личности к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Представляя собой содержательную основу ориентированности, ценности предстают базой мировоззрения и основой мотивационно-потребностной сферы. Формирование системы ценностей зарождается в раннем возрасте и напрямую сопряжено с индивидуальным и жизненным самоопределением человека. Одним из условий развития личностной ориентированности подростка могут представляться как специфики воспитания в семье, особенности отношений ребенка с ровесниками в ходе обучения, так и совокупная особенность формирования в школьном возрасте.
Говоря про школьный возраст, необходимо заметить, что для него свойственна совокупная ориентированность к развитию личностной направленности и разнообразных её форм. Организация хода развития ценностных ориентации происходит на базе механизмов присвоения ценностей школьниками, особенности преподавания дисциплин языкового цикла и особенности использования методов: акцентирования ценностей, соответственных эмоций и ценностных контрастов. Общедидактические методы применяются при помощи ценностно-ориентационных заданий, к каким следует отнести задания, развивающие ценностные ориентации в ходе работы. Данные задания: подразумевающие соответственное овладение ценностным потенциалом художественного текста, пробуждение соответственных эмоций к ценностному потенциалу текста, исследование ценностей и форм их проявления в языке и в повседневном общении, формирование ценностных суждений и др. Результаты предоставленного нами изучения могут быть применены практическими психологами, педагогами и родителями школьников.
Фрагмент текста работы:
. Психологическая характеристика школьного периода: литературный обзор
Понятие возрастных специфик, возрастных пределов не безусловны – пределы возраста мобильны, переменчивы, обладают определенно-историческим характером и не схожи в разнообразных общественно-экономических обстоятельствах формирования личности. На сегодняшний день принято последующее разделение школьного периода: 1) младший школьный возраст — от 7 до 11-12 лет; 2) средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет; 3) старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет [1].
В первый школьный этап ключевым типом деятельности становится обучение, однако присутствует положение и у игровой деятельность, как переходного этапа из дошкольного в младший школьный период. Ученики младших классов, за весьма редким исключением, предпочитают заниматься в школе игре. Им нравится новейшая роль в новом микросоциуме — ученика, может увлекать непосредственно ход обучения, в особенности в случае, когда в него включен процесс игры. Учащиеся принимают оценку как оценку собственных усилий, а не качества выполненной деятельности. Школьники полагают, что если они «стараются», следовательно, хорошо учатся. Они стараются получить поощрение со стороны педагога. У младших школьников не прекращает свойственная ребятам дошкольного возраста необходимость в интенсивной игровой деятельности, в движениях. Их интерес рассеян и очень весьма стремительно переходит на более первенствующую для них задачу, они не могут длительное время сидеть и находиться в монотонии. Свойственна для младших школьников и необходимость во внешних эмоциях: притягивает внешняя сторона предметов либо явлений, исполняемой деятельности, их привлекают яркие и насыщенные элементы, по большей части они видят объект, однако не направляют интерес на фон [2]. Возникают новые необходимости: осваивать новые познания, четко исполнять требования педагога, приходить в школу своевременно, необходимость в поощрении со стороны старших, необходимость исполнять установленную социальную роль. Как правило необходимости младших школьников изначально имеют индивидуальную ориентированность. Любой из них требует к себе большего внимания, чем остальные.
Со временем формируется социализация и ощущение коллективизма их необходимости обретают еще и социальную нацеленность. Выражается активность, ответственность за себя и одноклассников, формируется общительность. Данное ведет к зависимости от чужой точки зрения. Познавательная работа описывается избыточной эмоциональностью восприятия. Насыщенные картины, жизнерадостная музыка, интенсивная обоюдная деятельность в решении задачи, шутка учителя провоцируют незамедлительную ярко выраженную реакцию. Тут закладываются умения аналитической деятельности и способность к рассуждениям. Качество восприятия данных характеризуется присутствием аффективно-подсознательного барьера (на базе восприятия мира лежат эмоциональные области). В случае, если подростку не привлекательна информация, или она его страшит, то он не станет ее воспринимать. Весьма принципиально на данном этапе не забывать, что экспансивная сфера подростка подвержена стремительному переключению и переживаниям. От данного находится в зависимости и мотивационный уровень.
В случае, если ребенка беспрерывно ругать, тогда он проходит через 3 стадии: смущение, принятие и пресыщение. В последствие последнего мотивационная сфера распадается. На основе стыда может развиться трусость и лживость. В школьном возрасте закладываются основы таких общественных чувств, как любовь к родине и национальная гордость, добросовестность, значимость, содружество, чуткость и гибкость в общении. Не маловажный компонент – фантазия. Оно закладывает основные элементы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в разрешении жизненных проблем, а, кроме того, повышают эмоционально-чувственную сферу [3]. Необходимо заметить последующие характеристики: доверчивость, воображение, эгоизм, субъективизм, боязнь неудачи, игровой и исследовательский характер познания, беспринципность. Ценностные приоритеты этого периода: игры, товарищество, семья [4].
В средний школьный возраст ключевым типом деятельности подростка представляется учение, приобретение знаний, однако возникает важный компонент – коммуникативность. Школьник приступает к регулярному овладению основными базами наук. Обучение становится многопредметным. К школьнику предъявляются наиболее повышенные требования. Данное ведет к перемене отношения к обучению [5].
Ученики зачастую предрасположены не обременять себя излишними упражнениями, делают уроки в границах заданного либо еще меньше. Зачастую данное ведет к снижение успеваемости. Ребенок зачастую связывает обучение с личными, ограниченными практическими целями. Ему следует осознавать, для чего необходимо выполнять это либо иное упражнение, подобным образом он ищет цель и интерес в той либо другой деятельности. Выражается независимость в разрешении установленных проблем, активность в общественной жизнедеятельности. Он находится в поиске нового места в общественном статусе своего коллектива. Его в большей степени беспокоит мнение не личное, а общественное, при этом мнение ровесником, на по его мнению, наиболее правильное, чем родительское либо учительское. Ребенок стремиться реализовать необходимость в общении, статусе и умственном формировании. Он начинает относить себя к установленному слою микросоциума, проявляет закрытость и недоверие к взрослым, старается показать всем окружающим собственные умения и навыки (развивая их). Школьники на данном этапе предпочитают подвижные игры, однако такие, что включают в себя компонент состязаний. Подвижные игры начинают обладать спортивным характером [6].