Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитание будущего семьянина как социально-педагогическая задача (основные направления воспитания будущего семьянина)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАДЕТСКОГО ТИПА.. 7

1.1. Сущность
и содержание понятий «семьянин», «социальная роль», «готовность к семейной
жизни» в современных социально — педагогических исследованиях. 7

1.2. Сущность
и содержание социально-педагогической деятельности по реализации технологии
воспитания будущего семьянина в учреждениях образования. 10

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ВОСПИТАНИЮ БУДУЩЕГО
СЕМЬЯНИНА В УСЛОВИЯХ СПЕИАЛИЗИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 17

2.1. Описание
хода и результатов констатирующего эксперимента. 17

2.2. Описание
содержания и хода реализации социально-педагогической программы «Я — Семьянин». 21

2.3.  Описание результатов формирующего
эксперимента. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 35

 

 

 

                  

 

 

  

Введение:

 

В
современных социокультурных, экономических условиях развития общества
традиционные представления об институте семьи меняются, происходит
переосмысление ценностей, развитие новых ориентаций и отношений. Наиболее
уязвимыми и восприимчивыми к этим изменениям являются подростки: именно в
подростковом возрасте закладываются основы формирования моральных и социальных
установок человека. Поэтому важным аспектом воспитания подрастающего поколения
является подготовка полноценного достойного члена общества — будущего
семьянина.

Данная
проблема находит свое отражение в нормативно – правовых документах и актах, а
именно в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до
2025года» актуализируется решение задач по «укреплению института семьи,
возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений,
пропаганде ценностей семьи, имеющей нескольких детей» [1].

В
«Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников»
сформулирована высшая цель образования, которая включает в себя следующие
характеристики учащегося – «высоконравственный, компетентный гражданин России,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны и семьи. В Концепции
духовно-нравственного воспитания российских школьников озвучена не только
высшая цель образования, но и дан перечень базовых национальных ценностей,
который является обязательным – одна из этих ценностей – это ценность семейной жизни».
В соответствии с ФГОС нового поколения одной из базовых национальных ценностей
российского общества является семья, которая включает в себя такие составляющие
как любовь и верность, здоровье,  почитание
родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи [2].

Разработанная
в Российской Федерации «Стратегия развития воспитания на период до 2025» года
ориентирована на процесс формирования и развития у учащихся семейных и духовных
ценностей, уважения к родителям. Одним из приоритетных направлений стратегии является
поддержка семейного воспитания. «Поддержка семейного воспитания включает: содействие
укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей
перед всеми иными лицами; повышение социального статуса и общественного
престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных
семейных духовно-нравственных ценностей» [3].

Исследование
проблемы овладения юношами социальной ролью семьянина носит междисциплинарный
характер, поскольку оно происходит как в социологической, так и в психологической
и педагогической плоскости. На дифференциации социальных ролей сосредоточивали
свое внимание И. Кон, А. Лосева, Т. Юферева, С. Янкова. Процесс усвоения
ребенком социального опыта посредством теории роли нашел свое отражение в исследованиях
Дж. Г. Мид, Р. Минтон, С. Катрелл, Т. Парсонс, Т. Сарбин, А. Шилс.

Многие
психологи отмечают, что общей для социологов и психологов характеристикой
социальных ролей являются ценностные ориентации личности и ролевые установки
(И. Бех), общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения
людей (С. Максименко, В. Семченко).

Технология
по воспитанию будущего семьянина представлена в работах Е.И. Зритневой. Автор
отмечает, что определяя содержание воспитания будущего семьянина необходимо
исходить из той социально – психологической ситуации, которая характеризует
процессы, происходящие в современной семье.

Определенное
значение проблема воспитания будущего семьянина приобрела в социальной и
семейной педагогике (Ю.В. Василькова, Т. А. Василькова, М.А. Галагузова, Л. В.
Мардахаев, Т.А Куликова, О. Л. Зверева, А.Н. Ганичева, О.С. Газман, С.Д.
Поляков)

Педагоги
воспитание будущего семьянина связывают с нравственным воспитанием личности (Р.
С. Гарифуллина, Г. П. Иванова, Т. А. Казимирская, М. И. Ковалева, С. М.
Лепшокова, Б. Т. Лихачев, Н. В. Светлова, Г. В. Слепухина, Н. В. Перун).

Результаты
анализа научных исследований и учебной практики выявили наличие противоречий
между:


потребность государства и общества в человеке с высоким уровнем готовности к
семейной жизни и формированию роли семьянина и традиционных подходов
образовательных учреждений военизированного типа в этом вопросе;


необходимость целенаправленной и систематической социально-педагогической
деятельности по формированию готовности к семейной жизни и воспитанию будущего
семьянина и существующей системы образовательных организаций военизированного типа;


потенциальные возможности социально-педагогической деятельности по формированию
готовности курсантов старших подростков к семейной жизни и отсутствие
специальных программ в этом направлении с учетом возрастных особенностей
старших подростков.

Значимость
выдвигаемых противоречий, ориентация на указанную проблему и ее недостаточная
проработка в педагогической теории и практике позволили сформулировать тему
исследования: «Воспитание будущего семьянина».

Объект
исследования — процесс воспитания будущего семьянина

Предметом
исследования является социально-педагогическая деятельность по воспитанию
будущего семьянина.

Целью
исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная
проверка программы социально-педагогической деятельности по воспитанию будущего
семьянина на основе анализа существующей практики и проведения постановочного
эксперимента.

В
соответствии с целью, предметом исследования были сформулированы следующие
задачи:

1.
Раскрыть содержание понятий «семьянин», «социальная роль», «готовность к
семейной жизни» в современных социально-педагогических и
социально-педагогических исследованиях.

2.
Изучить сущность и содержание социально-педагогической деятельности по
внедрению технологии воспитания будущего семьянина в образовательные
организации.

3.
Выбрать диагностические инструменты для изучения готовности студентов выполнять
роль будущего семьянина.

4.
Провести постановочный эксперимент в общеобразовательной школе №1 и
проанализировать полученные экспериментальные данные.

5.
Разработать и теоретически обосновать социально-педагогическую программу по
формированию готовности к семейной жизни учащихся образовательной организации.
Выполните комплекс мероприятий, запланированных программой.

6.
Провести диагностический тест, чтобы определить эффективность принятых мер.

Методы
исследования:


Теоретические методы: анализ педагогической, социально-психологической,
научно-методической литературы по проблеме научных исследований,
образовательных программ и научно-методической документации, российских
нормативных документов;


эмпирические методы: обобщение практического опыта по проблеме воспитания
будущего семьянина;


математические методы: количественный и качественный анализ результатов
исследований, статистическая и графическая обработка результатов экспериментов.

База
исследования: МОУ СОШ №1. В исследовании принятии участие учащиеся  в количестве 20-ти человек, возраст учащихся
14 – 16 лет, а также и 4 педагога — социальный педагог, педагог – психолог,
классный руководитель, командир взвода.

Теоретическая
значимость исследования состоит в том, что обобщен имеющийся теоретический
материал, касающийся проблемы исследования, а именно:


Раскрыто содержание понятий «семьянин», «социальная роль», «готовность к
семейной жизни».


Обобщены возрастные особенности кадетов 14-16 лет и социально — педагогические
основы формирования готовности к выполнению роли семьянина в этом возрасте.


Рассмотрены сущность и содержание социально-педагогической деятельности по
реализации технологии воспитания будущего семьянина в образовательных
организациях кадетского типа.


Подробно изучена деятельность образовательных организаций и особенности
социально-педагогической деятельности в нем.

Практическая
значимость исследования заключается в том, что разработана программа социально
— педагогической деятельности по воспитанию будущего семьянина в условиях  образовательной организации «Я – Семьянин»,
внедрение осуществлено на базе МОУ СОШ №1.

Структура
курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой
литературы.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
данном исследовании нами были решены следующие задачи:

Раскрыта
сущность и содержание понятий «семьянин», «социальная роль», «готовность к
семейной жизни» в современных социально-педагогических исследованиях. В нашем
исследовании на основе анализа научной литературы мы понимаем термин «семьянин»
как одну из традиционных социальных ролей человека, которая реализуется в семье
и включает в себя нормативно утвержденные формы поведения в семье, которые
ожидаются от человека. Социальная роль семейного человека определяется как
формирование ценностного образа семьи, мотивация и ориентация на создание
семьи, формирование и развитие личностных качеств: его знаний, навыков,
необходимых для успешной семейной жизни. Готовность к семейной жизни — это
личностное и социально-психологическое воспитание, которое включает внутренние
и внешние отношения, которые предопределяют подготовку в этой области
человеческой жизни, представляя единство ценностного отношения к семье, а также
определенные знания и навыки, которые на психологической основе (Е.И. Зритнева)

Анализируются
сущность и содержание социально-педагогической деятельности по внедрению технологии
воспитания будущего семьянина в образовательных учреждениях. Основываясь на
технологии воспитания будущего семьянина Е.И. Зритнева, мы определили, что
готовность к семейной жизни является интегративным личностным и
социально-психологическим образованием, которое представляет собой единство
ценностного отношения к семье и браку, а также определенных знаний и навыки,
основанные на психологической основе. Было подчеркнуто, что в таком образовании
отмечается взаимосвязь нескольких компонентов: мотивационного — ценностного,
интеллектуально-познавательного, практико-практического, эмоционально-волевого.

Анализ
современной образовательной практики по воспитанию будущего семьянина. Исходя
из специфики учебного заведения, можно сказать, что в образовательных учреждениях
военизированного типа упор на формирование готовности студентов к семейной
жизни не ставится. В большинстве случаев эта готовность реализуется через серию
образовательных мероприятий различного рода (интеллектуальная, духовная,
моральная и т. Д.)

Подобран
диагностический инструментарий для исследования уровня готовности кадет 14 – 16
лет к семейной жизни. Были проведены следующие диагностические методики: Анкета
исследования ценностных ориентаций (Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова), Тест-карта
оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда), Тест «Моя будущая семья» (И.Б.
Трубачева), Тест «Идеальный муж» (И.Б. Трубачева).

Для
организации экспериментальной работы и подтверждения гипотезы исследования нами
был проведен постановочный эксперимент по проблеме исследования, в ходе
которого выяснилось, что уровень подготовленности учеников определяется как
средний.

Разработана
и теоретически обоснована и внедрена программа для формирования готовности
курсанта 14-16 лет к семейной жизни, в основе которой лежит технология обучения
будущего семьянина, представленная исследователем Е.И. Zritnevoy. Технология
включает в себя взаимосвязь четырех компонентов готовности к семейной жизни:
мотивационного — ценностного, эффективного — практического,
интеллектуально-познавательного и эмоционально-волевого. Специальная
социально-педагогическая программа отражена в принципах ведения занятий со
студентами (преемственность и преемственность, предмет деятельности,
адекватность, индивидуализация, рефлексивная позиция); формы и методы
проведения занятий с курсантами (лекция, беседа, социально-психологическая
подготовка, ролевая игра, мозговой штурм, дискуссия, семинар, видео кейс,
групповая работа), методы контроля и управления учебным процессом
(анкетирование, тестирование, опрос).

В
целом, на заключительном этапе экспериментальной работы мы определили
эффективность разработанной Программы и подвели итоги исследования.

Анализ
и обработка полученных данных позволили сделать вывод о положительных
изменениях в повышении уровня большинства показателей в ценностях, об
увеличении интереса и активности учащихся в корпусе по вопросам семьи,
внутрисемейных отношений, а также о отношение к созданию положительного опыта в
собственной жизни.

Полученные
данные свидетельствуют о том, что социально-педагогическая деятельность по
подготовке несовершеннолетних осужденных, совершивших второе преступление,
является эффективной.

Таким
образом, результаты экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что
разработанная нами социально-педагогическая программа «Я — семьянин»
подтвердила свою эффективность и может быть использована специалистами
учреждения в будущем.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КАДЕТСКОГО ТИПА

1.1. Сущность и содержание понятий «семьянин», «социальная роль»,
«готовность к семейной жизни» в современных социально — педагогических
исследованиях

В
данном параграфе нами будут рассмотрены различные позиции ученых по определению
терминов «семьянин», «социальная роль», «готовность к семейной жизни». Нами
проанализированы работы ученых Е.И. Зритневой, Г. Андреевой, Н. Богомоловой, Л.
Петровскаой, Н. Гусак. Исследователь Е.И. Зритнева дает следующее определение
термину семьянин.

Семьянин
— одна из традиционных социальных ролей личности, которая реализуется в семье и
предполагает нормативно одобренные формы поведения в рамках семьи, ожидаемые от
индивида [12].

В
толковом словаре С.И. Ожегова термин «семьянин» встречаются в следующих
значениях. Семьянин — человек, обладающий качествами, необходимыми для семейной
жизни. Семьянин — человек, имеющий семью, а также глава семьи [16].

Усвоенные
личностью социальные нормы и роли, составляющих содержание ее ценностей,
обусловливают направленность ее поведения, выбор сфер и средств реализации им
своей внутренней позиции. Уровень усвоения социальной роли связан со всей совокупностью
условий, в которых воспитывается ребенок, где происходит его развитие и
формирование его жизненных целей [7].

Социальная
роль обязательно предполагает наличие определенных функциональных обязанностей,
которые существуют как ролевые ожидания, то есть «правила и нормы, которые
группа выдвигает к человеку, который играет эту роль». Усвоение ролевых
ожиданий является внешним,  общественно
заданным источником формирования социальной роли: «… усвоение социальных
норм, правил, ценностей (в том числе и моральных) происходит не иначе, как в
форме ролевых (или шире – социальных) ожиданий, формирующих социальное
поведение, важным компонентом которого является выполнение социальных ролей».
Однако неправомерно было бы утверждать, что формирование социальных ролей в
полной мере детерминируется заданными извне шаблонами поведения. Этот процесс происходит
за счет «сложного взаимодействия внешнего с внутренним, с теми источниками
личностного развития, посредством которых образуется «Я – концепция» человека
[7].

Таким
образом, выполнение ролей определяется не только ожиданиями группы, но и
процессом самоидентификации личности, сопровождающимся ролевым опытом и
формированием его ценностных ориентаций.

По
мнению многих ученых диапазон и количество ролей, которыми способна овладеть и
реализовать личность, определяется разнообразием социальных групп, к которым
она принадлежит (Г. Андреева, Н. Богомолова, Л. Петровская), видами деятельности,
в которую она включена (Л. Карамушка, В. Семченко), системой норм и отношений,
его потребностями и интересами (Э. Берн, А. Петровский, А. Шорохова).

Социальные
роли мужа, жены и родителей требуют пары с определенными отношениями: родители
— дети, муж — жена. Один человек является носителем многих ролей в зависимости
от ситуации, например: студент, дома — сын и т.д .; в общественном транспорте —
пассажир; в магазине — покупатель; в больнице пациент. В функциональных семьях
структура семейных ролей целостна, динамична, носит альтернативный характер и
отвечает следующим требованиям: роль должна обеспечивать удовлетворение
потребностей всех членов семьи при сохранении баланса индивидуальных
потребностей — потребностей других члены семьи; соответствие принятых ролей
возможностям человека; способность членов семьи гибко функционировать в
нескольких ролях [7].

Овладение
социальной ролью семейного человека включает в себя формирование ценностного
имиджа семьи, мотивации и отношения к созданию семьи, формирование и развитие
личностных качеств: его знаний, умений, необходимых для успешной семейной
жизни.

Говоря
о социальной роли отца, следует обратить внимание на его поведение по отношению
к детям. Эти действия зависят от его ценностей, ориентаций, этических норм,
культуры, которые определяют его как личность [9].

Н.
Гусак отмечает, что социальная роль отца – это совокупность функций, реализация
которых обеспечивает создание благоприятных условий для развития и воспитания
ребенка на основе соблюдения родительских прав и обязанностей, а социальную
роль мужчины определяет как совокупность норм, которые определяют его поведение
в системе «человек – жена», и обусловлены сложившимися у мужчины
общекультурными, моральными материальными ценностями и традициями семьи [3].

Готовность
к семейной жизни является довольно значимым и важным показателем общего
социального развития, показателем общего психического развития и формирования
личности. В отсутствие желания человека создать семью сформированная готовность
к семейной жизни может привести к формированию личной нестабильности и
неудовлетворенности человека. Решение этой проблемы, а также ее предупреждение
должны быть организованы на этапе формирования личностных и ценностных
установок, в процессе общего социального формирования личности. [9].

Таким
образом, в теории понятие «семьянин» интерпретируется как одна из традиционных
социальных ролей человека, которая реализуется в семье и включает в себя
нормативно утвержденные формы поведения в семье, ожидаемые от личности.
Социальная роль семейного человека определяется как формирование ценностного
образа семьи, мотивация и ориентация на создание семьи, формирование и развитие
личностных качеств: его знаний, навыков, необходимых для успешной семейной
жизни.

Понятие
«готовность к семейной жизни» рассматривается в исследованиях как личностное и
социально-психологическое воспитание, которое включает в себя внутренние и
внешние связи, которые предопределяют обучение в этой области человеческой
жизни, то есть единство ценностного отношения к семья, а также определенные
знания и навыки, которые основаны на психологической основе. В таком
образовании отмечается взаимосвязь нескольких компонентов: мотивационного —
ценностного, интеллектуально-познавательного, эффективно-практического,
эмоционально-волевого.

Готовность
к семейной жизни, как основа личности человека — семьянина, является основным
критерием воспитания семьянина. Модель будущего семьянина отражает такие
характеристики, как: совокупность личностных качеств, необходимых и достаточных
для успешного выполнения роли супруга и родителя, вытекающих из характера и
функций семьи; Структура готовности к семейной жизни представляет собой
иерархию, подчинение психологических, психофизиологических, социальных и других
свойств, значимых для семейной деятельности.

В
свою очередь, модель готовности выпускника школы к семейной жизни должна
занимать соответствующее место в теоретической модели воспитания будущего
семьянина.

Разнообразие
обязанностей семьянина определяет включение в подготовленность различных
уровней личностных характеристик: от базовых практических и прикладных знаний и
навыков до базовых качеств человека, таких как его отношение к семье как к
социальным и личностным ценностям, ценностные ориентации, регулирующие роль
семьянина, потребности семьи и брака, мотивы семейного поведения. Содержание
воспитания будущего семьянина — это система знаний, убеждений, способностей,
качеств и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения одной из
традиционных ролей человека — роли семьянина.

Таким образом, мы
рассмотрели различные позиции ученых по определению терминов «семьянин»,
«социальная роль», «готовность к семейной жизни». Теоретически понятие
«семьянин» интерпретируется как одна из традиционных социальных ролей человека,
которая реализуется в семье и включает в себя нормативно

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы