Спецкурс по педагогике в начальной школе Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитание бережного отношения к природе у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 2

Глава 1.
Теоретические аспекты формирования бережного отношения к природе у младших
школьников. 6

1.1.
Ценностное и бережное к природе отношение как компонент экологической культуры.. 6

1.2.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе как педагогическая
проблема. 15

Выводы по 1
главе: 22

Глава 2.
Опыт МОУ Тушнинская СШ им. Ф.Е. Крайнова по экологическому воспитанию младших
школьников в процессе учебно-познавательной деятельности  23

2.1. Анализ
методической литературы, регламентирующей процесс экологического воспитания
младших школьников                                                           в
МОУ Тушнинская СШ им. Ф.Е. Крайнова. 23

2.2. Методы
и приемы формирования ценностного отношения младших школьников к окружающему
миру, использующиеся в МОУ Тушнинская СШ им. Ф.Е. Крайнова. 28

2.3
Рекомендации по воспитанию бережного отношения к природе у младших школьников. 32

Выводы по 2
главе: 51

Заключение. 52

Список
литературы.. 54

 

  

Введение:

 

Актуальность
темы
.
В нашей стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается
необходимость формирования системы непрерывного экологического образования и
воспитания (Закон РФ "Об охране окружающей среды", 2002г.; Постановление
"Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях
Российской Федерации", 1994 г.; Распоряжение Правительства РФ "Об
Экологической доктрине Российской Федерации", 2002г.; "Основы
государственной политики в области экологического развития России на период до
2030 года", 2012г.). А 2017 год объявлен годом экологии. В Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009),
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
Российской Федерации(2009) экологическое образование и воспитание обучающихся
определены как задачи первостепенной важности.

Формирование бережного
отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая
реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко
всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он
оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции
«защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической
культуры школьников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно
включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно
показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы
(например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без
кормления). Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться
практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели
положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать
свои достижения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее,
чувственней, будит уний лучшие чувства. Особенна велика роль природы в
воспитании детей. Именно поэтому экологическом воспитании придается важная
роль.

Цель, предметно-пространственной среды в формировании
знаний о природе у детей младшего школьного возраста:

— формирование зачатков экологической культуры, научного
мировоззрения, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного и
действенного отношения к окружающей среде;

— развитие позитивного эмоционально – ценностного отношения к
окружающей среде;

— формирование реалистических представлений о явлениях природы ;

— формирование практических умений, бережного отношения к компонентам
природы.

Перед учителями, которые формируют экологическую компетентность
школьников, программа ставит следующие задачи:

— знакомить детей с явлениями и объектами природы, их взаимосвязями и
взаимозависимостью;

— формировать элементы научных знаний об основные экологические
факторы, включая свет, температуру, влагу, питательность почвы, и зависимость
от них объектов природы;

— развивать умение классифицировать объекты живой природы,
анализировать их, делать выводы;

— активизировать знания и практический опыт детей в разных видах
деятельности – игре, труде в природе, научно – исследовательской деятельности;

— стимулировать развитие интереса к познанию природы, используя
различные литературные источники – народные пословицы, загадки, приметы, стихи,
легенды, песни.

Для того, чтобы сформировать у детей интерес к получению новых знаний,
педагогу нужно использовать интересные методы и приемы, в частности:

— речевые логические задачи;

— создание ситуации, направленные на формирование положительных
нравственных качеств и ценностного отношения к природе;

— разные вопросы – проблемного, оцениваемого характера.

Использование интересных вопросов из детской научной литературы и
вопросов – загадок дает возможность воспитателям поддерживать постоянный
интерес к живой и не живой природе как на занятиях, так и в повседневности.

Формирование положительных нравственных качеств и ценностного
отношения к природе – довольно сложная задача для учителей.

Оно требует создания специальных условий для упражнения детей в
соблюдении моральных норм, которые способствуют формированию у детей ценностного
отношения к природе.

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические аспекты формирования бережного отношения к природе у младших
школьников

1.1. Ценностное и
бережное к природе отношение как компонент экологической культуры

 

Важное и актуальное
для сегодняшнего дня является такое направление как экологическое образование.

Экологическое
образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и
развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм
поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и
природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Главное направление,
которое может обеспечить успешное решение задач экологического воспитания младших
школьников является развитие познавательной активности детей в процессе
ознакомления их с природой.

В центре внимания
педагогов должно быть не просто сообщение детям отдельных фактов и обобщений, а
их оценка, направленная на осознание экологической ценности природы в ее
единстве с человеком. Именно это позволит формировать у них не только
экологическое мышление (то есть умение рассуждать по поводу данной темы), но и,
что важнее, верную поведение, правильную деятельность[6,c.122].

Главной целью экологического
воспитания является закладывание основ для развития у каждого, экологической
культуры личности.

Формирование уже в
младшем школьном возрасте базируется на усвоении детьми определенной
совокупности знаний, основ экологии (знание о зависимости живых организмов от
условий существования: экологические потребности растений, приспособительные
свойства животных, сезонные изменения в живой и неживой природе и т. д).

В младшем школьном
возрасте в формировании экологического идеала основное внимание должно
уделяться двум его сторонам – эстетической и моральной.

Эстетическая
составляющая идеала предстает как формирование у младших школьников образа
совершенной (с позиций «прекрасное – безобразное») природы, воспитание
эстетического эмоционально-положительного отношения к ней.

В моральном компоненте
отражается осознание нравственной ценности самой природы и представление о
моральное отношение человека к ней.

Эти два компонента
неразрывны между собой.

Кроме содержания,
возрастную специфику имеет также и форма представления детям
социально-экономического идеала. Это должна быть форма, которая обеспечивала бы
единство эстетического и этического в отношении к природе, образность и
действенность данного идеала, который должен соответствовать присущем младший
школьникам наглядно-образном и наглядно-действующем мышлению [22,
c.87].

Учет всего
вышесказанного обязательное при определении основных задач экологического
воспитания детей младшего школьного возраста, так и конкретного содержания,
форм и методов работы с ними.

Основными задачами
экологического воспитания детей младшего школьного возраста являются:

Усвоение детьми
ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на базе которых определяется
оптимальное воздействие человека на природу в соответствии с действиями ее
законов. Относительно младшего школьного возраста – это усвоение систем знаний
о живой и неживой природе, которые отражают основную зависимость в природе –
зависимость организмов от условий существования[5,c.198]. Раскрытие детям
разносторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил
общества. В младшем школьном возрасте – это усвоение системы знаний о значении
растений и животных в природе и жизни человека. Знакомя малышей с любым
объектом или явлением природы, педагог должен раскрыть в единстве ценность и
целесообразность его внешнего вида и свойств. На основе этого у детей возникает
представление о том, что в природе нет ничего лишнего, что можно было бы
безболезненно уничтожить. Овладение малышами прикладными значениями, практическими
умениями и навыками рационального природопользования (знание простейших правил
поведения в природе, умение оценивать состояние окружающей среды, предвидеть
возможные последствия своих действий и действий других людей и не допускать
негативных воздействий на природу) [28]. Развитие у детей потребности в общении
с природой, стремление к как можно более глубокому ее познанию. Активизация
деятельности детей, направленной на улучшение окружающей природной среды (уход
за живыми объектами уголка природы, за растениями на территории школы,
привлечение птиц и насекомых на площадку и тому подобное). Включение малышей в
совместную с взрослыми природоохранную деятельность (усвоение способов
сохранения чистоты воздуха, водоемов, почвы, экономное использование природных
ресурсов и др.).

Рассмотрим некоторые
методы и приемы ценностного воспитания и отношения к природе.

«Метод ценностного
анализа» – способ рассмотрения чего-либо с позиций ценностной значимости. На
уроках окружающего мира необходимо учить младших школьников оценивать
(определять наличие тех или иных качеств) и ценить (признавать значение,
ценность) объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических
позиций, объясняя и оправдывая то, что кажется на первый взгляд необычным или
противоестественным. Предметом анализа и обсуждения могут быть не только
поступки людей или положительные качества личности, но и любые объекты природы.
Выражение ценности природных и культурных объектов можно осуществлять с помощью
различных приемов: формулировки устных оценочных суждений в соответствии с
эталоном, составления синонимических рядов слов с оценочным значением,
интерпретации оценочных суждений разных авторов и моделирования собственных
оценок [40].

Сопоставление реальной
природы и ее образа в художественных произведениях способствует пониманию
учащимися самоценности и уникальности каждого природного объекта. Анализ
эпитетов, метафор, олицетворений, антропоморфных образов усиливает ощущение
слитности с природой. Например, на основе анализа поговорок и пословиц о воде
(«Вода всему господин», «По которой реке плыть, ту и воду пить», «Не плюй в
водицу: сгодится напиться») учащиеся определяют их экологический смысл: вода –
необходимое условие жизни, поэтому необходимо сохранить водные ресурсы;
загрязняя воду в каком-либо водоеме, люди отравляют запасы воды на земле.

Младшие школьники
учатся оценивать реальное бытие природы с позиций поэта, художника,
исследователя, выражают собственное субъективное отношение к миру природы, ищут
в нем ценностный смысл. «Метод идентификации» – метод понимания «другого»,
представляющий способность человека мысленно поставить себя на место «другого»
(человека или объекта природы). При этом используются логические операции:
сравнение, анализ, обобщение и пр. Идентифицируя себя с каким-либо природным
объектом, младшие школьники учатся «входить» в мир природы (ощущать себя его
частью, чувствовать свою слитность с ним) и понимать его (осознавать
экологические связи и закономерности) [38].

«Метод эмпатии» –
метод понимания «другого», представляющий способность переживать те же
эмоциональные состояния, которые испытывает другой (человек) через
отождествление с ним (сопереживание). Эмпатия – это вхождение в состояние
другого без оценки и принятие любого его переживания независимо от способа
выражения.

«Метод ценностной
рефлексии» – метод осознания своего внутреннего мира, представляющий
способность анализировать собственные переживания и поступки. Метод стимулирует
осознание стратегии собственного поведения в природе и мотивов деятельности[2].

«Метод выбора
осмысленных ценностей» – способ отбора объектов и явлений по признаку их
ценности для субъекта. Он актуализирует личные ценности и дает возможность
ребенку трансформировать чувственный опыт в смысловой. У младших школьников
мотивы деятельности часто задаются не осмысленной ценностью, а интуитивным,
эмоциональным решением.

«Метод диалога» –
способ познания себя и окружающей действительности в условиях
субъектно-смыслового общения. В начальной школе разыгрываются диалоги с
животными, растениями, «ожившими» предметами (Н.Ф. Виноградова). Эта
воображаемая беседа с реальным объектом природы строится на принципах
равноправного общения, при котором «собеседник» не воспринимается как изучаемый
объект. Диалоги осуществляются в различных вариантах: устные – в форме
инсценировок; письменные – в виде сочинений миниатюр; беседы могут строиться с
помощью средств изобразительного искусства [11].

«Метод биографий» –
способ осознания ценности мира «другого» (объекта природы, изобретения, вещи и
т.п.) через описание прошедших этапов «жизни». Метод реализуется в форме
реконструкции «жизненного пути» какого-либо объекта [9].

Для оценки
эффективности проведенной работы педагоги ориентируются на ряд критериев,
которые удостоверяют уровень сформированности у младших школьников элементов
экологической культуры[1].

Это критерии:

– проявление
позитивных эмоциональных реакций на объекты и явления природы;

– проявление
соответствующего эмоционального отношения к исполнению и нарушение правил
поведения в природе;

– наличие системы
знаний о растениях и животных, неживую природу, их взаимосвязь и
взаимозависимость;

– знание основных
правил природопользования, понимания их экологической сущности (следует
охранять полезные виды растений, животных от истребления, нельзя брать живых
существ из мест их обитания, бережно относиться к земле, воде, воздуху,
поскольку это среда, где обитают живые существа, осторожно вести себя в
природе, чтобы не приносить ей вреда и тому подобное);

– устойчивое
проявление заботы об обитателях уголка природы, положительное отношение к труду
в природе, наличие соответствующих навыков и умений;

– овладение
конкретными способами поведения во время прогулок на площадке образовательного
учреждения и экскурсий в природу в соответствии с усвоенными правилами.

Среди важных проблем
современности, волнующих человечество, особенно выделяются экологические. Весь
мир столкнулся с глобальным экологическим кризисом. Эта проблема требует
немедленного решения. Поэтому среди многих направлений учебно-воспитательной
работы с детьми младшего школьного возраста экологическое образование
приобретает все большую актуальность [19,
c.134].

Основой формирования
сознательного отношения к природе является знание о ней, осознание себя
активным субъектом природы, субъектом мира, в котором живет ребенок. Актуальной
в наше время является проблема формирования экологического сознания и
экологической культуры младших школьников.

Среди важных проблем
современности, волнующих человечество, особенно выделяются экологические. Весь
мир столкнулся с глобальным экологическим кризисом. Эта проблема требует
немедленного решения. Поэтому среди многих направлений учебно-воспитательной
работы с детьми младшего школьного возраста экологическое образование
приобретает все большую актуальность[1,c.155].

Основой формирования
сознательного отношения к природе является знание о ней, осознание себя
активным субъектом природы, субъектом мира, в котором живет ребенок. Актуальной
в наше время является проблема формирования экологического сознания и
экологической культуры младших школьников.

В.А. Сухомлинский
доказал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное
взаимодействие ребенка с ней. Поэтому экологическое воспитание и экологическая
культура тесно связаны с природоохранной деятельностью.

Великий педагог
считал, что самых экологических знаний по охране окружающей среды, если они не
воплощаются на практике, недостаточно. Важно, чтобы воспитанники принимали
участие в сохранении и обогащении природы родного края, только в этом случае у
них сформируются необходимые умения и навыки, разовьется ответственное,
бережное отношение к окружающей среде [24].

Внедрение идей
экологического воспитания А.Сухомлинского в практику современного образования
является составляющей учебно-воспитательного процесса, который состоит из двух
равноценных компонентов: формирование научных знаний по экологическому
воспитанию и охране природной среды. Это убедительно доказывают современные
исследователи педагогического мастерства В.А. Сухомлинского.

Изучая наследие
экологического воспитания А.Сухомлинского, ученые А.Савченко, А.Степанюк ,
Н.Лысенко, Н.Глухова, В.Фокина пришли к выводу, что целью экологического
воспитания является целенаправленное формирование у воспитанников прочных
экологических знаний, понимание органической взаимосвязи и единства человека с
окружающей средой как единой гармонии, воспитание особой ответственности за
состояние окружающей среды. И только с детских лет, когда маленькие души как
губка, втягивают в себя знания, нужно прививать и воспитывать в детях экологически
чистый мировоззрение[11,c.398].

Следовательно,
необходимость использования педагогического творческого наследия
А.Сухомлинского с целью совершенствования процесса экологического воспитания
детей в младшем школьном учреждении обусловила выбор темы опыта «Использование
наследия А.Сухомлинского в формировании экологического сознания детей младшего
школьного возраста».

Экологическое
воспитание является составной частью всестороннего и гармоничного развития
личности.

Ребенок приходит в
школу. У него еще не сформированы устойчивые взгляды, убеждения, интересы.
Своей задачей вижу то, чтобы сформировать мышление и экологическую культуру
каждого ребенка, научить молодое поколение жить по законам природы. Школа
открывает для этого большие возможности, потому что именно здесь, в этом
возрасте у детей закладываются основы интеллекта, структура мышления, а
природная любознательность детей и искренний интерес к окружающему создают
чрезвычайно благоприятные условия для формирования экологического сознания [27,
c.298].

Эмоциональная жизнь
ребенка проявляется в форме чувств, а чувства, как устойчивые эмоциональные
состояния, могут перейти в качество личности, то есть в характерную стойку
реакцию на объекты и явления действительности. Поэтому, формируя у младших
школьников экологическое сознание, как отношение к окружающей среде, крайне
важно выработать у них такое эмоционально-волевое восприятие природы, которое
бы вело их по пути становления убеждений в последующие возрастные периоды [36].

Становление
экологического сознания — сложный и длительный процесс. Поскольку экологическое
сознание является психологическим явлением, которое, имея соответствующее
направление, проходит сквозь разум и волю ребенка и опосредуется ими, она
отражает отношение ребенка к своему бытию, к природной среде, к знаниям о нем.
Считаю, что экологическое сознание как компонент интеллектуальной деятельности,
определяет содержание поведения личности, и поэтому так важно начинать
формировать с младшего школьного возраста[13]. И лучшим помощником в этом
становится сама природа. В воспитательной системе А.Сухомлинского, которая
базируется на идее «гармонии педагогических воздействий», можно определить
«точки опоры». Это-Природа, Труд, Сопереживание, Творчество, Слово, Красота. В
произведениях выдающегося педагога природа определяется как ведущий фактор
воспитания. Он писал: «Многолетний опыт учебно-воспитательной работы убеждает,
что природа не только объект познания, не только сфера активной деятельности
наших воспитанников, но и часть их бытия, взаимоотношений, всего строя их
жизни». По моему мнению, природа сама собой не воспитывает. Ребенок становится
умным, нравственным, прекрасным, добрым и не примирительным к злу при условии
активного взаимодействия с природой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы