МДК 03.02 Курсовая с практикой Технические науки

Курсовая с практикой на тему Вопросы развития речи у детей в современной зарубежной педагогике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения исследуемой темы.. 5

1.1. Развитие речи в
онтогенезе. 5

1.2. Вопросы развития речи
детей в педагогической системе  Я.А. Коменского  10

Глава 2. Анализ особенностей развития речи у детей в
современной зарубежной психологии. 15

2.1.  Исследование
проблемы развития  речи детей  в зарубежной 
психологии  15

2.2. Анализ современных зарубежных  методов и 
методик оценки  речи детей  21

Заключение. 28

Список используемой литературы.. 31

  

Введение:

 

Актуальность работы. В
сфере образования, как и во всей жизни общества, происходят глубокие изменения,
пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание
обучения, меняются взаимоотношения учитель — ученик, активно внедряются в
учебный процесс новые технологии обучения.

Сегодня
у школы несколько иные цели и задачи. Основное содержание образования
направлено на развитие ребенка — его инициативы, стремления к образованию,
умения анализировать, делать выбор и принимать самостоятельные и верные
решения. Одной из этих проблем являются речевая деятельность и средства ее
активизации.

Изучение
учебного процесса в школах показывает, что позиция ученика, занимаемая в
учебном процессе, не в полной мере способствует прочному усвоению знаний,
умений и навыков.

Для
того чтобы знания были прочными, необходимо активное отношение к учебной
деятельности самого обучаемого. Многие ученики во время урока пассивны, не
вникают в содержание урока, вследствие чего они переходят в среднее звено
школы, не овладев требуемыми нормами как устной, так и письменной русской речи.

Значит,
необходимы приемы и средства более эффективные, активизирующие познавательную
деятельность младших школьников в обучении русскому языку.

Важность
исследования проблемы развития речи заключается в том, что она затрагивает всю
совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник.
Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает
возможности свободно участвовать в жизни общества.

Объект исследования – процесс развития речи.

Предмет исследования  – современная
зарубежная педагогика

Цель исследования – изучить
основные вопросы развития речи в современной зарубежной педагогике.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть особенности развития речи в онтогенезе;

2.
изучить вопросы развития речи детей в
педагогической системе Я.А. Коменского;

3.
исследовать проблемы развития речи детей в зарубежной психологии;

4.
проанализировать современные зарубежные методы и методики оценки речи детей.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, можно сделать вывод, что речь является не только средством
коммуникации социальных групп людей, но и инструментом мышления человека, обе
функции интегрированы человеческим мозгом. С самого раннего детства каждый
человек проживает процесс развития и возникновения языка и мышления.

Этот
процесс развития языка и мышления, их связи друг с другом, происходит вне
отрыва от политической истории, развития нации или расы. Но отношения между
языком и мышлением сопровождают более спорные вопросы.

Речь
развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от
момента рождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным
развитием и служит показателем общего психофизического развития. Усвоение
родной речи происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется
рядом черт, общих для всех[1].

Речь
в определенной мере влияет на мышление, и его изменения способны отражаться в
процессах и формах мышления. Но и модификация мышления влияет на язык: на
содержание его единиц, их структуру и парадигматические связи.

Речь
принимает участие в процессе мышления, когда он действует в качестве
инструмента мышления или средства для воплощения материального и
нематериального содержания.

Язык
и мышление не вступают в отношения доминирования или взаимной обусловленности
(язык нужен, чтобы думать, а чтобы думать, нужен язык).

Так
как язык и мышление принадлежат к различным областям, не может быть полного
тождества языка и мышления. Даже внутренняя речь не является сама по себе
процессом мышления, а всего лишь материальной оболочкой мысли в тех случаях,
когда мы думаем, не высказывая мысли вслух.

Работа
по развитию речи школьников на уроках вносит неоспоримый вклад в формирование
общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего
выпускника школы. Данная работа развивает мышление ученика, его
наблюдательность, бережное и вдумчивое отношение к родному слову.

Начиная
с первого класса, важно развивать внимание детей к значению слова, давать
упражнения, которые позволяют в будущем формировать умение самостоятельно
толковать значение слов, которые побуждают определять и сравнивать языковые
единицы: звук, слово; наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове
приводит к изменению его лексического значения.

Лишь
тогда ученики будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут
активно применять его в своем индивидуальном словаре, что в конечном результате
поможет им овладеть правильным, красивым и выразительным языком.

Для оценки речевого развития детей в
зарубежной науке разработаны, апробированы и применяются различные батареи
тестов. Их можно разделить как по целям (выявить определенное нарушение, узнать
степень отставания от сверстников, определить, чем обусловлено отставание в
школе, провести научное исследование и т.п.), так и по возрасту, полноте и т.п.

Лучше всего развиты и применяются
варианты тестов или субтесты на знание слов. Это обусловлено, на наш взгляд,
простотой проведения данного теста, его показательностью и т.д.

Довольно часто лексические навыки приравниваются
к владению языком, что, на наш взгляд, конечно, неверно. Разработанные методики
оценки часто используются для проведения различного рода научных исследований,
то есть они должны иметь довольно широкую шкалу значений.

Однако тест на знание слов, с нашей
точки зрения, вряд ли может быть показателем способности ребенка строить
грамматически правильные предложения из этих слов, а главное — отражать его
способность к адекватной, правильной коммуникации и к построению связных и
цельных речевых высказываний.

Наконец, нельзя не отметить, что
методик оценки развития связной речи ребенка (будь то личный нарратив,
пересказ, создание рассказа по картинке) по-прежнему остается крайне мало.

И это остается большой проблемой,
поскольку именно создание цельного и связного рассказа является тем
результатом, к которому необходимо стремиться при развитии речи детей. [1] Игнатьева, С.А.
Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. Заведений / С.А. Тгнатьева, Ю.А. Блинков. – М.: Гуманит.
изд.цетр ВЛАДОС, 2004. – 304 с.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
исследуемой темы

1.1. Развитие
речи в онтогенезе Речь
развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от
момента рождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным
развитием и служит показателем общего психофизического развития. Усвоение
родной речи происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется
рядом черт, общих для всех[1].

Для
того, чтобы выявить патологию речи, надо знать онтогенез речевого развития в
норме, закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное
протекание.

Г. Розенгард-Пупко[2] рассматривает два периода
формирования речи:


до 2 лет – подготовительный;


от 2 лет и далее – период самостоятельного становления речи.

Опираясь
на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить следующие основные
периоды речевого развития[3]:


1-й – подготовительный (с момента рождения – до 1 года);


2-й – преддошкольный (от 1 до 3 лет);


3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);


4-й – школьный (от 7 до 17 лет).

Поэтому
подготовительный период, характеризующийся появлением устной речи, что
предполагает наличие голоса и крик ребенка в первые недели, месяцы жизни, уже
характеризует те врожденные механизмы, которые будут использоваться ею в период
становления речи. С такого крика с первого месяца постепенно возникают на
основе сосательного рефлекса, намеки на звуки согласного типа

На
рубеже первого и второго месяцев при первых проявлениях приятного ощущения
(радости) у младенца возникают короткие звуки типа, что сопровождаются часто
испусканием пузырьков. В этот период у ребенка рядом с криком появляются
кряхтения, улыбка с широким открыванием рта и первые спокойные звуки, а-а,
которые появляются обычно во время пауз в «разговоре» с ним взрослого.

С
2-3 месяцев ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, находить взглядом
источник звучания, возвращать в сторону взрослого, сосредоточивая внимание на
его лице, губах.

В
так называемом «гуление» выделяют звуки,
напоминающие гласные (а, о, у, э), губные согласные (б, м), заднеязычные (г, к,
х). К концу второго-третьего месяца ребенок выдает звуковые комплексы, состоят
из заметно расчлененных, но недостаточно четких протяженных звуков: а-а-а, а-гу,
а-ги, бу, бум-бу и тому подобное.

Артикуляция
в лепете сравнению с гулением приобретает большую точность и устойчивость,
создаются определенные сочетания звуков, появляются согласные звуки и различные
комбинации их с гласными.

Благодаря
чередованию гласных и сочетанию их с согласными появляются склады и упор на
них.

В
4-5 месяцев у ребенка постепенно формируется психофизиологический механизм
слоготворения, что сопровождается аутоехолалией (многократное повторение
открытого состава: ва-ва-ва и т.д.).

Автоимитация
является подготовкой к подражанию речи других людей (гетероимитация). Сначала
ребенок подражает те звуки окружающих, которые он сам произносит и артикуляцию
которых хорошо видит. На начале этого периода широко используется зрение, а
затем звуки повторяются в основном на слух. К восьмому-девятому месяцу ребенок
подражает и такие звуки окружающих, которые самостоятельно еще не произносит:
вау-вау, кос-кос, ту-ту, тик-так.

После
8 месяцев угасают звуки, не соответствуют фонетической системе родного языка и
в то же время появляются новые звуки, подобные фонем речевого окружения. На
основе условных связей с семи-восьми месяцев ребенок уже понимает несколько
слов, которые соответствуют определенным звукам и движениям.

В
10-12 месяцев дети уже способны воспроизводить обычные характеристики речевого
ритма, после чего у них появляются первые слова (как правило, в конце первого
года жизни)[4].

Как
показывает анализ литературных источников, к концу первого года ребенок
произносит уже отдельные слова и названия предметов, с которыми чаще всего
встречается.

Следует
отметить, что в этот период слова воспринимаются ребенком как неотъемлемое
свойство предметов: название предмета и сам предмет является одним целым.
Первые слова являются неустойчивыми, часто надолго исчезают, заменяются
другими, а потом снова появляются. Поэтому речевая активность ребенка этого
периода является ситуативным, тесно связана с предметно-практической
деятельностью и зависит от эмоционального участия взрослого в общении[5].

В
первой половине второго года жизни ребенка начинается развитие ее
фонематического слуха.

Второй
год жизни Н. Швачкин отнес к фонемной стадии, поскольку ребенок понимает речь
взрослых на основе значений, связанных с определенным звуковым составом.

Во
втором полугодии второго года словарь ребенка обогащается быстрыми темпами.

Как
утверждает Г. Розергард-Пупко, у детей в 1 год 6 месяцев насчитывается до 40
слов, в 1 год 8 месяцев – 100, в 1 год 9 месяцев – 175 слов, в 2 года – 300
слов. Характерной особенностью словаря детей второго года жизни, по утверждению
М. Поповой, является неравномерность потребления частей речи по количественному
составу словаря и наличием преимущественно существительных в речи[6].

Характерным
признаком второго года жизни детей является несовершенное звукопроизношение.
Дети выпускают некоторые звуки, заменяют их легче.

В
словаре ребенка есть все части речи, кроме наречий и деепричастий. Словарь
составляет 1000-1300 слов. Говорит предложениями простыми, распространенными,
сложносочиненными и подчиненными с союзами и союзными словами, хотя порой они
еще аграмматичны. В речи наблюдаются грамматические ошибки.

Преобладает
ситуативная речь: ребенок
рассказывает о виденном, пережитом, фразами, предложениями, с помощью слов там,
здесь, вот, этот, или через показы, действия и жесты.

Понимает
смысл художественных текстов, рассказов без сопровождения наглядности. Легко
запоминает потешки, стихи. Знает наизусть 4-5 стихов, песен[7].

Психическим
качественным новообразованием детей трех лет является овладение ими активной
разговорной речью, которая продолжает развиваться и совершенствоваться на
четвертом году жизни. У детей этого возраста чрезвычайно развито языковое
чутье, они довольно рано замечают и исправляют речевые огрехи в речи других.

Для
многих детей характерна общая смягченность речи, пропуск, искажение и
перестановка звуков, слогов, их замена, нарушение звуковой структуры слова.

В
словаре детей встречаются все части речи, хотя преобладают существительные (до
50%) и глагола (28-30%), много еще облегченных слов. В речи дети все чаще
используют сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, легко запоминают и
рассказывают стихи, сказки, передают содержание рисунков.

Четвертый
и пятый годы – это периоды чрезвычайной речевой активности. До 4,5 лет
завершается формирование грамматической правильности речи. Характерной
особенностью речи детей этого возраста является неустойчивость (в сочетании с
громким произносят звук в сочетании с согласным искажают или выпускают) и
неточности произношения.

Ведущей
формой общения остается диалогическая речь.

В
первой половине указанного возраста еще преобладает ситуативная речь.

К
концу четвертого года жизни ситуативная речь постепенно заменяется контекстной
(вне наглядной ситуации), хотя ситуативная остается, но ребенок использует ее в
адекватно-наглядной ситуации.

На
четвертом году жизни в речи ребенка появляются сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения, а также вопросительные предложения.

На
пятом году жизни дети употребляют все типы предложений, хотя здесь и
встречаются еще ошибки: неправильный порядок слов, неудачное употребление
союзов и тому подобное.

На
пятом году жизни развивается монологическая речь, речь-сообщения. Ребенок теперь
строит высказывания разного типа: речь-рассказывание (сюжетные рассказы на
наглядной и словесной основе, творческие рассказы, перевод художественных
произведений), речь-описание.

В
возрасте 5-7 лет на этапе освоения лексико-грамматических компонентов, словарь достаточно богатый, однако ребенок не всегда
может быстро подобрать нужное для высказывания слово.

В данном возрасте используют в
свободной самостоятельной речи все типы предложений.

Период освоения морфологической
системы языка.

На этапе освоения связной речи
совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Дети самостоятельно,
выразительно без повторов передают содержание текстов, используя выразительные
средства.

На этапе формирования предпосылок к
чтению — овладение звукобуквенными обозначениями. Старшие дошкольники
анализируют состав предложения, выделяют из него отдельные слова, делят их на
слоги и звуки. Скорость чтения низкая. Начало чтения аналитико-синтетическим
способом.

Формируются предпосылки письменной
речи. Подготовительный период для освоения письма.

Итак,
речь детей старшего дошкольного возраста достигает высокого уровня развития.
Они овладевают правильным произношением всех звуков родного языка, хотя у детей
этого возраста кое-где еще случаются отдельные неточности в произношении
трудных звуков.

Наблюдается
неустойчивое произношение сформированных звуков в словах сложной фонетической
структуры. К концу дошкольного возраста у детей завершается процесс
фонематического восприятия: они и слышат, и говорят правильно, в соответствии с
фонетико-орфоэпическими нормами родного языка.

На
основании полученных результатов мы пришли к выводу, что, как и любая
функциональная система, речь является наиболее чувствительной к воздействию
неблагоприятных факторов в период ее интенсивного формирования. [1] Игнатьева, С.А. Логопедическая реабилитация детей с
отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / С.А.
Тгнатьева, Ю.А. Блинков. – М.: Гуманит. изд.цетр ВЛАДОС, 2004. – 304 с. [2] Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего
возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. – М.: Академия педагогических наук РСФСР,
1963. – 96 с. [3] Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.:
Смысл, 1997. – 365 с. [4] Леонтьев, А.А.
Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с. [5] Киселева, Э.Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного
возраста [Электронный ресурс] / Э.Р. Киселева // Проблемы педагогики. – 2014. –
№1. – Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-1
(дата обращения: 24.02.2022). [6] Розенгарт-Пупко,
Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. – М.:
Академия педагогических наук РСФСР, 1963. – 96 с. [7] Бевз, Г.М. Психологические особенности детей, лишенных
родительской опеки / Г.М. Бевз // Социальный работник. – 2007. – №8. – С.
13-17.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы