Курсовая с практикой на тему Воля в жизни человека (волевая регуляция профессиональной, учебной, спортивной деятельности и т.д.).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Исследование воли в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Понятие, признаки и проявление воли у человека 5
1.2 Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его 13
деятельности общения 13
Глава 2. Экспериментальная часть 19
2.1 Цели, задачи, методы исследования 19
2.2Полученные результаты, их анализ 21
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Введение:
Актуальность темы. Несмотря на общепризнанную в отечественной психологии значимость проблемы волевого развития личности и ее несомненную важность для практики воспитания детей, интерес к проблеме развития произвольности в психологии за последние десятилетия заметно снизился, что связано, по-видимому, с неопределенностью понятия «произвольность» и с разнородностью феноменов, подпадающих под это понятие (произвольные движения, действия по инструкции, целеполагание, соподчинение мотивов, опосредованность правилами и образцами, произвольность познавателcьных процессов, соблюдение моральных норм и пр.). Остается непонятным, что объединяет столь разные феномены и почему они обозначаются одним термином. В силу этого проблема формирования волевого поведения оказалась включенной в другие разделы психологии: с одной стороны — в становление мотивационно-потребностной сферы, с другой — в развитие познавательных процессов. В результате важнейшая задача, поставленная еще Л.С. Выготским, — определить своеобразные стадии или ступени, через которые проходит развитие воли, остается до сих пор не решенной и по-прежнему актуальной.
Исследование проблемы воли на разных возрастных этапах развития личности (Б. Ананьев, А.Веденов, О.Высоцкий, В.Иванников, Е.Ильин, В.Калин, К.Корнилов, В.Котирло, В.Крутецкий, А.Пуни, П.Рудик, В.Селиванов и др.), свидетельствуют, что успешность овладения любой деятельностью в большой степени зависит от развития волевых качеств. В то же время исследования свидетельствуют о том, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования воли (В.Котирло, В.Селиванов, Т.Шульга). Поскольку произвольность поведения и познавательных процессов является новообразованием данного возраста, то можно предположить, что она наиболее интенсивно формируется в ведущей деятельности младшего школьника учебной. Однако, в психологической науке еще недостаточно экспериментально исследована проблема влияния волевой сферы на успешность усвоения знаний младшими школьниками, в частности вопрос того, как та или иная волевое качество и уровень ее развития влияет на учебные достижения учащихся.
Актуальность и недостаточная исследовательность названных выше аспектов проблемы развития волевых качеств обусловили выбор темы курсовой работы: Воля в жизни человека (волевая регуляция профессиональной, учебной, спортивной деятельности и т.д.).
Цель работы теоретически обосновать и экспериментально исследовать психологические особенности развития волевых качеств.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические аспекты изучения воли и волевых качеств личности.
2. Обосновать методологические и теоретические основы изучения проблемы развития воли и волевых качеств человека.
3. Экспериментально исследовать психологические особенности развития волевых качеств.
Объект исследования: волевая сфера человека.
Предмет исследования: Воля в жизни человека (волевая регуляция профессиональной, учебной, спортивной деятельности и т.д.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач, достижения цели исследования нами был использован комплекс теоретических и эмпирических методов. Основными теоретическими методами выступили: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Эмпирические: наблюдение, опрос, анкетирование; методика Н. Стамбуловой.
База исследования: В эмпирическом исследовании приняли участие 65 человек: студенты старших курсов различных специальностей, магистранты и аспиранты МИП.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В курсовой работе приведены теоретическое обоснование и результаты экспериментального изучения проблемы развития волевых качеств студентов, определены уровни их развития, выяснено влияние волевых качеств на уровень учебных достижений учащихся этого возраста.
Теоретический анализ научных исследований по проблеме воли и развития волевых качеств показал, что психологическая природа воли трактуется учеными по-разному. Лидируют три подхода по ее природы: мотивационный, свободного выбора «, регулятивный. Воля проявляется через волевые действия, регуляцию внутренних состояний, собственных действий и различных психических процессов, волевые качества личности, которые рассматриваются в психологии как относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов и явлений. Будучи тесно связанной, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.
Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
приобретение человеком контроля над своим поведением;
выработка волевых качеств личности;
а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.
Воля выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.
Обобщая результаты, мы можем сделать вывод, что наши студенты волевым качествам придают большое значение среди других личных свойств. И в случае диагностики уровня развития волевой сферы, и в оценках важности волевых качеств первые позиции занимают системные волевые качества, как относятся к зрелому личностному уровню психической саморегуляции. Интересными и неожиданными оказались ответы о свойствах идеального преподавателя, в частности его волевой сферы. Настораживает недооценка студентами такого важного ресурса личности, как творчество.
Проведенное исследование показало, что нравственно-волевое воспитание сегодня является очень важным направлением в воспитательной работе высшей школы; при обосновании его целей, методов и современных подходов необходимо изучать и опираться на большой личностный потенциал наших студентов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Исследование воли в психолого-педагогической литературе
1.1. Понятие, признаки и проявление воли у человека
С давних времен философов и психологов волновали вопросы воли и свободы выбора. Они рассматривались под многими углами и трактовались совершенно по-разному. Например, исследования воли в психологии вел еще Шопенгауэр. Он обнаружил рациональную природу воли, но отнес ее до самых потаенных уголках души. В этот период времени считалось, что она представляет собой силу, которая связывает человека и обязывает его к совершению тех или иных поступков. Поэтому, чтобы иметь надежду на счастливую и свободную жизнь, личность должна была избавиться от оков воли. Хотелось бы отметить, что психологи выделяют три главные сферы человеческой деятельности :
• эмоциональную;
• интеллектуальную;
• волевую.
Эксперты считают, что последняя область наименее изучена, и зачастую она представлена в искаженном варианте. Например, психологи в Советском Союзе, определяя функцию воли и саму концепцию, утверждали, что ее можно понимать, как давление общественных целей и интересов над отдельными. Примечательно, что при такой интерпретации индивидуальные ценности, сформированные волевым характером, стали лишь совокупностью общепринятых ценностных ориентаций общества в целом. Подобный подход вырастил несколько поколений граждан, чья воля была полностью и безоговорочно подчинена общественным и государственным интересам.
Примечательно, что до сих пор философы спорят о свободной воле. Некоторые авторы придерживаются идей детерминизма. Их значение в нескольких словах может быть выражено в отсутствии свободной воли в принципе. То есть человек не может самостоятельно выбирать тот или иной путь, исходя из собственных убеждений и моральных принципов. Другая группа философов продвигает теорию индетерминизма. Представители этой тенденции приводят доказательную базу идей свободной воли. Они утверждают, что каждый человек свободен от рождения, и в таком контексте воля только способствует развитию и продвижению вперед. В психологии существуют определенные характеристики, которые определяют волю :