Курсовая с практикой на тему Волга как маркер инонационального в травелоге братьев Боголюбовых «Волга от Твери до Астрахани»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ «ПУТЕШЕСТВИЕ» И ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРАКТИКЕ 5
1.1. Понятие травелога в современном литературоведении 5
1.2. Своеобразие реализации концепта «путешествие» в синхронном и диахронном аспектах 10
ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ В ТРАВЕЛОГЕ БРАТЬЕВ БОГОЛЮБОВЫХ «ВОЛГА ОТ ТВЕРИ ДО АСТРАХАНИ» 16
2.1. «Волжский травелог» как форма осмысления мира в русской литературе ХІХ века 16
2.2. Травелог «Волга от Твери до Астрахани» как источник этнографической информации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Актуальность исследования. В отечественной литературе девятнадцатого века широко распространенным, помимо описаний путешествий русских странников по Европе, также оказывается жанр путешествий по Родине. Русские путешественники, многие из которых не были профессиональными писателями, в своих путевых заметках оставили подробные описания того, какой была Россия, увиденная ими во время их поездок. Данные путевые заметки, или же, говоря иначе, травелоги, характеризуются вниманием к различным природно-географическим, культурно-историческим и хозяйственно-промышленным аспектам существования Российского государства.
Особое место среди многочисленных путевых очерков отводится «путешествию по Волге», или же волжскому травелогу. Данная форма является оригинальным художественным образованием, в пределах которого произведено объединение сочинений, посвященных описанию и характеристикам Великой реки (начиная с ее тверского течения до «Букеевской Орды»). Авторов указанных произведений объединяет интерес к мифологии главной русской реки, ее природе и поселениям, событиям прошлого, этнокультурной специфике множества народов, которые населяют ее берега и могут быть названы «Ноевым ковчегом» — в силу мощного этнического смешения. Совокупность указанных факторов обусловливает актуальность темы исследования.
Объект исследования – понятие «Волжского травелога» в истории русской литературы девятнадцатого века.
Предмет исследования – закономерности построения травелога братьев Боголюбовых «Волга от Твери до Астрахани» как источника этнографической информации.
Цель исследования – выявление и анализ своеобразия травелога братьев Боголюбовых «Волга от Твери до Астрахани» как источника этнографической информации.
Поставленная цель вызывает необходимость выполнения таких задач исследования:
— рассмотреть генезис понятия «концепт»;
— рассмотреть своеобразие реализации концепта «путешествие» в синхронном и диахронном аспектах;
— осуществить обзор работ, составляющих «Волжский травелог» девятнадцатого века;
— охарактеризовать своеобразие травелога братьев Боголюбовых «Волга от Твери до Астрахани» как источника этнографической информации.
В работе были использованы филологический, комплексный, компаративный методы литературоведческого исследования.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов в дальнейшем изучении литературы путешествий и травелогов.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Путешествие является самостоятельным жанром художественной литературы, атрибутивные признаки которого проявляются в принципе жанровой свободы, особой роли образа автора, присутствии документальных элементов наряду с художественным вымыслом, синтетичности, предполагающей включение в текст элементов других жанров (дневника, письма, репортажа, анекдота, автобиографии).
Журналистские путевые заметки публиковались в России с первой половине XVIII века. Так, в «Примечаниях» к «Ведомостям» вышел большой очерк о Магеллане, Френсисе Дрейке, Спилберге, а также очерк «о камчатских огнедышащих горах и происходящих от них опасностях». Правда, эти заметки отличались сухостью в подаче информации, скучным описанием, одним лишь перечислением дат и фактов.
В отечественной литературе девятнадцатого века широко распространенным, помимо описаний путешествий русских странников по Европе, также оказывается жанр путешествий по Родине. Русские путешественники, многие из которых не были профессиональными писателями, в своих путевых заметках оставили подробные описания того, какой была Россия, увиденная ими во время их поездок. Данные путевые заметки, или же, говоря иначе, травелоги, характеризуются вниманием к различным природно-географическим, культурно-историческим и хозяйственно-промышленным аспектам существования Россиского государства.
Особое место среди многочисленных путевых очерков отводится «путешествию по Волге», или же волжскому травелогу. Данная форма является оригинальным художественным образованием, в пределах которого произведено объединение сочинений, посвященных описанию и характеристикам Великой реки (начиная с ее тверского течения до «Букеевской Орды»). Авторов указанных произведений объединяет интерес к мифологии главной русской реки, ее природе и поселениям, событиям прошлого, этнокультурной специфике множества народов, населяющих Поволжье.
Жанр путеводителя в интерпретации братьев Боголюбовых ощутимо трансформируется, приобретая черты творческого переложения или же этнографического исследования. Следовательно, «Волга от Твери до Астрахани» предназначена не только для популяризации научных сочинений этнографической и исторической направленности, но и для структурирования в художественной системе элементов, которые существенно усложняли структуру путевых заметок.
Следовательно, можно заключить, что путеводитель братьев Боголюбовых «Волга от Твери до Астрахани» является оригинальным структурно-жанровым образованием в литературе, относящейся к категории «Путешествия русских по России». Его отличает наличие тематического разнообразия, определенных атрибутивных признаков и целостность структурно-жанровой дефиниции, ввиду чего возможными становятся различные жанровые модификации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ «ПУТЕШЕСТВИЕ» И ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРАКТИКЕ
1.1. Понятие травелога в современном литературоведении
Травелог – это литературный жанр, который развивался и преобразовывался на протяжении многих веков. При этом каждая эпоха имеет свои собственные стили, формы и черты повествования о путешествии, свой способ описания перемещений людей для встреч друг с другом. Аналогично каждый век имеет тоже свою собственную склонность к путешествиям.
Сегодня изучать травелог как литературный жанр невозможно без понимания его эволюции. Один из современных исследователей жанра профессор Ролан Ле Унен обобщает историческое развитие травелога от античности до XV века: «Путевые записки очень старый жанр, имеющий в своей основе, историю путешествия Геродота (около 484 до н.э. – около 425 до н.э.) в Персию, Египет и в Вавилон в V ве-ке до нашей эры и «Анабасис» Ксенофонта (не позже 444 до н.э. – не ранее 356 до н.э.). Крестовые походы, как известно, дали толчок развитию торговли между Европой и Азией. Их неудача привела к поиску новых путей в Индию и в сказочные земли Катай (Cathay) и Сипанго (Cipango), превознесению богатства и чудес которых способствовала книга Марко Поло (1254-1324 гг.). Поэтому были организованы в последней четверти ХV века и в следующем столетии великие морские экспедиции, ведущие к великим открытиям. Эти путешествия получили отражение в реляциях, например, первое путешествие вокруг света Фернана Магеллана (1519-1522 гг.), успешно описанное благодаря перу Антонио Франче́ско Пигафетта (от 1480 г. – после 1534 г.), или «Путешествия и завоевания испанского священника Франси́ско Ло́пес де Го́мара» (между 1510 и 1511 гг. – 1566?)…» [32, с. 11].
Автор полагает, что именно благодаря путешествиям через Европу и Азию, а также открытию новых маршрутов, путевые заметки начинают развиваться. Правда в том, что именно «Книга о разнообразии мира» Марко Поло, написанная в 1299 году, когда он находился в тюрьме, считается одной из первых книг в жанре травелога. Петрарка же заслужил первенство в области «туристических записок» своим рассказом о походе на Мон-Ванту в 1336 году, выполненном ради удовольствия двигаться в направлении к тому, что он описал как бесконечная досягаемость. Он обвиняет своих проводников, отставших у подножия горы, в их «frigida incuriositas» (холодное отсутствие любопытства) и аллегорически описывает свой подъем как огромный прогресс, совершенный человеком в своей жизни.