Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Волевая сфера студентов техникума

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ СТУДЕНТОВ.. 5

1.1 Проблема воли в зарубежной и отечественной
психологии. 5

1.2 Особенности волевой сферы студентов. 9

Выводы
по 1 главе. 13

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ СТУДЕНТОВ.. 15

2.1 Описание методов исследования. 15

2.2 Анализ экспериментальных данных особенностей
волевой сферы студентов  16

Выводы
по 2 главе. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 25

  

Введение:

 

Курсовая работа посвящена
характеристике волевой сфере студентов техникума.

Актуальность выбранной темы исследования
заключается в том, что понятие «воля» продолжительное время являлось
приоритетным понятием психологической науки. В рамках указанного понятия
генетически связаны многие вопросы, связанные с формирование и последующей
реализацией человеческих действий. Кроме того, проблема воли детально
показывает целостный характер психики личности, когда различные психологические
функции соединяются в единую систему. Воля характеризуется исследователями как
высшая психическая функция, наряду с иными высшими психическими функциями,
такими как память, внимание, мышление и др. Воля как высшая психическая функция
социальная по своему происхождению, но произвольна и достаточно опосредована по
способу функционирования, а также системная по строению. Отметим, что в
различные возрастные периоды те или иные волевые качестве могут быть
сформированы в человеке неоднородно, а также проявляться в поведении личности
не так однозначно. В этой связи изучение проблемы формирования волевой сферы
студентов 1 и 3 курса техникума является, безусловно, актуальным.

Цель исследования − провести
комплексную характеристику волевой сферы студентов техникума.

Задачи исследования:

1.Охарактеризовать проблему воли в
рамках зарубежной и отечественной психологии.

2.Выявить особенности волевой сферы
студентов.

3. Провести описание методов
исследования.

4. Представить материалы анализа экспериментальных
данных особенностей волевой сферы студентов техникума.

Объект исследования − волевая сфера
студентов техникума.

Предмет исследования − особенности
волевой сферы студентов техникума.

Методология исследования
представлена общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция,
абстрагирование); специальными методами: сравнительный метод, метод
психологического анализа, метод наблюдения.

В рамках первой главы исследования
охарактеризована проблема воли в рамках зарубежной и отечественной психологии;
выявлены особенности волевой сферы студентов.

В рамках второй главы исследования
проведено описание методов исследования; представлены материалы анализа
экспериментальных данных особенностей волевой сферы студентов техникума.

Теоретическая значимость
исследования заключается в проведении комплексной характеристики волевой сферы
студентов техникума.

Практическая значимость исследования
заключается в возможности использования результатов исследования в преподавании
дисциплины «…».

Структура курсовой работы
обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ выбранной темы
исследования позволяет сделать следующие выводы:

1.Проведенный
теоретический анализ положений психолого-педагогической литературы показывает,
что в настоящее время проблема воли относится к числу наиболее дискуссионных
проблем как в рамках отечественной, так и мировой психологии. В контексте
многовековой истории трактовка понятия «воля» неоднократно менялась, как в
философии, так и в психологии. Общим для большинства исследователей являлось
акцентирование внимание на мотивационной составляющей воли личности. Делая
ссылку на ряд научных исследований в сфере психологии воли, можно выделить два
приоритетных подхода к ее рассмотрению в отечественной и зарубежной психологии:

— мотивационный подход,

— регуляционный подход.

В рамках российской
психологии одним из первых исследователей, рассматривающих волю как особую
форму психической регуляции, стал И.М. Сеченов. Он подчеркивал, что процесс
саморегуляции, связанный с сознанием личности, происходит черед деятельность
конкретных нервных центров, соединенных с сознательным отражением.
Исследователь Л.М. Веккер утверждал, что под понятием «воля» необходимо
понимать высшую форму произвольной регуляции поведения, в рамках которой
процесс регуляции производится на основании критерия эмоционально-нравственной,
интеллектуальной и общесоциальной ценности того или иного совершаемого
действия.

2. Как
справедливо подчеркивал исследователь Б.Г. Ананьев, студенческий возраст
представляет собой приоритетный этап в становлении личности человека и период
наиболее активного развития самосознания, а также основных этических и
нравственных чувств, становления и последующей стабилизации характера человека,
овладения полным набором функций взрослого человека.

И.А. Зимняя выделяла приоритетные
характеристики студенчества, которые отличают их от иных групп населения. К ним
стоит отнести:

— высокий образовательный уровень,

— высокая познавательная мотивация,

— относительно высокая социальная
активность,

— гармоничной сочетание
интеллектуальной и социальной зрелости.

— поиск смысла жизни,

— стремление к поиску и формированию
новых идей и прогрессивных преобразований,

— активное стремление к
независимости и самостоятельности.

Познавательный интерес к изучению
волевой сферы в период обучения в техникуме обусловлен тем, что студенчество и
сам образовательный процесс в техникуме заставляет студентов выдерживать
достаточно большие как физические, так и психические нагрузки.

3. Для изучения процесса
формирования волевой сферы студентов техникума мы провели экспериментальное
исследование и анализ студентов на базе Московского колледжа бизнес-технологий.
В рамках исследования было непосредственно задействовано 40 испытуемых студентов:
по 20 студентов с 1 и 3 курсов.

В исследовании применялись методики
«Когнитивная ориентация (локус контроля)», методика исследования волевой
саморегуляции А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдман; методика изучения самооценки силы
воли Н.Н. Обозова.

В соответствии с методикой «Изучения
силы воли Н.Н. Обозова» нами определялись характеристики проявления силы воли у
испытуемых студентов (определение слабой, средней и большей силы воли). Так. в
частности, согласно методике, испытуемым предлагалось ответить на 15 вопросов.
Испытуемым были предложены следующие ответы: «да», «нет», не знаю»,
«случается». После того, как испытуемые отвечали на поставленные 15 вопросов,
экспериментатор собирал полученные бланки. Производился подсчет суммы баллов,
полученная сумма баллов соотносилась с критериями предложенного теста.

Посредством использования методики
«Исследования волевой саморегуляции А.Г. Зверкова, Е.В.Эйдмана» происходило
детальное исследование уровня волевой саморегуляции личности студентов. Так,
например, студентам предлагалось 30 утверждений. Их нужно было прочитать и
решить, верно или неверно указанное утверждение по отношению к ним. Если
утверждение оказывалось верно по отношению к ним, то в листе ответов против
номера указанного утверждения ставился знак «плюс», в обратной ситуации
ставился знак «минус».

Использование методики «Когнитивная
ориентация (локус контроля)» предоставило нам возможность определить, на что
возлагает личность ответственность за события своей жизни. Опросник состоял из
32 пунктов, которые были построены по принципу вынужденного выбора одного из
двух утверждений.

4. Проведенный анализ указанных
значений типа воли на 1 и 3 курсах обучения позволяет сделать вывод о том, что
у студентов за время обучения не происходит весьма значительных изменений в
рамках волевой саморегуляции, а конкретными изменениями являются незначительное
увеличение уровня настойчивости и самообладания, а также немного изменяется
локус контроля. Исключение в указанном эксперименте составляет средний уровень
по методике изучения самооценки силы воли, в рамках которого обнаруживаются
статистически значимые различия.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
СТУДЕНТОВ 1.1 Проблема воли в зарубежной и отечественной психологии Проведенный теоретический
анализ положений психолого-педагогической литературы показывает, что в
настоящее время проблема воли относится к числу наиболее дискуссионных проблем
как в рамках отечественной, так и мировой психологии[1]. В контексте многовековой
истории трактовка понятия «воля» неоднократно менялась, как в философии, так и
в психологии. Общим для большинства исследователей являлось акцентирование
внимание на мотивационной составляющей воли личности. Делая ссылку на ряд
научных исследований в сфере психологии воли, можно выделить два приоритетных
подхода к ее рассмотрению в отечественной и зарубежной психологии:

— мотивационный подход,

— регуляционный подход.

В рамках российской
психологии одним из первых исследователей, рассматривающих волю как особую
форму психической регуляции, стал И.М. Сеченов. Он подчеркивал, что процесс
саморегуляции, связанный с сознанием личности, происходит черед деятельность
конкретных нервных центров, соединенных с сознательным отражением.
Исследователь Л.М. Веккер утверждал, что под понятием «воля» необходимо
понимать высшую форму произвольной регуляции поведения, в рамках которой
процесс регуляции производится на основании критерия эмоционально-нравственной,
интеллектуальной и общесоциальной ценности того или иного совершаемого
действия. [1] Архипова И.В., Черкасова В.В. Особенности
эмоционально-волевой сферы студентов в условиях дистанционного обучения //
Дистанционное обучение: актуальные вопросы. сборник материалов Всероссийской
научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт
образования». Чебоксары: 2020. С. 7.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы