Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Военная проза Л.Н. Андреева в историко-культурном контексте начала 20 века. но

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Феномен войны в осмыслении русской интеллектуальной и художественной культуры рубежа XIX-XX веков 6

1.1 Отношение к войне в русской философии 6

1.2 Феномен войны и русская литература 11

Глава 2. Военная тема в публицистическом, эпистолярном и дневниковом наследии Л.Н. Андреева 16

2.1 Военная тема в публицистике Л.Н. Андреев 16

2.2 Военная тема в дневниках и письмах Л.Н. Андреев 21

Глава 3. Проблема «человек на войне» в художественной прозе Л.Н. Андреева 25

3.1 Антивоенный пафос рассказа «Красный смех» 25

3.2 Этические коллизии повести «Иго войны» 30

Заключение 35

Библиография 38

  

Введение:

 

Введение

Актуальность темы. Первая мировая война оказала большое воздействие на судьбы мира. В этой войне приняли участие почти сорок государств, на фронтах воевали более 73 миллионов человек, десять миллионов погибло. Первая мировая война впервые шла с использованием химического оружия, танков, бомбардировок городов. Россия начала воевать в 1914 году. Прямых причин для этого не было: война была объявлена Сербии. На военную службу в годы Первой мировой войны были мобилизованы более 15 млн 300 тыс. подданных Российской империи, из них погибли около 1 млн 700 тыс. чел. (самое большое количество жертв из всех стран-союзниц), ранены около 4 млн чел., попали в плен примерно 3 млн 343 тыс. чел. и пропали без вести 2 млн 500 тыс. чел. Это 1/4 всех пострадавших в войне .

Если говорить о том, ради чего были принесены такие жертвы, то ответа на этот вопрос у историков нет. Война велась под лозунгами «За веру, царя и Отечество!». Но почти все участвующие в военных действиях страны были христианскими – то есть на православную веру никто не нападал. На российскую монархию никто не покушался. Войной в защиту отечества можно назвать войну с Наполеоном, который вторгся в Россию, но в 1914 году на Россию никто не нападал.

Великобритания и США тоже стали участницами войны без достаточных оснований. В исторической науке до сих пор войну называют «странной», «ненужной». Отчасти причиной войны можно назвать аристократические представления некоторых европейских правителей. Так, для начавших войну правителей Австрии наказание Сербии за убийство эрцгерцога Франца Фердинанда было способом сохранения своей чести. Германия поддержала Австрию в расчете, что Россия не будет вмешиваться в конфликт, и с Сербией можно будет справиться быстро. В России многие пожелали вступиться за Сербию, близкую по культуре страну. Так началась война, оказавшая разрушительное влияние на многие европейские государства.

Отношение к начавшейся войне в России было неоднозначным. Аристократические круги России начавшуюся войну против Германии и ее союзников поддержали. В самые первые месяцы войны в российском обществе царили патриотические настроения, была вера в скорую победу. Эту веру разделяли многие люди искусства, писатели и поэты. Войну воспринимали, как способ объединить славянский мир. Такие взгляды высказывали многие писатели и публицисты, в том числе Л.Н. Андреев. Однако отношение Андреева к Первой мировой войне было довольно неоднозначным и, поэтому представляется актуальным провести изучение военной прозы Л.Н. Андреева в историко-культурном контексте начала 20 века.

Целью исследования является изучение военной прозы Л.Н. Андреева в историко-культурном контексте начала 20 века.

Объект исследования составляет военная проза Л.Н. Андреева.

Предметом исследования является военная проза Л.Н. Андреева в историко-культурном контексте начала 20 века.

Задачи:

1) рассмотреть представления о войне в русской философии начала ХХ века;

2) изучить взгляды русских писателей и поэтов начала ХХ века на феномен войны;

3) рассмотреть отражение военной темы в публицистическом, эпистолярном и дневниковом творчестве Л.Н. Андреева;

4) проанализировать антивоенный пафос рассказа «Красный смех»;

5) проанализировать этические коллизии повести «Иго войны».

Методами исследования являются анализ научной литературы и литературоведческий анализ.

Материал исследования составляют статьи Л.Н. Андреева, в том числе сборник «В сей грозный час»; дневники и письма; прозаические произведения на военную тематику, в том числе рассказ «Красный смех» и повести «Иго войны».

Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе рассматривалась военная проза Л.Н. Андреева в историко-культурном контексте начала 20 века. Начало 20 века – время, когда для многих людей было понятно, что вскоре вполне возможна мировая война. В обществе и во взаимоотношениях между европейскими странами скопилось столько противоречий, что казалось невозможным решить их без войны. В августе 1914 года война действительно началась, и Россия почти сразу приняла в ней участие. Но еще до начала этой войны русские философы пытались решить вопрос о том, как можно оценивать войну как явления. В целом, русские философы, такие как В.С. Соловьев, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев. признавали, что существуют условия, которые делают войну неизбежной.

В русском искусстве ситуация была несколько иная. Многие выдающиеся русские писатели, в том числе Л.Н. Толстой, были противниками войны как способа решения конфликтов. В русской литературе 19-20 вв. были и другие писатели, критиковавшие войну, армию, насилие в целом. Но было и много тех, кто выступал в поддержку войны, например, В.В. Маяковский, В. Брюсов и другие. Особенно широкая поддержка среди творческой интеллигенции была в первые месяцы после начала Первой мировой войны.

Л.Н. Андреев относится к числу известных писателей и публицистов начала 20 в. Он был создателем большого числа произведений разного жанра, от рассказов до театральных пьес. Первая мировая война коснулась личной жизни Л. Андреева – в 1914 г. в армию был призван его младший брат. Андреев не участвовал в войне; однако он писал множество статей на эту тему и создал ряд художественных произведений на тему войны.

Как публицист, Л.Н. Андреев выступил с полной поддержкой войны, описывая недостатки Германии и призывая русских людей поддержать народы Сербии и Бельгии. В своих статьях Андреев противопоставлял жестокую Германию и духовную Россию, призывал к полной поддержке русской армии и к войне до победы. В публицистике Андреева практически нет критики военных действий или любых сомнений в том, что Первая мировая война была необходима, публицист, наоборот, старается найти оправдание для ведения Россией войны против Германии.

Но в своих дневниках и письмах Л.Н. Андреев высказывал и другую точку зрения на происходящие события. Свое принятие Первой мировой войны он называл единственным способом не сойти с ума от мыслей о жертвах войны. В дневниках Андреев пишет о тревоге за жизнь младшего брата, описывает войну при помощи таких слов, как «катастрофа», «страшное явление», «светопреставление». В письмах своих он признается, что его публицистические статьи были для него средством заглушить работу воображения, которое могло не справиться с картинами военных жертв и разрушений.

Тема войны отразилась и в прозе Л.Н. Андреева. Прежде всего, он известен как автор рассказа «Красный смех» и повести «Иго войны». Оба эти произведения посвящены войнам, но «Красный смех» написан по впечатлениям Андреева от русско-японской войны 1905 года, а повесть «Иго войны» посвящена уже событиям Первой мировой войны, в ней отразились многие мысли самого писателя.

Между этими двумя произведениями есть ряд различий. Рассказ «Красный смех» написан от лица очевидца, который лично принимает участие в военных действиях, видит там бои, раненых, убитых, сам чуть не погибает. Война тут прямо называется «ужасом», «безумием», «бойней». Описаны страдания человека на войне. В повести «Иго войны» повествование ведется от лица жителя города, который не принимает участия в боевых действия, но ведет дневник, пытаясь разобраться в своих впечатлениях. Поначалу герой повести против войны, считая, что она причиняет только вред ему и его семье, постепенно он смиряется с «игом» войны, и старается по возможности помочь фронту. Объединяет эти два произведения позиция писателя по отношению к войне: он отказывается видеть в ней какой-либо смысл, но понимает, что никто не может стоять в стороне и наблюдать за событиями, долг человека в том, чтобы помочь другим людям.

Таким образом, военная проза Л.Н. Андреева является отражением исторических событий и мировоззрения самого писателя и публициста. В произведениях Андреева война оценивается по-разному, но нет способа оценить войну однозначно. Это слишком сложное явление, по поводу которого неизбежно будут возникать противоречивые эмоции и мысли, даже внутри сознания одного человека.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Феномен войны в осмыслении русской интеллектуальной и художественной культуры рубежа XIX-XX веков

1.1 Отношение к войне в русской философии

Первая мировая война оказала сильное влияние на русскую интеллектуальную и художественную культуру, как и на всю европейскую культуру в целом. Это влияние было связано с неожиданностью и масштабом войны. Прежде всего, войну никто не хотел и не ожидал. Известный британский историк А. Тейлор пишет, что причина войны была психологической: Германия старалась запугать Россию и Францию, и психологически немцы так подготовили себя к агрессии, что она стала неизбежной . Историк С. Фей пишет, что война была вызвана неосознанно, причиной стала та анархия, которая сложилась в европейской политике из-за большого числа политических союзов. Но историк отмечает, что ни один заметный европейский политик не попытался войну предотвратить .

В отечественной истории, в целом, Первая мировая война считается несправедливой и не нужной. Историк Е.В. Тарле пишет, что крупные европейские страны того времени вели политику, которая неизбежно должна была привести к войне . Первую мировую войну российские истории связывают с развитием капитализма и с неверным развитием отношений внутри европейской цивилизации .

Начало Первой мировой войны привело к многочисленным попыткам ее осмысления. Но еще до начала этой войны русские интеллектуалы старались определить суть войны как особого феномена. Необходимо отметить то, что многие в то время выступали против войны как таковой, поддерживая идею пацифизма.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы