Курсовая с практикой на тему Военная философия и военные боевые искусства Китая
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Влияние военной философии
Китая на общественно-политическую жизнь 6
1.1. Этапы формирования военной
философии Китая. 6
1.2. Влияние военной философии на управленческую мысль Китая. 14
Глава 2. Влияние военной философии
Китая на общественно-политическую жизнь 17
2.1. Становление боевых искусств в
военной философии Китая. 17
2.2. Идеологическая база военных
боевых искусств Китая. 20
Заключение. 30
Список использованных источников и
литературы.. 32
Введение:
Актуальность
темы. Боевые искусства Китая – это важнейшая часть духовной
культуры китайского народа, а в настоящее время – уже часть и мировой культуры.
Боевые искусства – это не просто искусство рукопашного боя, или фехтования, а
особое мировоззрение, философия, миропонимание, отношение к жизни. Китайские
боевые искусства долгое время оставались тайной для европейцев. Дело в том, что
коммунисты, пришедшие к власти в Китае в 1949
г. настороженно относились к боевым искусствам из-за присутствия в их философии
религиозных факторов, а также из-за того, что боевые искусства изучали члены
хуэйданов, которые к тому времени превратились в криминальные сообщества.
Боевые искусства были реабилитированы лишь в середине 1970-х гг., во
время либерализации китайского режима. Сразу же они стали чрезвычайно
популярными среди всех китайцев, как символ национальной культуры,
национального духа. Поскольку Китай стал страной, открытой для иностранных
инвестиций и туристов, о боевых искусствах Китая узнали и в Европе и США.
Степень
изученности проблемы.
Большой вклад в изучение
данной темы был внесен советским переводчиком-востоковедом Н.И. Конрадом,
который наряду с переводом древнекитайских текстов проводил исследования
военных трактатов и их эпохи [13, с. 216].
На основе археологических источников, военный
историк Г.Н Караев описал развитие военного дела Древнего Китая,
проанализировав трактаты виднейших китайских теоретиков и полководцев [10, с.
216].
Современные исследователи
Китая уделяют большое значение изучению культуры государственного управления [16,
с. 97]. Системный анализ этой сферы способен дать комплексное представление о
развитии региона [11, с. 19-20], его участии в глобальных процессах [18, с.
120-121] и взаимопроникновении мировых культур [31, p. 51-52].
Кроме того, изучение
военных концепций Китая в управленческой сфере – это ключ к прогнозированию
поведения КНР в случае нарастания конфронтации в регионе.
Объект
исследования: военная философия Китая.
Предмет
исследования: влияние военной философии Китая на
общественно-политическую жизнь.
Цель
исследования: анализ влияния военной философии на
управленческую мысль и идеологию китайского общества.
Задачи исследования:
— выявить этапы
формирования военной философии Китая;
— показать влияние
военной философии на управленческую мысль Китая;
— рассмотреть становление
боевых искусств в военной философии Китая;
— проанализировать
идеологическую базу военных боевых искусств Китая.
Методы исследования. Кроме общенаучных (анализ и синтез, индукция и
дедукция, классификация и типологизация и т.д.) методов исследования, нами
применялись специальные методы: историко-генетический историко-сравнительный,
метод сопоставительного анализа.
Новизна данной курсовой работы. Научная новизна данного исследования
заключается в обобщении влияния военной философии на
управленческую мысль и идеологию китайского общества.
Характеристика источниковой базы.
Источниковая база исследования представлена несколькими
группами источников:
— древнекитайскими военными канонами [3; 4];
— афоризмы и цитаты Конфуция как источника идеологии
военного искусства Китая [1; 2].
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Заключение:
Проеденное исследование
позволило сделать ряд выводов:
— Морально-реалистическая
точка зрения характерна для воззрений древнекитайских стратегов. Они далеки от
чувствительного мягкосердечия относительно возможных жертв войны и не склонны
отвергать войну как таковую, оправдываясь гуманистическими соображениями. И в
этом отношении решение о начале войны является результатом разрешения моральной
дилеммы, в которой всегда существует конфликт между отрицанием насилия и
неприятием несправедливости.
— Признание неизбежности
войн как трагического проявления действительности роднит произведения китайских
классиков с современными реалистическими доктринами, но в отличие от убеждённых
реалистов, помещающих феномен войны «по ту сторону добра и зла», указанные
авторы настаивают на необходимости нравственной оценки войн и их разграничении
на «справедливые» и «несправедливые». Обозначив критерии правильных войн
(восстановление порядка, избавления народа от тиранического правления и
противодействие агрессии), эти размышления предвосхитили теоретические
построения европейских авторов-теоретиков справедливой войны.
— Трактаты по военной
философии Сунь-цзы, Сунь Биня и У-цзы несут в себе схожее содержание. Сунь Бинь
и У-цзы дополнили и развили управленческую мысль военной философии Сунь-цзы,
внеся коррективы и дополнив содержание новыми идеями, которые существовали во
времена написания данных трактатов. Стоит отметить, что на управленческую мысль
Сунь Биня и У-цзы существенно повлияла традиционная китайская культура и
ценности, такие, как этноцентризм, обычаи и конфуцианские каноны. Такие
основополагающие понятия как человечность, добродетель, доверие повлияли на
методы управления войском, на построение взаимоотношений между командующими и
подчиненными, а также на методы ведения войны в целом.
— За тысячелетия
формирования боевых искусств в Китае, наиболее значимым моментом можно признать
отделение военного искусства от боевого искусства. Во многом этому
способствовало развитее различных философских, культурных, а также религиозных
течений. Именно они, своим противостоянием определили дальнейшее развитие
боевых искусств в Китае.
— Великий Сунь-Цзы в своем трактате
«Искусство войны» четко описывает роль каждого человека на поле боя. По его
словам, даже самое незначительное, в войне может оказаться решающим.
— Учение Конфуция даёт
нам возможность составить довольно развёрнутое представление об идеологической
базе восточной социально-педагогической системы единоборств, точнее о
морально-этических принципах, заложенных, в том числе, и в основание этой
полифункциональной модели. Однако единоборство как исторический феномен
произошло не из области морализаторства, а из религиозно-политических
социальных традиций, в частности, связанных с военной или военно-политической
деятельностью. Таким образом, чтобы перейти от анализа морально-идеологической
основы к анализу содержательной части единоборческой доктрины, нам следует
рассмотреть древне-китайские военно-философские трактаты и, в первую очередь,
трактат Сунь-цзы «Искусство войны».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Влияние военной философии Китая на
общественно-политическую жизнь 1.1. Этапы формирования военной философии Китая Среди
обширной литературы по истории Древнего Китая особое место занимают книги по
воинскому искусству, наиболее известными и значимыми из которых являются
трактаты «Семикнижия военного канона».
Этот
свод текстов, состав которых окончательно определился к XI в., явился результатом длительного и
тщательного отбора тех произведений, которые получили наибольший авторитет в
вопросах войны и военного дела, политики и дипломатии, постепенно перейдя в
ранг явлений цивилизационно-исторической значимости. Неудивительно, что и
сегодня эта часть литературно-философского наследия Древнего Китая является
наиболее популярной и известной в пространстве западноевропейской культуры. В
трактатах «Семикнижия» представлена детально разработанная концепция
стратегического мышления как духовно-этической универсалии древнекитайской
культуры.
Преодолев
с течением времени своё узкое предназначение как учения о тактике и стратегии
ведения боевых действий, военной хитрости, произведения Канона стали
трактоваться в гораздо более широком контексте в качестве самостоятельной
концепции гармонизации социальных отношений на основе общеэтических принципов,
выработанных в рамках даосизма, конфуцианства, легизма. Произведения Военного
канона имели колоссальное значение для развития воинского искусства
средневекового Китая, Японии и Кореи.
Новейшие
исследования и переводы трактатов, в том числе на русский язык, свидетельствуют
о той важнейшей роли, которую они играют для осмыслений реалий современного
Китая и мира в эпоху многополярного мира и напряжённости, порождаемой бурной
эпохой глобализации [4; 30]. И сегодня в Китае, Японии и других странах эти
трактаты с интересом изучаются специалистами наравне с европейскими классиками
военной мысли. Одним из неизбежных следствий процесса взаимодействия различных
традиций становится их диалог, параллелизм трактовок, а также интерпретативная
проблематизация канонических положений. Одним из таких аспектов изучения
трактатов Канона, который вызывает пристальный интерес, является проблема
этических оснований трактовки войны в древнекитайской философии.
В настоящее время принято говорить о
нескольких решениях этой проблемы в рамках доктрин пацифизма, реализма, а также
так называемой теории «справедливой войны». Важно подчеркнуть, что ни одна из
отмеченных концепций не объясняет полностью специфику древнекитайской концепции
войны.
Сторонники пацифизма стоят на
позициях неприятия любых форм насилия, реалисты считают войны трагической
неизбежностью, милитаристы, рассматривая войны в качестве проявления величайшей
силы человеческого духа, романтизируют их и придают им ореол возвышенного
эстетического идеала, сопряжённого к тому же со строгим кодексом воинской
чести. И только представители последнего направления занимают более гибкую
позицию. Они утверждают, что войны могут быть справедливыми и несправедливыми в
зависимости от обстоятельств, а также нравственных и прагматических критериев,
которыми руководствуются участники вооружённых конфликтов. Эти утверждения
соответствуют традициям, которые долго существовали в европейской и других
культурах. По этой причине некоторые учёные нередко сравнивают древнекитайские
концепции с современными западными теориями справедливой войны и находят среди
них множество параллелей [27].
Исследователи, рассматривающие
произведения древнекитайского Военного канона в контексте современных проблем и
пытающиеся через его призму уловить видение Китаем своего места в глобальном
мире, выдвигают самые различные концепции. Одна из широко известных
интерпретаций – это доктрина «культурного реализма», которая была представлена
американским исследователем А. Джонстоном в книге «Культурный реализм.
Стратегическая культура и большая стратегия в истории Китая». Центральным для
этой монографии стал вопрос о том, «каким образом можно сопоставить частоту
использования военной силы в стратегическом поведении Китая в исторической
перспективе с распространенным утверждением о том, что традиционная
древнекитайская мысль отличается антимилитаристским характером?» [28, p. 27] С одной стороны, автор указывает
на основополагающую роль конфуцианской моральной доктрины, согласно которой
организованное насилие представляет собой наименее желательный способ
отправления государственных дел. С другой стороны, он подчёркивает, что кроме
деонтологических элементов и ценностей (гуманность «жень», должная
справедливость «и», благопристойность «ли», уступчивость «жан») китайская
традиция в значительной степени тяготеет к реалистической парадигме «parabellum»,
допускающей насилие в
политических целях [29, p. 71].
В конечном итоге дихотомический
подход, избранный Джонстоном, ведёт к тому, что китайская традиция целиком и
полностью отождествляется с политическим реализмом, в тени которого утрачивают
своё значение моральные принципы конфуцианской морали. Однако исследование
Джонстона оставляет открытым вопрос о соотношении деонтологических и реалистических
аспектов применения военной силы. Более того, автором не даётся
удовлетворительного объяснения того, в решении каких именно вопросов китайская
традиция демонстрирует двойственность и что является причиной данного положения
дел.
Анализ древнекитайского концепта
«справедливой войны, внимание к которому обусловлено в том числе современными дискуссиями на
тему справедливости и несправедливости войн, показывает, насколько сложным и
противоречивым оказывается попытка определения сущности понятия «справедливой
войны» в рамках реалистической традиции. Позиция Джонстона не объясняет, почему
в древнекитайской традиции война осуждается как недопустимый политический
инструмент, но одновременно принимается как фатальная и трагическая по своей
сути неизбежность. Одним словом, концепция «культурного реализма» оказывается
весьма противоречивой.
Пытаясь объяснить специфику
китайского понимания войны на основе синтеза конфуцианского культурного
морализма и политического реализма, другие авторы предлагают рассматривать произведения
Военного канона в рамках концепции «морального реализма», являющейся
результатом обобщения первых двух. Как полагает Пинг-Чеунг Ло, китайская
традиция естественным образом сочетает в себе элементы гуманизма с элементами
военной стратегии. Причём идею возможности применения военной силы нельзя
рассматривать в качестве свидетельства аморальности, а саму эту концепцию
редуцировать исключительно к реалистическому дискурсу, поскольку, в отличие от
современных западных теорий, древнекитайская стратегическая доктрина не
выдвигает никаких нравственных оправданий применения силы, а лишь допускает её
использование в самых крайних обстоятельствах, то есть война – это крайнее
средство (ratio ultima). Таким образом, есть основание говорить также о
существенных отличиях данной концепции как от современной реалистической
доктрины, так и теории «справедливой войны» [27].
В отличие от морализаторских устремлений пацифизма,
для доктрины «морального реализма» китайских военных классиков нехарактерна
позиция абсолютного отрицания войны как таковой, но её не следует также
рассматривать в качестве апологии воинственного милитаризма (hao zhan).