Курсовая с практикой на тему Внеурочная деятельность младших школьников по русскому языку
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические основы внеурочной
деятельности по русскому языку как фактор развития языковой компетенции младших
школьников. 6 1.1 Научные основы организации
внеурочной деятельности по русскому языку. 6 1.2 Внеурочная деятельность в
современном нормативно-методическом поле в соответствии с ФГОС.. 10
2. Организация внеурочной деятельности
по русскому языку младших школьников 17 2.1 Активация познавательной
деятельности младших школьников в ходе внеурочной деятельности по русскому
языку. 17 2.2. Игровая модель «ярмарка
интеллектуальных игр, забав и развлече- ний». 20 2.3. Проектная деятельность как форма
внеурочных мероприятий по рус- скому языку. 22
Заключение. 24
Список
использованных источников. 25
Введение:
Внеурочная деятельность является составной частью
учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного
времени обучающихся, в том числе младших школьников. Российское образование, в
соответствии «Концепцией развития образования РФ до 2020 г. [6],
стремится к существенному изменению системы, что вызвано ускорением темпов
развития общества, усложнением и увеличением числа глобальных проблем, которые
могут быть разрешены лишь при условии формирования у молодого поколения
современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом,
конструктивностью. Актуальность вопроса диктуется самим
временем, потребностями страны, в том числе требованиями ФГОС нового поколения
[21], в основе которого лежит системно-деятельностный подход, и в этой связи
именно внеурочная деятельность младших школьников. на наш взгляд, предполагает
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
современного общества.
Современному российскому обществу нужны образованные,
нравственные, предприимчивые люди – всесторонне развитые личности, которые могут самостоятельно принимать ответственные
решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. При этом воспитание такой личности
невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и
мышления, как речь.
Проблема
Элочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», словарный
запас которой «легко и свободно» [5, с. 173] насчитывал всего тридцать слов,
волновала не одно поколение. Имя сатирического персонажа романа стало
нарицательным и по сей день символически означает недалекого, невежественного
человека с ограниченным кругозором, которому нельзя уподобляться.
Поэтому речевое развитие школьника,
формирование его языковой компетенции по-прежнему в приоритете среди
основополагающих задач обучения школьников.
Одним из
базовых компонентов в обучении и воспитании детей является внеурочная
деятельность по русскому языку. Большинство учёных (языковедов, философов,
психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой
культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию
языковой компетенции. В этой связи задачей современной школы является
достижение наравне с урочной наиболее эффективной формы организации и
внеурочной деятельности детей. Эта проблема всегда была предметом внимания
учёных. Об этом говорит множество научных исследований ученых прошлых лет и
современности. Работы Н. А. Бердяева, А. С.
Макаренко, В. А. Сластенина, Л. С. Выготского, Д. Б. Григорьева, В. И. Казаренкова, Д. Б. Эльконина, С. Т. Шацкого, Н.
А. Щукиной и др. позволяют создавать научно обоснованные предпосылки для
выявления условий организации внеурочной деятельности детей в современных
условиях, и в наше время эта проблема становится не менее, а даже более
актуальной, чем когда-либо. Если еще 20-30 лет назад досуг ребенка заполнялся в
первую очередь чтением, то сейчас вседоступность виртуальных соблазнов, обилие
гаджетов и всемогущество Интернета постепенно оттесняет чтение литературы на
второстепенные позиции,а образцом для подражания становится речь сомнительных
некомпетентных блогеров и шоуменов. Именно поэтому проблема речевого развития
младшего школьника становится еще более важной, а миссия учителя и родителей
еще более ответственной.
Как
организовать внеурочную деятельность младшего школьника, чтобы сформировать у
него языковые компетенции, как научить полно, грамотно и точно выражать свои
мысли, какие направления и формы работы являются наиболее эффективными? Эти
вопросы послужили основанием для выбора темы представленной работы.
Проблему исследования составляет содержание вопроса: с помощью
каких видов и форм внеурочной деятельности обучение и воспитание младших
школьников проходит наиболее эффективно.
Объект исследования:
внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – виды и формы во внеурочной деятельности
младших школьников.
Цель исследования – определить современные виды и формы
внеурочной деятельности по русскому языку, при которых обучение и воспитание
младших школьников будет проходить наиболее эффективно .
Гипотеза исследования: мы предположили, что в отличие от урочной
деятельности, связанной с обязательностью обеспечить обучающихся программными
знаниями и ограниченной временными рамками, наиболее эффективны именно те виды
и формы внеурочной деятельности, которые снимают психологические «зажатости»
ребенка, предоставляют ему бóльшую свободу творчества, воображения,
креативностии и формируют УУД (познавательные, коммуникативные), поскольку
включают элементы увлекательности, занимательности, эмоционального восприятия
материала.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы
поставили следующие задачи:
–
раскрыть содержание понятия «внеурочная деятельность»;
– охарактеризовать состояние проблемы
использования конкретных видов и форм, позволяющих развивать у младших
школьников познавательные и коммуникативные УУД;
– определить
особенности решения вопроса внеурочной деятельности на современном этапе в
соответствии с ФГОС;
–
представить наиболее эффективные современные формы внеурочной деятельности,
способствующие речевому развитию младшего школьника и направленные на
формирование его языковой компетенции.
Методы исследования: теоретический как поиск, изучение и анализ
психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; описательный как система сбора, первичного анализа и изложения данных
и их характеристик; сравнительный как сопоставление нескольких идей
исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования,
определяются его объект, предмет, цель, гипотеза, задачи. Помимо этого
формулируются положения, раскрывающие научную новизну, практическую значимость
исследования.
В первой главе «Теоретические основы внеурочной
деятельности по русскому языку как фактор развития языковой компетенции младших
школьников» раскрывается сущность понятия «внеурочная деятельность», виды и
формы внеурочной деятельности по русскому языку, представлены научные основы организации внеурочной
деятельности по русскому языку ученых и исследователей и
нормативно-методическое поле в соответствии с ФГОС.
Во второй главе «Организация внеурочной деятельности по русскому языку
младших школьников» рассматриваются возможные формы внеурочной деятельности в
виде игровой модели и проектов.
В «Заключении» содержатся выводы, рекомендации по внеурочной
деятельности младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в предоставлении дидактического
материала для внеурочной деятельности, который может быть востребован учителями
начальной школы в образовательном процессе.
Заключение:
Таким образом, целью нашей работы было рассмотреть
основное содержание и цели внеурочной деятельности по русскому языку младших
школьников в наше время, возможные современные ее формы и виды. Цели мы
достигли путем решения следующих задач: выявили содержание понятия «внеурочная
деятельность»; изучили особенности внеурочной деятельности на современном этапе
в соответствии с ФГОС; определили формы и виды внеурочной деятельности по
русскому языку.
Из
проведенного исследования можно сделать вывод: внеурочная деятельность по-прежнему остается предметом внимания
ученых, специалистов, педагогов и первостепенной задачей школы, учителей,
родителей. Сейчас эта задача становится более актуальной, так как в условиях информатизации общества новый подход к
внеурочной деятельности, разработанный ФГОС, призван сформировать новый тип
личности, человека, который сможет соответствовать новым требованиям и запросам
времени. Это значит, что обучение в процессе внеурочной деятельности должно
стать непрерывным процессом, призванным обеспечить младшему школьнику целостное
развитие и становление его как личности.
Основными задачами начальной школы по-прежнему
являются развитие речи, активизация умственной деятельности, формирование способностей к межличностной коммуникации и других умений и навыков у младших школьников, а наиболее важным теперь становится развитие у
обучающихся универсальных способов действий, которые позволяют им стать
субъектами учебной деятельности. В новых условиях внеурочная
деятельность становится стержневой в образовательном процессе, поскольку
основная задача школы – научить каждого ребенка говорить правильно и понятно,
чтобы поддерживать взаимоотношения с окружающими, добиться успеха в своей
деятельности и комфортно ощущать себя в социуме. Каждый возрастной период отличается своими
особенностями, но наиболее важными ступенями являются дошкольный и младший
школьный возраст. Обучающиеся начальной школы в силу возраста очень восприимчивы,
пытливы, внимательны к учебе, книгам, чтению, советам и наставлениям учителя и
родителя, поэтому очень важно, на наш взгляд, не упуская времени, пока еще
младшие школьники не вступили в пубертатный период с его подростковым
максимализмом, приложить все усилия для гармоничного развития детей во
внеурочной деятельности именно сейчас.
Фрагмент текста работы:
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Научные основы организации внеурочной
деятельности по русскому языку Внеурочная
деятельность в свете современных требований школьного образования – это одна из
актуальнейших на сегодня задач свободного и грамотного владения русския языком.
Навыки русской речи, полученные лбучающимися в период начального обучения,
служат той базой, которая формирует языковую личность, именно здесь дети
впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом языка, с
необходимостью совершенствовать речь.
Снижение
общего уровня речевой культуры вызывает беспокойство ученых, педагогов,
родителей, становится предметом внимания и изучения с целью решения этой
проблемы и поиска новых путей обучения и воспитания. Следовательно, необходимо
вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.
В этой
связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной
общественной формы организации учебной деятельности детей, например внеурочной,
то есть отличной от классно-урочной и направленной на достижения планируемых
результатов. Сам термин, употребляющийся для
обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного
учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для
образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой
частью выполняемых им функций.
Вместе
с тем исследователь О. В. Лингевич в своей статье «К вопросу о становлении понятия “Внеурочная
деятельность” в России» определяет современную внеурочную деятельность обучающихся как своеобразный
феномен, исходя из периодизации этапов становления внеурочной деятельности
школьников и задач, стоящих в разное время перед обществом. Автор выделяет три
основных этапа развития данных видов деятельности: дореволюционный (до 1917
г.), советский (1917–2010 гг.) и современный (с 2010 г.). [10],