Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Организация внеурочной деятельности в начальной школе 5
1.2 Эффективные методы и формы повышения музыкальной культуры у младших школьников 10
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
2.1 Организация эксперимента. Констатирующий этап исследования 15
2.2 Методическая разработка осуществления музыкального воспитания младших школьников посредством музыки Римского-Корсакова Н. А. 19
2.3 Контрольный этап эксперимента 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
В настоящее время уже не подлежит сомнению тот факт, что по своей уникальной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальная культура и деятельность занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания современного человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.
Вышеназванными положениями и определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Кроме этого, актуальность проблемы организации музыкального воспитания на основе внеурочной деятельности обусловлена необходимостью совершенствования организации такой деятельности учащихся в системе дополнительного образования. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на детей с целью развития их творческих способностей выступает как актуальный.
Комплексное решение основных ориентиров и целей воспитания и социализации младших школьников, в аспекте национального воспитательного идеала, их системного развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, в особенности, в условиях системы начального общего образования. Подобная возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (ФГОС).
Актуальность настоящей работы также состоит в том, что она отображает общую современную тенденцию к совершенствованию музыкальной культуры и искусства.
Таким образом, цель исследования состоит в анализе организации внеурочной работы как важнейшего условия воспитания музыкальной культуры у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования музыкальной у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: педагогические условия развития музыкального творчества во внеурочной деятельности.
Для решения поставленной цели исследования были сформулированы и конкретизированы задачи исследования:
1) Изучить основные теоретико-методологические подходы развития музыкальной культуры при помощи внеурочной деятельности;
2) Выявить особенности организации внеурочной деятельности в процессе музыкального воспитания младших школьников.
3) Разработать серию занятий, включающих в себя взаимодействие разных форм внеурочной организации детей, различных видов детской деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи философской и педагогической мысли о развитии музыкальных способностей у детей Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, А.Л. Журавлева, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева и др. Методические подходы к развитию творческих способностей ребенка в продуктивных видах деятельности в системе внеурочной работы исследованы в трудах С. Ю. Афонькина, Л.А. Венгера, Т. С. Комаровой, Е.И. Николаевой и др.
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
Заключение:
Проведенное исследование показало, что организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность предоставляет бесценный опыт творческой деятельности, поскольку дает возможность младшим школьникам попробовать свои силы в разных ее формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии.
Деятельность учителя музыки и детей младшего школьного возраста во внеурочное время осуществляется на единых принципах и приводит к главной цели музыкального образования — воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры.
Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества.
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания современных младших школьников:
1) углубление теоретических знаний и развитие практических навыков детей, проявивших музыкальные способности;
2) способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
3) организация досуга младших школьников в свободное от учебы время.
Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики — воспитание духовно богатой личности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Организация внеурочной деятельности
в начальной школе
Прежде всего необходимо отметить, что сфера организации внеурочной деятельности всегда представлялась объектом научного интереса. Так, философами рассматривается свободное время в качестве пространства для проведения специфических социальных процессов, определяются истоки возникновения свободного времени и его связь со временем рабочим, его общественная ценность и прикладная значимость [16, с. 73].
Социологическая и экономическая наука проводят количественный и статистический анализ данных процессов, изучают характер и само содержание свободного времени у индивида, работу различных общественных институтов досуга по его наполнению, а также аксиологию досуга. Социальная психология при исследовании особенностей внеурочной деятельности прежде всего обращает внимание на основные личностные потребности и мотивы, которые определяют поведение и все поступки в данной временной сфере.
Итак, на основе изложенного выше можно заключить, что свободное время как ресурс представляется доминирующим пространством, в котором осуществляется физическое и духовное развитие современного младшего школьника.
Несмотря на все многообразие различных теоретических материалов и системных исследований, которые посвящены изучению культурно-досуговой деятельности как основного средства развития творческой активности, сама