Курсовая с практикой на тему Внеурочная деятельность как условие работы с одаренными детьми в начальной школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы организации
работы с одаренными детьми в начальной школе. 6
1.1. Сущность понятия «одаренность» в
психолого-педагогической литературе 6
1.2. Внеурочная деятельность по ФГОС
в начальной школе. 10
1.3. Педагогические условия
организации внеурочной деятельности в работе с одаренными детьми в начальной
школе. 15
Вывод по главе 1. 20
Глава 2. Практическое изучение работы с
одаренными детьми в начальной школе в процессе организации внеурочный
деятельности.. 21
2.1. Формы и методы работы с
одаренными детьми во внеурочной деятельности 21
2.2. Опыт работы образовательного
учреждения по теме исследования. 24
2.3. Разработка методических
рекомендаций по организации внеурочной деятельности в работе с одаренными
детьми в начальной школе. 26
Вывод по
главе 2. 36
Заключение. 37
Список используемой литературы.. 39
Введение:
Актуальность
исследования продиктована пристальным вниманием к
проблеме поддержки и развития одаренных детей со стороны государства и
общественности, которое обусловлено пониманием глубокой взаимосвязи процессов развития
общества, экономики государства с будущим использованием потенциалов одаренных
детей. В общественном сознании формируется понимание невозможности дальнейшего
развития технологий, общественных отношений без сохранения и преумножения
интеллектуального потенциала страны. В связи с этим разрабатываются и
реализуются программы поддержки одаренных детей и молодежи как на
общегосударственном, так и на региональном уровне. Нацеленность Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на
личностно-ориентированный деятельностный подход к образованию и воспитанию
младших школьников открывает большие возможности для модернизации системы
педагогической поддержки детей, проявляющих признаки одаренности. В сложившейся
ситуации усиленного интереса к развитию одаренности разрабатываются специальные
технологии и методы, направленные на выявление закономерностей и механизмов
развития одаренности, происходит активный поиск эффективных методов обучения и
развития одаренных детей.
Однако при организации
практической работы с одаренными детьми в начальной школе возникают трудности,
обусловленные разнообразием видов одаренности, наличием разнообразных, зачастую
противоречивых теоретических подходов, вариативностью современного образования.
В то же время ряд
исследователей отмечают, что в младшем школьном возрасте выявляется всего 2-5 %
одаренных детей, и они, как правило, нуждаются в особой поддержке их талантов,
которая не всегда предоставляется в рамках образовательной программы.
Таким образом,
выявляется сложившееся в педагогической теории и практике противоречие между
запросами общества и требованиями ФГОС
Заключение:
В процессе исследования
был проведен анализ научной, педагогической и методической литературы по
проблеме организации педагогической поддержки одаренных детей во внеурочной
деятельности.
Анализ сущности понятия
«одаренность» показал, что большинство ученых под одаренностью понимают наличие
способностей, а также интенсивность их проявлений. В структуре одаренности
выделяются физиологический (генетический), деятельностный, когнитивный,
личностный компоненты. Проявлением одаренности в младшем школьном возрасте
считается высокая познавательная активность, мотивация на получение новых
знаний, более развитые, чем у других сверстников речь, мышление, восприятие.
Одаренные дети нуждаются
в особой педагогической поддержке, которая может заключаться в определении
индивидуальной траектории развития, проведении диагностических исследований,
направленных на выявление интересов одаренного ребенка. Все эти задачи с
успехом могут быть решены в процессе организации внеурочной деятельности в
начальной школе.
Внеурочная работа в
соответствии с ФГОС НОО является частью образовательного процесса и включается
в учебный план школы. ФГОС НОО определяет требования к объему внеурочной
работы, а также к результатам, которые должны быть достигнуты учащимися
начальной школы. Основной целью организации внеурочной работы в начальной школе
является создание условий для личностного роста каждого ребенка, в том числе и
одаренных детей.
Одной из технологий,
используемых во внеурочной работе с одаренными детьми в начальной школе,
является организация исследовательской проектной деятельности обучающихся.
Обучение исследовательской деятельности позволяет мотивировать детей к
самостоятельному получению знаний, учит планировать и оценивать свою
деятельность, аргументированно высказывать свое мнение, взаимодействовать с
педагогом, товарищами. Эти умения будут способствовать дальнейшему развитию
одаренного ребенка
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы организации работы с
одаренными детьми в начальной школе
1.1. Сущность понятия «одаренность» в
психолого-педагогической литературе
Для определения
педагогических условий, способствующих развитию детской одаренности, важно
выявить сущность самого понятия «одаренность».
В современной
психологической литературе одаренность рассматривается как многоаспектное
психологическое явление, затрагивающее все стороны развития личности ребенка. Выделяются
анатомо-физиологические, интеллектуальные (когнитивные), творческие
(креативные) и социальные составляющие одаренности. При этом ученые по-разному
видят значения каждого из перечисленных компонентов в проявлении и развитии
одаренности.
Так, например Дж.
Рензулли рассматривает в качестве компонентов одаренности наличие развитых выше
среднего уровня интеллектуальных способностей, проявление волевых качеств,
настойчивости, а также высокую степень проявления креативности, под которой
подразумевает способность генерировать необычные способы решения учебных задач.
Ученым обращается внимание на взаимосвязь перечисленных компонентов [цит. по 8,
с. 58-68].
Проблема одаренности
раскрывается в научных исследованиях Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, А.И.
Савенкова, Б.М. Теплова, В.Н. Мясищева и других психологов, которые определяют
структуру одаренности, факторы, влияющие на ее проявление и развитие.
Л.С. Выготский обращает
внимание на анатомо-физиологический и деятельностный аспекты одаренности и
рассматривает ее как генетически обусловленные, развивающиеся в процессе
деятельности способности.
Д.Б. Богоявленская в
исследовании «Рабочая концепция одаренности» определяет одаренность как
качество психики, которое развивается в течение жизни и «определяет возможность
достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности» [11, с. 47]. Давая такое
определение одаренности, ученый отмечает системность этого качества, что
подразумевает сочетание и взаимозависимость различных сторон личности. Одаренность
выступает как интегральное проявление разных способностей в целях достижения
конкретной деятельности.
Понятие одаренность тесно
связано с такими понятиями как способности, талант. Проявление высоких
способностей по всем структурным компонентам определенного вида деятельности, а
также интенсивность их проявления, по мнению Д.Б. Богоявленской, является
показателем яркой одаренности (таланта) [11, с. 50].
Т.О. Гордеева в свих
исследованиях обосновала интегративную структурно-динамическую модель
одаренности, которая включает следующие компоненты:
— внутренняя мотивация (высокая
познавательная мотивация, мотивация достижения и мотивация компетентности);
— высокая выраженность
стремления к самостоятельной постановке и достижению трудных и направленных в
будущее целей и намерений;
— оптимистичная вера в
собственный потенциал;
— высокая концентрация и
настойчивость в достижении результатов деятельности.
Первые три компонента этой
модели являются своеобразным механизмом, который запускает четвертый компонент
– продуктивную сосредоточенность и настойчивость в выбранной области [17].
Внутренняя мотивация
проявляется в стремлении ставить перед собой задачи все возрастающей степени
трудности, в удовольствии от их выполнения, радости, самоуважении и гордости за
свои успешные решения и созданные продукты. Потребность в компетентности
и саморазвитии характеризуется стремлением к совершенству и мастерству, стремлением
изменять себя в лучшую сторону, развивать свой потенциал.