Зарубежное регионоведение Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Внешняя политика КНР в отношении стран Африки при Си Цзиньпине

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Экономический вектор африканской политики КНР 7

1.1 Экономическое сотрудничество и торговля 7

1.2 Китайские инвестиции и кредиты в Африке 12

1.3 Инвестиции Китая в нефтегазовый сектор Африки 14

Глава 2. Проблемы и перспективы современной политики Китая на африканском направлении 18

2.1 Региональные форумы дипломатии Китая 18

2.2 Оборонное сотрудничество Китая со странами Африки 26

2.3 Оценка возможных двусторонних достижений и направления усиления китайско-африканских отношений 31

Заключение 37

Список источников и литературы 41

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена не только растущим местом и ролью Китайской Народной Республики в мировой политике и на африканском континенте, увеличивающейся значимостью государств Гвинейского залива как энергетических источников, но и трансформацией китайской стратегии в отношении Африки. Активизация Китая в Африке, наряду с новым позиционированием государства на международной арене диктует необходимость изучения данной проблематики.

Конец прошлого и начало нынешнего столетия ознаменованы успехами Китая в сфере экономики, энергетики, дипломатии. Китай, специально не ставя себе такую цель, тем не менее, постепенно вытесняет западные державы из их традиционных зон влияния. Безусловно, усиление позиций КНР в Африке, как, впрочем, и в других регионах мира, служит тому хорошим подтверждением.

По имеющимся прогнозам, спрос на сырье будет в среднесрочной перспективе увеличиваться, следовательно, особое значение приобретает тот факт, что на Африку приходится как минимум треть разведанных мировых запасов природных ресурсов. Принимая во внимание то, что большая часть их сосредоточена в зоне Гвинейского залива, а также то обстоятельство, что не все месторождения еще открыты, актуальность изучения данной темы очевидна. Новое веяние во внешней политике Китая связано с тем, что теперь африканский континент, регион Гвинейского залива важен не только с точки зрения добычи природных ресурсов, но и с точки зрения обеспечения безопасности в регионе.

Актуальность данного исследования определяется тем, что на современном этапе Китай̆ изменил политический̆ курс, которого придерживался Мао Цзэдун и ведет активное сотрудничество со всеми странами, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо политической̆ системе.

Также следует упомянуть феномен, связанный̆ с развитием Поднебесной̆, так как оставаясь социалистической̆ страной̆, Китай ведет торговлю и сотрудничает со всеми странами мира, сохраняя свою самобытность как в политическом, так и в торговом отношении. Хорошими примерами этого процесса являются заявления Дэн Сяопина. В 1974 году, после вступления Великобритании в Европейские сообщества, когда он сказал: «Это было очень важное событие, которое помогло западноевропейским народам в борьбе против гегемонии»

Также стоит отметить, что, в отличии от России, Китай̆ строго придерживался своего политического курса и никогда не вносил изменений в свой политический курс, если это могло негативно повлиять на экономику страны, или же противоречило интересам КНР.

Пример Китайской Народной Республики способствовал выбору данной̆ темы с целью изучения основных принципов экономики, способности к ведению политической̆ борьбы мирным путем и зависимости других стран от Китайской Народной̆ Республики.

Степень изученности темы. Проблема Китайско-Африканских отношений и оценка роли Африканского геополитического вектора в общей структуре внешней политике Китая находили свое место в трудах многих исследователей. Например, глобальный характер Китайско-Африканских отношений и общие тенденции их развития исследовались многими отечественными и зарубежными специалистами, в частности: Волков С.Н., Дейч Т.Л., Захаров А.Н., Зеленев Е.И., Зокин А.А., Мечетна Н., Солощева М.А., Alden C., King K., Marshall A., Miller T. и другими.

Что касается китайских авторов, то наиболее значимыми являются работы таких экспертов как: Ван И, Гэ Инь, Ци Хуайюань, Муанг Чен и других.

Экономическое направление политики Китая в Африке стал главным предметом в исследованиях таких ученых как Ирисовой О. и др.

Важное место в Китайско-Африканских отношениях начинает занимать сфера военного сотрудничества, автоматически повысило интерес к этому направлению со стороны таких исследователей как: Базикова И., Daniel L. и др.

Вместе с тем, комплексного и детального исследования в котором бы раскрывались проблемы дальнейшего развития и геополитической стратегии Китая по Африканского континента на сегодня не существует в экспертной среде, что выступает дополнительным аргументом в пользу актуальности и своевременности данного исследования.

Цель исследования: изучить Африканское направление внешней̆ политики КНР на современном этапе.

Для достижения данной цели, представляется необходимым решение следующих задач:

• Исследовать аспекты экономического и торгового сотрудничества стран Африки и Китая;

• Определить значение китайских инвестиций и кредитов в экономике Африки;

• Раскрыть особенности инвестиционного поля Китая в нефтегазовый сектор Африки;

• Проанализировать особенности проводимых региональных форумов дипломатии Китая;

• Охарактеризовать особенности оборонного сотрудничества Китая со странами Африки;

• Оценить перспективы возможных двусторонних достижений и направления усиления китайско-африканских отношений;

Объектом исследования являются Китайско-Африканские отношения в их ретроспективном анализе и на современном этапе развития.

Предметом исследования выступают экономические и политические механизмы реализации стратегии Китая в отношении стран Африканского континента на международном, региональном и субрегиональном уровнях.

Методологическая основа исследования: Практическая ценность и достоверность результатов исследования достигнуты путем сочетания в процессе научного познания обще и специально-научных методов, присущих науке: структурно-функциональный метод дал возможность определить системность китайско-африканских отношений, проанализировать структуру и уровни таких отношений; определить влияние внутренних и внешних факторов в формировании стратегии китайско-африканских отношений; сравнительный метод раскрыл особенности и основные закономерности развития китайско-африканских отношений; метод моделирования раскрыл возможности определения дальнейших перспектив развития китайско-африканских отношений как на международном, так и на региональном и даже на субрегиональном уровнях;

К методологии работы также можно отнести анализ источников и литературы по теме исследования; метод сравнения различных подходов современных международных отношений; метод обобщения; метод описания.

Источниковая база исследования: В процессе работы над поставленными задачами, использовалась информация сайтов официальных учреждений КНР: Министерства иностранных дел КНР, Министерства торговли КНР (MOFCOM), Национального бюро статистики КНР, Форума Китайско-Африканского сотрудничества (FOCAC), Данные ООН (UNCTAD), аналитические доклады Китайско-африканской исследовательской инициативы (CARI), обзоры Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), речи с выступлений председателя КНР Си Цзиньпиня, аналитические доклады и обзоры, экспертные оценки специалистов, соответствующая литература, различные интернет-источники.

Научная новизна: предпринята попытка систематизированного анализа ключевых сфер взаимодействия стран Африки и КНР при Си Цзиньпине.

Хронологические рамки обусловлены приходом к власти Си Цзиньпин и ситуацией̆ происходящей̆ на современном этапе (2012–2021 год).

Научно-практическая значимость определяется тем, что проведенные исследования могут быть использованы в подаче материала по истории и экономике Китая, и в других соприкасающихся дисциплинах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Комплексно рассмотрев различные аспекты, посвященную анализу роли Африканского континента в современной политике и стратегии КНР, можно сделать следующие выводы:

1. Африка имеет большую значимости как для эффективной реализации новой внешнеполитической стратегии Китая, так и для утверждения этого государства в качестве мирового лидера нового типа, который находится в авангарде защиты развивающихся стран.

В течение последних 20 лет Китай увеличил свое экономическое присутствие в Африке, и эта тенденция сохранится в будущем, поскольку это очень привлекательно как для самого Китая, так и для многих африканских стран. Прогнозируемую критическую нехватку природных ресурсов для экономики Китая и необходимость расширения мирового спроса на китайские товары, делают Африку стратегически важным объектом для экономического сотрудничества и гарантий экономической безопасности Поднебесной.

Экономическое присутствие Китая на африканском континенте приобрело такие крупные масштабы, что возможные попытки США «вытеснить» его из Африки (к чему призывают радикальные представители американской администрации вроде Дж. Болтона) однозначно обречены на провал или могут спровоцировать вооруженное противостояние планетарного масштаба с непредсказуемыми последствиями, одинаково опасными не только для США и Китая, но и для всего человечества.

2. Большое количество африканских бизнесменов считают перспективы сотрудничества с Китаем более выгодными и далеко идущими, чем с другими странами. Большинство представителей компаний из стран Африки считают, что Китай оказывает положительное влияние на африканский континент, а экономическая модель КНР не уступает американской и даже превосходит ее по некоторым основным параметрам.

«Новая экспансия» Китая на африканский континент обусловлена, прежде всего, экономическими интересами, которые реализуются через призму методологически и дальновидно построенных дипломатических стратегий, которые в гармоничном сочетании закладывают основы нового качества сотрудничества обоих сторон, основанных на принципах единого видения будущего и взаимовыгодного партнерства.

Китай, по сути, является одним из немногих партнеров подавляющего большинства африканских государств, который предлагает им долгосрочную стратегию сотрудничества с учетом конкретных потребностей каждого партнера, формируя своеобразное «ощущение стабильности» и прогнозируемости таких отношений.

3. В настоящее время развитие энергетики в Африке демонстрирует взрывную тенденцию. С одной стороны, новые энергоресурсы были обнаружены в старых богатых энергоресурсами районах. С другой стороны, Восточная Африка, которую традиционно недооценивали, в последнее время получила много энергетических ископаемых. Богатые энергоресурсами страны Африки надеются использовать энергетические ресурсы, чтобы вырваться из нищеты и встать на путь быстрого развития. Это дает Китаю редкую возможность войти в африканскую энергетику.

4. Африка для Китая является не только важным элементом ресурсного обеспечения собственной экономики, выгодным и огромным рынком сбыта. Несмотря на острую критику Запада в исключительно корыстных побуждениях китайско-африканского диалога, его желании ресурсно и политически истощить регион, «насадить» методы воздействия на Африканский континент на базисе прямой зависимости и финансовых обязательств, африканское мнение по этому поводу абсолютно отлично – от присутствия КНР в Африке чувствуется экономический рост, оживление бизнес-климата, улучшается ситуация со строительством инфраструктуры и здравоохранением.

При этом, китайская схема развития партнерства с Африкой является дифференцированной, предусматривает индивидуальный подход к каждому отдельно взятому государству и отвергает любые предпосылки (в отличие от западных стран).

Интенсивность китайско-африканского диалога пока имеет стабильно положительную динамику: оно характеризуется большим количеством реализованных и запланированных проектов, насыщенными двусторонними контактами и созданием уникальной платформы – Форума сотрудничества «Китай-Африка», который является локомотивом изменений на континенте в формате «1 + 54» (Пекин и государства региона).

В среднесрочной перспективе эта тенденция, скорее всего, сохранится: Африка и КНР, заложив основы долгосрочного сотрудничества, создав значительное количество свободных экономических зон, открыто задекларировали намерения углубить и разнообразить кооперации на государственном и частном уровнях по всему спектру вопросов, представляющих взаимный интерес.

5. Китайское руководство пока не намерено существенно наращивать военное присутствие в Африке, поскольку, судя по всему, оно пока не готово отказаться от старого принципа своей внешней политики о «нейтралитете и невмешательстве во внутренние дела других государств». Однако, все течет, все меняется, и вопрос защиты своих инвестиций в политически нестабильных регионах Африки становится для Китая каждый раз актуальным. Поэтому не исключено, что кроме военной базы в Джибути, вскоре в Африке могут появиться и другие китайские военные объекты. К тому же, согласно недавно объявленной военной реформой, к 2020 году Китай должен быть готов к ведению боевых действий за пределами своих границ.

Готовясь к грядущим глобальным кризисам и наращивая военное присутствие в Африке, Китай подчеркивает сугубо оборонительный характер своих действий, что близко к действительности. Китай в Африке всячески избегает не только прямых конфронтации, но даже обострения конкуренции со своими оппонентами на африканском поле.

6. Стратагема Китая в отношении Африки не была догмой, а эволюционировала на каждом этапе китайско-африканских отношений двух последних 10-летий. Первоначально китайский интерес к Африке возник внутри 4-го технологического уклада и был нацелен преимущественно на взаимовыгодную торговлю. Затем фокус китайской политики сместился на трансляцию китайского опыта индустриализации и реиндустриализации на страны-партнеры. Этому была посвящена китайская кредитно-инвестиционная программа второго и, отчасти, последующих исторических этапов. При этом на предпоследнем и текущем историческом этапе многие инвестиции, особенно логистического и инфраструктурного характера, уже имели стратагемную направленность, что обусловлено предполагаемой будущей ролью Африки в глобальном переходе на следующий технологический уклад.

С высокой степенью вероятности Китай рассматривает Африку как пространство, куда на будут перемещаться те огромные технологические мощности современной китайской экономики, которые в противном случае просто будут ликвидированы. В Африку должны быть перемещены временно или на постоянной основе не только производственные мощности, но и значительные массы китайской рабочей силы (можно говорить о миллионах человек), которые окажутся лишними в экономических реалиях нового технологического уклада в самом Китае.

Согласно одному из стратагемных сценариев, в грядущем разделении труда роль мировой фабрики, которую сегодня выполняет Китай, перейдет Африке, население которой к середине нынешнего столетия перешагнет рубеж в 2 млрд. человек, превысив в полтора раза население сегодняшнего Китая, образовав один из самых емких макрорегиональных рынков потребления товаров и услуг.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Экономический вектор африканской политики КНР

1.1 Экономическое сотрудничество и торговля

В рамках становления Китая как одного из ведущих центров силы со своей сферой влияния руководство КНР проводит последовательную политику по укреплению китайского лидерства в т.н. «третьем мире», который включает страны с развивающимися экономиками. При этом такая политика позиционируется Пекином как часть усилий по реализации стратегической концепции построения единого справедливого мира с общей судьбой для всего человечества.

В данном контексте усиленное внимание КНР уделяется Африке, что связано с особенностями континента, а именно – наличием на его территории значительных запасов неосвоенных природных ресурсов, потребностями африканских стран во внешних инвестициях и современных технологиях, а также слабым развитием их производственных мощностей, что открывает широкие рынки для иностранных товаров.

Исходя из этого, основным направлением действий КНР в регионе является реализация совместных инвестиционных проектов с африканскими странами в сферах развития добывающих и обрабатывающих отраслей их промышленности и сельского хозяйства, строительство объектов транспортной, энергетической, коммуникационной и иной инфраструктуры, а также торговля.

Так, торговля между Китаем и Африкой постоянно росла в течение последних 20 лет. В настоящее время Китай имеет двусторонние торговые соглашения с 45-ю африканскими странами. Если в 1980 году вся такая торговля составляла лишь 1 млрд. долл., то в 1999 году этот показатель вырос до 6,5 млрд. долл. В начале XXI в. эта доля торговли составила менее 5% от общего торгового объема Китая, а в 2014 году – уже 16%. Наибольший такой объем пришелся на 2014 год – 215 млрд. долл., однако дальнейшее падение цены на нефть на мировом рынке привело к некоторому уменьшению объема товарооборота, который в 2017 году составил 170 млрд. долл., а в 2018 году вырос на 20% и составил уже 204 млрд. долл.

(Для сравнения: товарооборот РФ со странами Африки в 2018 году составил 20 млрд. долл. а в 2017 году – 174 млрд. долл. При этом экспорт из РФ превышает импорт из Африки почти в шесть раз) .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы