Курсовая с практикой Гуманитарные науки История

Курсовая с практикой на тему Внешняя политика Китая до 1970-х годов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Внешняя политика КНР в 1950-е годы
.. 5

1.1.
Особенности становления Китайской Народной Республики  ее внешней политики
. 5

1.2.
Советско-китайское сотрудничество в 1950-е годы
.. 8

Глава
2. Внешняя политика КНР в 1960-е годы
.. 13

2.1.
Эволюция отношений СССР и КНР в 1960-е годы
.. 13

2.2.
Предпосылки изменения международного положения КНР и сближения с США
.. 16

Заключение. 19

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
21

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Китайская
Народная Республика является одним из глобальных центров силы, который
оказывает возрастающее влияние на международные отношения. Однако в период
холодной войны Китай представлял собой развивающееся государство, заметно
уступающее двум ведущим полюсам биполярного мира – США и СССР.

Формирование КНР как
государства, эволюция его внешнеполитической стратегии вызывает интерес как
период возрождения Поднебесной, одной из древнейших цивилизаций, оказавших
влияние на развитие всего человечества. К моменту образования КНР страна
находилась почти столетие в полуколониальной зависимости, подвергаясь
иностранным вторжениям и раздираемая гражданской войной. Само образование
Китайской Народной Республики знаменовало окончание последней четырехлетней
гражданской войны между «коммунистическим» и «националистическим»
правительством.

В этой связи представляет
интерес формирование нового Китая, его внешнеполитического курса, развития
отношений с соседями и со всем миром в условиях противостояния с Китайской
Республикой (Тайвань). Актуальным представляется анализ взаимоотношений КНР и
СССР, причин расхождения в 1960-е годы и, наконец, предпосылок установления
дипломатических отношений с США и занятия Пекином своего места в Совете
Безопасности ООН вместо Тайваня.

Объектом исследования курсовой работы является Китайская Народная Республика.

Предмет исследования курсовой работы – внешняя политика КНР до 1970-х годов.

Целью курсовой работы является анализ внешней политики КНР до 1970-х годов.

Для достижения
поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— раскрыть особенности
становления Китайской Народной Республики и ее внешней политики;

— изучить советско-китайское
сотрудничество в 1950-е годы;

— рассмотреть эволюцию отношений
СССР и КНР в 1960-е годы;

— проанализировать предпосылки
изменения международного положения КНР и сближения с США.

Хронологические рамки исследования определены временным промежутком с 1949 года,
провозглашения Китайской Народной Республики, до 1970-х годов, начала
фундаментального сдвига внешнеполитической стратегии Китая, вызванного
налаживанием отношений с США и признанием КНР как законного китайского
правительства вместо Китайской Республики на Тайване.

Методы исследования. При решении поставленных в работе задач использовались
общенаучные методы. К ним относятся: сравнение, обобщение, анализ, синтез,
индукция, дедукция. В ряду специальных использованных методов исследования
можно назвать историко-генетический метод, с помощью которого удалось
посредством последовательного хронологического анализа событий выявить особенности
внешней политики КНР с 1949 по 1970 годы. Проблемно-хронологический метод
позволил выделить основные этапы эволюции внешней политики Китая.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Образование КНР сопровождалось незавершенностью
процессов объединения страны. Главной внешнеполитической проблемой стал
Тайвань. Победа сил под руководством Мао Цзэдуна не стала окончательной,
поскольку в планы по захвату Тайваня вмешались начавшийся конфликт в Корее и
Соединенные Штаты, которые выдвинули свои военно-морские силы к Тайваньскому
проливу, чтобы предотвратить падение признаваемого ими китайского
правительства.

Сложившаяся ситуация привела к
существованию де-факто двух государств, каждое из которых претендовало на
статус единственного представителя Китая в международных вопросах. На
протяжении 1950-1960-х годов Тайвань был признанным государством, занимая места
в международных организациях, в том числе ООН и Совете Безопасности ООН, в то
время как КНР — лишь в частично признанным государством, которое было
практически исключено из участия в легальных международных процессах.

Тем не менее, в течение первых
полутора десятков лет своего существования Китайская Народная Республика смогла
восстановить территориальную целостность на континенте, оставив нерешенными
лишь пограничные вопросы.

Советско-китайские
отношения с самого начала строились на близких союзнических отношениях. СССР
оказывал основную помощь Коммунистической партии Китая, и после окончания
гражданской войны и провозглашения Китайской Народной Республики оставался ее
ключевым союзником.

Однако
выступление Н. Хрущева на
XX съезде
КПСС вызвало резкую реакцию в Пекине и привело к культивированию атмосферы
недоверия между двумя странами. В то же время, Пекин все еще рассчитывал на
получение выгод от сотрудничества с СССР и внимательно следил за тем, кто может
выйти победителем в холодной войне.

Все же, во
второй половине 1950-х годов сформировалась новая ситуация в китайско-советских
отношениях, в которой антагонизмы, основанные на различных национальных
традициях, революционном опыте и уровнях развития, которые ранее были скрыты,
вырвались на поверхность.

Советско-китайские
отношения в 1960-е годы резко ухудшились, и к концу десятилетия даже
завершились вооруженным столкновением. На идеологическом уровне СССР и КНР
обвиняли друг друга в ревизионизме и отходе от ортодоксального курса. В целом,
отношения между странами переживали самый глубокий кризис за всю историю
существования.

Вторая
половина 1960-х годов создала предпосылки для кардинальных геополитических
сдвигов в политике КНР. Легитимизация вмешательства во внутренние дела других
социалистических стран, которую продвигал Л. Брежнев, наряду с пограничными
вооруженными столкновениями, привела Пекин к идее не только укреплять
собственные вооруженные силы, но и заручиться поддержкой союзника, способного
противостоять СССР. США предложили сотрудничество, обеспечив КНР вступление в
ООН, место Китая в Совете Безопасности ООН и впоследствии установление
дипломатических отношений.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Внешняя
политика КНР в 1950-е годы

 

1.1. Особенности
становления Китайской Народной Республики 
ее внешней политики

 

В 1949 году гражданская
война в Китае была завершена, Коммунистическая партия Китая во главе с Мао
Цзедуном одерживало верх в четырехлетнем конфликте с Националистическим
правительством, которое, в попытке удержаться у власти, призвало США,
Великобританию, Францию и Советский Союз выступить посредником  мирного урегулирования. Мао Цзэдун завил о
готовности к переговорам, одновременно продолжая наступление. В течение весны и
лета 1949 года Националистическое правительство оставило все ключевые пункты на
материке, а Мао Цзэдун провозгласил создание Китайской Народной Республики 1
октября 1949 года[1].

Уже через несколько дней
Советский Союз и его союзники признали пекинское правительство законным
правительством Китая, в то время как националисты пытались удержаться в южном
Китае. Наконец, 8 декабря 1949 года столица была перенесена в Тайбэйна острове Тайвань.
Остатки националистической армии бежали на остров и во французский Индокитай. К
концу 1949 года сформировалось положение, в основном сохранившееся и в
настоящее время[2].

Проблема Тайваня сразу же
стала главной во внешней политике КНР и остается таковой и в настоящее время. Можно
предположить, почему Пекин не захватил Тайвань и прилегающие к нему острова. С
июня 1949 года по июнь 1950 года генералы Народно-Освободительной Армии Китая
интенсивно планировали вторжение как последний военно-стратегический вызов КНР[3].

Однако 25 июня 1950 года началась
война в Корее, и США с союзниками активно вмешались в эти события. Одновременно
с началом конфликта президент США Гарри Трумэн отдал приказ седьмому флоту США
предотвратить возможное вторжение Китая через Тайваньский пролив[4].

Как следствие, новое
правительство Китая остановило вторжение на Тайвань, а войска были переброшены
к границе с Кореей. В октябре 1950 года КНР вмешалась в конфликт на стороне
Северной Кореи, что в конечном итоге спасло Северную Корею, однако создало два
затянувшихся и опасных тупика: один на Корейском полуострове, другой на Тайване.

Последствиями подобного
исхода гражданской войны стало то, что два конкурирующих правительства заявили
о своем статусе законного международного представителя Китая. Оба
придерживались так называемой политики «единого Китая», что означало, что
дипломатические отношения с Китаем третьими сторонами могли поддерживаться
только с одним из двух правительств. То же самое относится и к
представительству в международных организациях, особенно в ООН, где за Китаем
было закреплено место постоянного члена Совета Безопасности.

При поддержке Соединенных
Штатов правительство Чан Кайши сохранило место в ООН, в том числе в Совете Безопасности.
США и их союзники голосовали против замены китайского представителя.

В течение 1950-1960-х
годов обсуждалось двойное представительство Китая, либо как разделенной страны,
либо как двух государств, КНР и Тайвань. Ни Пекин, ни Тайбэй не проявляли
гибкость в этом вопросе, а Тайбэй опасался, что при таком развитии ситуации он
потеряет место в Совете Безопасности[5].

КНР придерживался
следующих принципов  «единого Китая»:

— в мире только один
Китай;

— Тайвань является частью
Китая;

— Китайская Народная
Республика является единственным законным правительством, которое представляет
всех граждан Китая.

В этом контексте важна
позиция США как ключевого союзника Тайваня. США являются «третьим игроком» в
отношениях КНР и Тайваня[6]. США признали, что
Коммунистическая партия Китая является единственным правительством Китая, но
сохраняли расплывчатую позицию, когда речь идет о том, принадлежит ли Тайвань
Китаю.

Помимо Тайваня и войны в
Корее, еще одной важной задачей Пекина в 1950-е годы было восстановление территориальной
целостности страны. После того, как был завоеван Тибет, Китай вышел к границам
Южной Азии, и после победоносной для себя войны с Индией 1962 года[7] и пограничного
размежевания с Пакистаном в 1963 году утвердился в своих нынешних границах,
заодно обозначив приоритеты  и союзы.
Пакистан стал союзников Китая, в то время как Индия – главным геополитическим
противником в Южной Азии.

Таким образом,
образование КНР сопровождалось незавершенностью процессов объединения страны. Главной
внешнеполитической проблемой стал Тайвань. Победа сил под руководством Мао
Цзэдуна не стала окончательной, поскольку в планы по захвату Тайваня вмешались
начавшийся конфликт в Корее и Соединенные Штаты, которые выдвинули свои
военно-морские силы к Тайваньскому проливу, чтобы предотвратить падение
признаваемого ими китайского правительства.

Сложившаяся ситуация привела к
существованию де-факто двух государств, каждое из которых претендовало на
статус единственного представителя Китая в международных вопросах. На
протяжении 1950-1960-х годов Тайвань был признанным государством, занимая места
в международных организациях, в том числе ООН и Совете Безопасности ООН, в то
время как КНР — лишь в частично признанным государством, которое было практически
исключено из участия в легальных международных процессах.

Тем не менее, в течение первых
полутора десятков лет своего существования Китайская Народная Республика смогла
восстановить территориальную целостность на континенте, оставив нерешенными
лишь пограничные вопросы.



[1]Chinese Civil War, 1945–1949. — [Электронный ресурс]URLhttps://www.britannica.com/event/ChineseCivilWar/Thetideturns-1947-48(дата обращения: 19.04.2020)

[2]Ibid

[3]Easton,
Ian. Why Didn’t Mao Invade Taiwan?
[Электронный
ресурс]
URLhttps://nationalinterest.org/feature/whydidntmaoinvadetaiwan-22752(дата обращения: 19.04.2020)

[4] Easton, Ian. Why Didn’t Mao Invade Taiwan?[Электронный ресурс]URLhttps://nationalinterest.org/feature/whydidntmaoinvadetaiwan-22752(дата обращения: 19.04.2020

[5]
Ibid

[6]Лексютина Я.В. США и политика «Одно­го Китая» // Контуры глобальных транс­формаций: политика,
экономика, пра­во
. 2017.-
№10 (5).-   С. 99-115

[7]
Толмачев Ю. Китайско-индийский
пограничный конфликт в 1962 году
[Электронный ресурс]URL https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskoindiyskiypogranichnyykonfliktv-1962-godu (дата обращения: 19.04.2020

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы