Курсовая с практикой на тему Внешняя политика Франции в 2007-2019 гг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава I. Основные направления внешней политики Франции
при Саркози
2. Политика сотрудничества с США и НАТО
3. Франко-Российские отношения при Н. Саркози
Глава II. Внешняя политика Франции при Франсуа Олланде
1.Основные направления внешней политики Ф. Олланда
2. Направления и результаты внешней политики Пятой Республики
в 2007-2019 гг.
Глава III. Новые контуры внешней политики Франции при
Эммануэле Макроне
1. Перспективы внешней политики Франции
2. Перспективы развития российско-французских отношений
Список источников и литературы
Введение:
Франция традиционно принадлежит право участия в выработке определяющих
межнациональных решений, определяющих судьбы всего мира. Существенные перемены,
произошедшие на мировой арене в конце XX в., заставили Французскую республику
оценить место в мире и в Европе. Завершение биполярности вызвало глубокие
изменения в структуре межнациональных отношений, что означало для Франции
потребность в обретении своей позиции в новом мировом и европейском порядке. С
начала XXI в. Французская республика, несмотря на свои далеко не самые
масштабные военные и экономические возможности, остается членом «клуба» великих
держав, и, прежде всего, членом Европейского союза (ЕС) и НАТО.
Основным преимуществом, которым владеет на сегодня Париж в плане
осуществления внешнеполитической деятельности, возможно выделить лидерство
Франции в европейском интеграционном проекте. Актуальность выбранной темы
объясняется значительным местом Франции в международном сообществе и освещении
острых проблем современности.
Хронологические рамки исследования — 2007-2019 годы. Такие рамки
обусловлены тем, что в период с 2007 по 2019 годы, мы сможем рассмотреть
основные политические направления Франции в период правления трех современных
президентов: Николя Саркози (2007- 2012 гг.),
Франсуа Оланд (2012-2017 гг.) и Эмманюэль Макрон (с 14 мая 2017 года).
Целью работы является изучение внешней политики Франции в 2007-2019 годы.
Задачи работы:
1. Рассмотреть основные
направления внешней политики Франции при
Саркози
2. Проанализировать внешнюю
политику Франции при Франсуа Олланде
3. Изучить новые контуры внешней
политики Франции при Эммануэле Макроне
Объект работы — внешняя политика Франции.
Предмет работы — особенности
осуществления внешней политики Франции в период 2007-2019 годы.
Методы исследования. В процессе исследовании темы автор использовал такие
научные методы, как анализ, синтез информации научных трудов; методы обобщения
аналогий для формулирования выводов и сопоставления проводимой политики этим
документам, общенаучные методы дедукции и индукции, метод контент – анализа был
использован для анализа перспектив развития внешней политики президента Э.
Макрона, проблемно – хронологический и сравнительно – исторический методы.
Методологической основой работы стал
системный подход к истории
международных отношений, одной из центральных категорий которого является
понятие «система международных отношений» — конкретно – историческая,
устойчивая форма политической организации международных отношений, которая
закрепляется в договорах и соглашениях и отражает как соотношение (баланс) сил,
так и специфику отношений между входящими в систему государствами.
Источниковая база курсовой
работы состоит из широкого круга источников и литературы.
Данные источники можно разбить на несколько групп.
К первой группе относятся основные документы Французской Республики[1], в
том числе публикуемые на официальных сайтах французского президента,
правительства и парламента. Это – договоры и соглашения, выступления
президента, премьер – министра в СМИ[2].
Особое место среди изученных
источников занимают документы,
публикуемые на официальных сайтах Национального собрания,
Сената Франции и отчеты о дебатах позволяют лучше понять, как формируется
политика на том или ином направлении.
Ко второй группе относятся основные документы Европейского союза[3], в
первую очередь, Договор о ЕС.
Третья группа состоит из документов Североатлантического союза[4].
Были также использованы статистические данные, выступления и заявления
известных российских политиков и экспертов[5].
Степень изученности темы. Проблематика эволюции внешней политики Франции
является одной из самых актуальных тем для современных исследователей.
Различные аспекты данной темы затрагивались в многочисленных статьях,
монографиях и диссертациях зарубежных и отечественных исследователей.
Стоит отметить, что основной вклад по вопросам современной политики Франции
в различных направлениях внесли такие отечественные исследователи, как Зверева
Т.В. и Обичкина Е.О. и Смитиенко Б.М.[6]
Проблемы безопасности и военные проблемы рассматривались в исследованиях таких
ученых, как Артемов В.А., Любецкий В.В. и Уткин Н.Е.[7]
Поиск векторов французской политики в постбиполярной системе посвятили свои
работы Зубенко В.В., Рубинский Ю.И., Николаева И.П.[8]
Русско — французским отношениям свою работу посвятила Шаховская Л.С.[9] Отношения
Пятой республики с США и НАТО рассматривались работах таких исследователей, как
Токаева К.К., Арбатова Н.К. и Стрельцова Я.[10].
Дипломатии и отношениям Парижа со «странами третьего мира» и бывшими колониями
посвящены работы Колосков И.А., Пономарева Е.С. и Кудров В.М.[11]
Особое внимание со стороны учёного сообщества уделяется проблеме интеграции.
Данной теме посвящены работы Молчанова Н.Н. и Тимофеева П.П.[12].
Предмет исследования источниками обеспечен, что позволяет представить
анализ внешней политики Франции в период 2007-2019 годы и получить достоверные
выводы.
Представленный курсовой проект
состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка
источников и литературы. Общий объем курсовой работы составляет страниц.
[1] Конституция Франции 1958 г. [Электронный ресурс]
Режим доступа:
http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseilconstitutionnel/root/bank_mm/constitution/constitution_russe_version_aout2009.pdf
(дата обращения: 11.04.2019). La politique extérieure de François Hollande – La
situation politique de la Grande-Bretagne après les élections législatives. 2015. [Электронный ресурс] Режим доступа:
franceculture.fr/emission-l-esprit-public-la-politique-exterieure-de-francois-hollande
(дата обращения: 11.04.2019).
[2] Speech
by M. Nicolas Sarkozy. 2007.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
elysee.fr/documents/index.php?mode=list&cat_id=7&lang=fr&page=11 (дата обращения: 11.04.2019).
[3] Договор о Европейском Союзе [Электронный ресурс]
Режим доступа:
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A12012M%2FTXT (дата
обращения: 11.04.2019).
[4] U.S. Relations With France // 2015. [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/3842.htm
(дата обращения: 11.04.2019).
[5] Встреча Д. Медведева и Н. Саркози. 2010.
[Электронный ресурс] Режим доступа: https://
www.youtube.com/watch?v=2ugvubp73b8 (дата обращения: 11.04.2019). Euronat
official website. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://euronat.org (дата обращения:
11.04.2019).
[6] Зверева Т. В. Внешняя политика Франции после
прихода к власти Николя Саркози // Мировая экономика и международные отношения.
— 2018. — №6. — С.34-48. Зверева Т.В.Франция и трансформация НАТО. Европа и
Америка в современном мире//Вестник Дипломатической академии МИД РФ.- 2017. —
С.4-38. Обичкина Е.О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози
(1940–2012): научное издание / Е.О. Обичкина — М.: Аспект Пресс, 2017. — 382 с.
Обичкина Е.О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном
мире. — М.: МГИМО, 2016. — 486 с. Смитиенко, Б.М. Франция и Э. Макрон / Б.М.
Смитиенко. — М.: Инфра-М, 2018. — 312 c.
[7] Артемов В.А. Франция и Германия в европейской
интеграции. — Воронеж: Изд. ВГУ, 2018. — 254 с. Любецкий, В.В. Отношения
Франции с Россией: Учебник / В.В. Любецкий. — М.: Инфра-М, 2018. — 224 c. Уткин
Н.Е. Внешнеполитические ориентиры Франсуа Олланда //Международная политика и
международные отношения, вып. 176. — Томск, Изд-во ТГУ.- 2018. — С. 34.
[8] Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные
экономические отношения Франции: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В.
Игнатова, Н.Л. Орлова. — Люберцы: Юрайт, 2019. — 409 c. Рубинский Ю.И. Николя
Саркози: прагматизм и преемственность // Россия в глобальной политике. — 2019.
— №4. — С.111-123. Рубиновский Ю.И. Франция. Время Саркози //Ю.И. Рубиновский.
– М.: Международные отношения. – 2018. – 320с. Николаева, И.П. Франция при
Франсуа Олланде / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. — М.: Дашков и К, 2016. — 244
c. Франция в поисках новых путей / под ред. Ю.И. Рубинского. — М.: Весь мир,
2017. — 624 с.
[9] Шаховская, Л.С. Франция в современном мире / Л.С.
Шаховская. — М.: КноРус, 2018. — 320 c.
[10] Актуальные проблемы внешней политики Франции //
Сборник статей под ред. Токаева К.К. М.: Русский Раритет – 2018. – 480 с.
Европеизм и атлантизм в политике стран Европейского союза / Отв. ред. — Н.К.
Арбатова. — М.: ИМЭМО РАН, 2019. — 118 с. Стрельцова Я. Николя Саркози.
Перспективы сотрудничества России-Франции-ЕС. // МЭиМО. — 2017. — № 11. — С.59.
[11] Колосков, И.А. Внешняя политика современной
Франции. — М.: Проспект, 2018. — 383 с. Пономарева, Е.С. Стратегия развития
внешней политики Франции к 2025 / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. — М.:
Юнити, 2017. — 64 c. Кудров В.М. Внешние отношения Франции: Учебное пособие. –
М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 416 c.
[12] Молчанов, Н.Н. Внешняя политика Франции. — М.:
Проспект, 2017. — 280 с. Тимофеев П.П. Европейское направление внешней политики
Франции. — М.: ИМЭМО РАН, 2018. — 219 с.
Заключение:
Внешняя политика Франции является одним из важнейших факторов международных
отношений в условиях продолжающейся глобализации. Франция оказывает большое
влияние на решение многих актуальных международных проблем, успешно реализуя
свои внешнеполитические интересы как на региональном, так и на глобальном
уровнях. В поиске ответов на вызовы современного мира Париж опирается на
взаимодействие с широким кругом международных партнеров, добиваясь поддержки
благоприятных для себя внешнеполитических решений.
Стоит отметить, что именно в первое десятилетие существования Пятой
Республики определяются основные приоритеты и направления внешней политики.
Многие происходящие в настоящее время события были предопределены особенностями
внешней политики Парижа в рассматриваемый период. Франция участвует в решении
многих международных вопросов и проблем. Французская Республика состоит во
многих международных организациях, таких как НАТО, Совет безопасности ООН,
является одной из стран, положивших начало образованию Европейского союза. Более того, Франция всегда занимала одну из
лидирующих позиций в вопросе европейской интеграции. На протяжении всей истории
интеграционных процессов в европейском пространстве, Пятая Республика всегда особо
тесно взаимодействовала с Германией, а создание Европейского совета, которое во
многом является результатом активной интеграционной политики французского
правительства, дало Европе шанс на равновесие сил с США.
Французская Республика, осознавая себя великой державой, формирует круг
своих дипломатических приоритетов: отношения с США (НАТО), Россией, «странами
третьего мира» (бывшими колониями) и Евросоюзом (интеграционные процессы).
Таким образом, Франция успешно продвигает свои внешнеполитические интересы.
Защищая свои национальные интересы, Франция одновременно остается важнейшей
страной «западного мира» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Переживающий трудности Европейский союз, тем не менее, представляет собой
значительный международный фактор, и Париж в большей степени, чем когда-либо,
связывает с ЕС свои внешнеполитические амбиции. При этом речь идет о
взаимовлиянии. С одной стороны, при выработке внешнеполитического курса страны
французский президент учитывает позицию как отдельных членов ЕС, так и
Евросоюза в целом. С другой — стремится
стимулировать евростроительство и предпринимает значительные усилия для реализации
Лиссабонского договора ЕС. Во Франции усиливаются проамериканские настроения, и
растет «соблазн» вернуться к более тесному союзу с заокеанским лидером. Однако
укрепление трансатлантической солидарности не может быть панацеей. Очевидно,
что американская агрессия в Ираке и ее последствия не прошли бесследно как для
французской политической элиты, так и для общественного мнения и экспертного
сообщества. К тому же полностью солидаризируясь с США по всем международным
вопросам, Франция рискует потерять «лицо». Усилению влияния Франции в мире
призвано способствовать и развитие отношений с Россией.
Подводя
итог работы, можно говорить о том, что процесс эволюции Пятой Республики в XXI
в. оказался сложным и многоступенчатым. Развитие основных направлений внешней
политики Франции происходило в сложных политических, социальных и экономических
условиях. Стоит отметить, именно направлениям, связанным с США, странами
третьего мира и ЕС уделялось достаточно времени. Что касается отношениям с
Россией, то именно это направление является противоречивым и не до конца
проработанным, из-за разных взглядов на международные проблемы
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ ПРИ
САРКОЗИ
1. Европейское
направление
направление
Инновационная и открытая неортодоксальная внешняя политика Саркози
привлекает особое внимание соседних стран. Среди множества текстов, речей,
деклараций и анализов, созданных этим мандатом, есть один существенный пункт:
речь президента Саркози перед конференцией послов Франции 27 августа 2007 года[1].
Здесь есть несколько ключевых элементов, которые необходимо обсудить.
Во-первых, данная речь ясно демонстрирует преобразующий (или почти
революционный) характер внешней политики Саркози. Как отмечает Пьер Хасснер, мы
наблюдаем систематическое стремление полностью переосмыслить основы последних
пятидесяти лет французской внешней политики — вероятно, попытку раз и навсегда
переосмыслить и адаптировать голлизм к XXI веку (голлизм, как его понимают за
пределами идеологических нюансов, как амбициозный взгляд на роль и присутствие
Франции в мире)[2].
С этой точки зрения Жискар, а также Миттеран или Ширак практиковали бы ту
же внешнюю политику, в которой Франция действовала как мировой лидер —
безусловно, влиятельный, но в основном пассивный (или оборонительный) в своих
позициях; одержим балансом роли Соединенных Штатов в Европе и во всем мире.
Напротив, из речи Саркози можно очень четко вывести, что Франция, которую
он воображает, не стремится пассивно управлять наследием де Голля; скорее она
хочет активно сформулировать международный порядок, который полон огромных
проблем, что требует нового дискурса о безопасности и, что наиболее важно,
трансатлантических отношениях и роли Европы в мире. Во-вторых, и в дополнение к
вышесказанному, внешняя политика, выдвинутая Саркози, не отделима от очень
четкого видения личного лидерства. Естественно, у этого элемента лидерства есть
две стороны: С одной стороны, он может стать отличным помощником в инициативах
и принятии решений.
В-третьих, важно подчеркнуть значительную корреляцию между внутренней и
внешней политикой. «Феномен Саркози» выходит за рамки простого политического
оборота, который ему иногда дают, поскольку он порождает прочные отношения
между национальными и иностранными делами. Это чрезвычайно важный момент, поскольку
мир, в котором мы живем (особенно в пределах европейского пространства), больше
не связан с управлением сложной взаимосвязью внутренней и внешней политики;
скорее, оно должно быть связано с полным осознанием того факта, что различия
между национальными и внешними делами прекратились и что, следовательно, все,
что мы делаем во внутренней сфере, будет иметь последствия на международном
уровне и наоборот.
Учитывая, что цель Саркози — «перезапустить» Францию, а экономическая и
внешняя политика Франции полностью европеизированы, ему также необходимо будет
перезапустить Европейский союз. Естественно, это тот момент, когда возникают
трения и напряженность, поскольку ни проблемы, ни сроки, ни решения, предложенные
Францией, не должны быть аналогичными тем, которые были выдвинуты Европой и ее
государствами-членами.
После пятидесяти лет европейской интеграции основные характеристики
вестфальского государства (автономия внутри, суверенитет снаружи) были заменены
нормами европейского права (acquis communautaire), основанными на его
превосходстве над национальным законодательством и прямом влиянии нормы
Сообщества.
Как и Ширак, Саркози работал над франко-британскими отношениями, чтобы
разработать европейскую оборонную политику. Но он не получил сильной поддержки,
которую он ожидал от британцев в его амбициозном плане «Сен-Мало 2» во время
его визита в Лондон в марте 2008 года. Что касается Германия, то кризис,
спровоцированный ирландским отказом от Лиссабонского договора в июне,
августовская война в Грузии и финансовый кризис осени 2008 года, позволили
Саркози и Меркель сблизиться после того, как Саркози раздражил немцев своим
проектом Средиземноморского союза и вторжением в Еврогруппу в июле 2008 года[3].
Что касается стран Центральной и Восточной Европы, Саркози попытался
устранить не только негативное влияние приговора Ширака, адресованного им после
того, как они подписали письмо Вильнюса во время войны в Ираке, но также и
отрицательный образ Франции, который президент Миттеран распространил в Центральной
Европе, первоначально отказавшись от расширения ЕС.
В речи, произнесенной в стране его отца, Венгрии, он объявил, что в ЕС нет
такой вещи, как большие и малые страны. Чтобы доказать открытость Франции
интересам новых государств-членов, он предложил провести переговоры о
привилегированном партнерстве с семью странами, в частности в таких областях,
как энергетика, окружающая среда, внешняя политика и оборона, внутренняя
безопасность, иммиграция, наука, образование, культура и лингвистика.
[1] Speech
by M. Nicolas Sarkozy. 2007.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
elysee.fr/documents/index.php?mode=list&cat_id=7&lang=fr&page=11 (дата обращения: 11.04.2019).
[2] Хасснер Пьер Европа в эпоху переговоров. Beverly
Hills [Calif.] Sage Publications. 2012. —
82 с.
[3] Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные
экономические отношения Франции: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В.
Игнатова, Н.Л. Орлова. — Люберцы: Юрайт, 2019. — 409 c.