Курсовая с практикой на тему Внешняя политика Франции на Аравийском полуострове в 2007-2017 гг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Раздел 1. Франция и страны Аравийского полуострова: исторические аспекты 6
Раздел 2. Внешнеполитическое сотрудничество Франции со странами Аравийского полуострова в период президентства Н. Саркози 15
Раздел 3. Политика Ф. Олланда в отношении стран Аравийского полуострова 23
Раздел 4. Культурный диалог 32
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Введение:
Актуальность темы и постановка проблемы. Начиная с XVI века Аравийский полуостров является ареной борьбы западных держав (в основном Англии, Франции и Германии) и турков-османов за влияние в регионе. В колониальную эпоху все государственные образования на полуострове были зависимы. Наибольшим влиянием в регионе традиционно обладала Великобритания. Независимость регион получил в 20-е годы XX века. Однако это не означало, что западные сраны потеряли интерес к Аравии. Этот регион и в наши дни является важной стратегической и геополитической зоной интересов мирового сообщества.
Важным фактором повышенного интереса к Аравийскому полуострову является обладание уникальными запасами минерального сырья — углеводородов, имеющих первостепенное значение для нормального функционирования мирового хозяйства. Нужно отметить, что исторически этот регион не был зоной влияния и интересов Франции. Здесь основные друзья и партнеры – США и Великобритания. Однако, являясь частью арабского мира, страны Аравийского полуострова привлекают внимание Франции, поскольку ее связь с арабским миром очень крепка и имеет свои корни еще в доколониальном прошлом. Интересы Франции в арабском мире определяются исторической традицией, географической близостью, а также целым рядом экономического, политического и геополитического характера.
Арабский мир расположен на пересечении главных экономических и стратегических путей, связывающих три континента — Европу, Азию и Африку. Здесь проходят морские, сухопутные и воздушные коммуникации, играющие важную роль в мировых экономических связях и представляющие ценность для стратегических перебросок войск.
Стабильность и безопасность западного мира в наши дни напрямую зависят от развития политической и социально-экономической ситуации в странах Ближнего и Центрального Востока, а также Северной Африки.
В процессе исследования проанализирован большой пласт научной литературы по теме, широко задействованы статьи, опубликованные как отечественными, так и зарубежными научно-исследовательскими институтами. Для написания работы использовались также периодические издания и материалы прессы. При написании работы использовались общие работы по взаимоотношениям Франции со странами Ближнего Востока.
Так, в работе историка М.Ю. Бородиной проведен анализ политики Франции на арабском Востоке во время президентства Н. Саркози. Рассмотрены различные проекты по усилению влияния Франции в регионе. Внешнеполитический курс Парижа в период президентства Ф.Олланда представлен в совместной работе И. Пунавиа и О.К. Петрович-Белкина .
О современных проблемах Франции на Ближнем Востоке, потерях былого влияния освещается информация в статье Н.Ю. Узуновой «Политика Франции на Ближнем и Среднем Востоке: в поисках утраченного величия» .
С критической оценкой действий западных держав на Ближнем Востоке выступает книга отечественного политолога У.З. Шарипова .
В работе отечественного историка, руководителя центра по связям с международными организациями, странами Западной Европы и США Е.А. Осипова представлена информация о современной внешней политике Франции в контексте ее вовлеченности в процессы глобализации, участия в ЕС и НАТО.
Целью исследования является изучение вопроса внешнеполитической деятельности Франции в отношении государств Аравийского полуострова.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
показать исторические аспекты взаимоотношений Франции с арабским миром, и со странами Аравийского полуострова в частности;
провести анализ внешней политики президентов Франции Н. Саркози и Ф. Олланда в направлении Аравийского полуострова;
показать военно-техническое и экономическое сотрудничество Франции и Аравийских государств;
отдельно рассмотреть культурные связи стран в рассматриваемый период.
Хронологические рамки исследования – 2007 – 2017 годы. Дан также обзор исторических аспектов взаимоотношений Франции и стран Аравийского полуострова.
Географические рамки исследования – страны Аравийского полуострова и Франция. Однако их взаимоотношения могут рассматриваться только в более широких рамках, поэтому в работе затронуты также государства ЕС и США, а также страны арабского востока.
Методологическая основа исследования. Исследование опиралось на существования двух с одной стороны соперничающих концепций, с другой стороны не взаимоисключающих. Одна из них предполагает развитие в современной Франции великодержавных амбиций, желание вернуть былое влияние в регионе и осуществление независимой внешней политики. Другое видение современной внешнеполитической доктрины Франции предполагает все большее вовлечение ее в интеграционные процессы в западноевропейскую общность с участием США и подчинение ее национальных интересов общим западным интересам. При написании работы использовались методы анализа синтеза, историко-системный.
Объектом исследования является внешняя политика Франции на Аравийском полуострове. Предмет исследования – политика Франции в отношениях с государствами региона.
Источниковая база исследования.
Научная новизна и научно-практическая значимость исследования. В отечественной и зарубежной литературе отсутствуют специальные работы, посвященные взаимоотношениям Франции со странами Аравийского полуострова. Этим подтверждается научная новизна темы и научно-практическая значимость исследования.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Ближневосточная политика занимает одно из центральных мест во внешнеполитической доктрине Франции. История взаимоотношений Парижа и арабского Востока насчитывает не одно столетие. В ХХ веке период наивысшего взлёта французских колониальных амбиций сменился этапом утраты практически всех рычагов влияния на ситуацию в этом регионе. В настоящее время Франция пытается вернуть свои позиции, опираясь на экономическую экспансию и гибкое политическое маневрирование. Основным форпостом Франции на Ближнем Востоке на данный момент стал Ирак, где она имеет давние связи и политическое влияние. Самым крупным её экономическим партнёром остаётся Саудовская Аравия. Из-за этого Франция в снова и снова оказывается под шквалом критики как экономический партнёр Саудовской Аравии из-за подозрений в причастности к преступлениям последней.
В настоящее время Париж оказался отброшенным на второстепенные роли на Ближнем Востоке как из-за собственных просчётов, так и по объективным причинам. Более того, эхо ливийской кампании, в которой Париж принимал активное участие, а затем и войны в Сирии докатилось и до самой Франции в виде терактов и притока беженцев. Они оказали огромное воздействие на процессы не только в этой стране, но и во всей Европе.
Постоянно находясь под угрозой осложнения ситуации на важном для неё саудовском направлении, Франция вынуждена проводить аккуратную политику с другими своими ближневосточными партнёрами, поскольку у Эр-Рияда периодически возникают с ними конфликты.
На фронте борьбы с исламским терроризмом Франция стала членом западной коалиции под управлением США, которая не только имеет целью борьбу с джихадизмом, но поддерживает и свержение прежних режимов. Поэтому до того, как на её собственной территории произошли теракты, произведённые сторонниками радикального ислама, она избегала вмешательства в события на Ближнем Востоке после ливийской кампании.
Здесь Франция пользуется репутацией надёжного партнёра благодаря отказу Ж. Ширака в 2003 г. участвовать в антииракской коалиции США и Великобритании. У Франции там оказалось больше шансов обозначить своё присутствие ещё и потому, что иракцы тяготятся гегемонией Соединённых Штатов и благосклонно относятся к европейцам, которых представляет Париж.
Провозглашенная Францией независимость во внешнеполитической деятельности не всегда имеет место в реальности, при этом, следует согласиться, что в отношениях с арабским миром, и в частности с Аравийскими странами, Париж более менее придерживается своей концепции. Интересы Франции, главным образом экономические, порой идут вразрез с позицией ведущих мировых держав.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1. Франция и страны Аравийского полуострова: исторические аспекты
Анализ внешнеполитических устремлений Франции в каком либо регионе, в том числе на Аравийском полуострове, невозможно проводить вне контекста общей внешнеполитической доктрины государства. В этой связи следует отметить, что, согласно большинству исследователей с конца XX века роль Франции в мировой политике снизилась . Связывают это с окончанием холодной войны, распадом СССР и крушением двуполярной мировой системы, без которой так называемая «голлистско-миттерановская традиция», не могла существовать. Суть этой позиции строилась на идее преодоления сложившейся после Второй мировой войны системы международных отношений, разделившей мир на два лагеря. Франции в этой системе Париж отводил роль «третьей силы», моста между Востоком и Западом. Главным стержнем доктрины являлась стратегия независимости Франции во внешнеполитическом курсе.
Де Голль, как известно, руководствовался в своей политике идеей примата национального государства по отношению к любым международным структурам, а также к идеологиям, которые считал большей частью формой маскировки национальных интересов. Генерал сочетал почти мистическое представление о «величии» своей страны («Франция без величия перестает быть Францией») с реализмом и прагматизмом, особенно во внешней сфере .
C крушением французской колониальной империи Париж берет курс на выстраивание дружественных двусторонних связей со странами региона, что в целом должно было обеспечить сохранение здесь французского влияния, а также независимость внешнеполитического курса Франции в условиях «холодной войны». Данная политика, провозглашенная Шарлем де Голлем, получила название « politique arabe».
Однако в постдеголлевский период президенты Франции все больше оказывались в тисках противоречий. С одной стороны, они, как и большинство французов, продолжали считать свою страну великой державой, призванной участвовать в мировых делах. С другой, Франция все глубже вовлекалась в процесс европейской интеграции и сотрудничество в рамках НАТО, что по определению ограничивало ее самостоятельность. Сближение с Альянсом диктовалось, помимо прочего, стремлением сэкономить на военных расходах. Военный бюджет Франции позволял поддерживать на определенном уровне ракетноядерный потенциал, но был недостаточен для развития логистики, необходимой для удаленных операций, особенно военно-транспортной авиации, а также современных технических, в том числе космических, средств разведки. В данном отношении Франция все больше зависела от Альянса, то есть на практике от США. В сложившейся в 1990-е годы ситуации руководство Пятой Республики встало перед проблемой построения новой внешнеполитической доктрины.
В отношениях со странами арабского Востока к концу XX века Франция стала одним из ведущих поставщиков вооружения. К началу 1980-х годов Франция вышла на второе место в мире среди стран Запада (после США) по объему продаж вооружения. При этом более 50 % экспорта оружия Франция направляла в страны Ближнего Востока .
Ведущими партнерами Франции среди стран Ближнего Востока в сфере торговли оружием являлись Саудовская Аравия и Ирак. Однако французское оружие, имевшее высокий уровень конкурентоспособности, продавалось во все страны Ближнего Востока. Наибольший спрос имели авиационная техника и ракетное оружие.
Аравийские монархии, будучи преимущественно оснащенными американскими вооружениями, технологией и учебными центрами, а также не отказываясь от проамериканской внешней ориентации, вместе с тем, начиная еще с 80 х годов постепенно расширяли географию приобретение военной продукции, закупая ее и у других западных держав. Заинтересованность в сотрудничестве была обоюдная: с одной стороны, массы нефтедолларов, с другой — современная военная продукция на высоком технологическом уровне.
Пик продажи оружия из Франции в страны Ближнего Востока пришелся на 1984 год, когда Франции удалось продать оружия на впечатляющую по своим размерам сумму в 61,8 млрд. франков. Затем начался спад, продолжавшийся до начала 1990-х годов. В дальнейшем ситуация стабилизировалась, и в течение 1991-1995 годов объем поставок оружия из Франции на Ближний Восток был стабильным .
Продажа оружия, однако, не являлась единственно существующим направлением военно-политического сотрудничества Франции со странами Ближнего Востока. Оно имело и ряд других форм, среди которых: участие французских военных специалистов в освоении странами Ближнего Востока современной боевой техники, поставлявшейся Францией; передача Францией лицензий на производство в странах Ближнего Востока различных видов вооружений; обучение в военных учебных заведениях Франции слушателей из стран Ближнего Востока.
Ближний Восток рассматривался во Франции и как сфера приложения капитала. Франция, которая еще в конце XIX — начале XX веков являлась одним из крупнейших в мире «государств-банкиров», сохранила тенденцию к размещению финансовых средств за пределами страны (в том числе на Ближнем Востоке) и в течение всего XX столетия.
До 1970-х годов значительная часть капиталовложений из Франции в странах Ближнего Востока приходилась на нефтедобывающую отрасль. Однако национализация нефтяных промыслов, осуществленная руководством арабских стран в 1970-х годах, привела к изменению структуры французского капитала в регионе. Франция активизировала сотрудничество с арабскими странами, о чем свидетельствовало, например, активное участие французских транснациональных корпораций в реализации в странах Ближнего Востока многочисленных проектов в сфере промышленности, транспорта и сельского хозяйства.
Со второй половины 1970-х годов на Ближнем Востоке получают распространение так называемые альтернативные (прямым инвестициям) формы участия капитала из Франции. К ним относилось, например, создание смешанных предприятий с участием капитала, имеющего местное происхождение. В дальнейшем же возникли такие формы, как контракты «под ключ», а также контракты на различные услуги в сфере промышленности, транспорта и сельского хозяйства. При этом для обеспечения проникновения капитала из Франции в регионы с повышенным уровнем конкуренции, к которым относился Ближний Восток, его прочного закрепления там французские банки создали с этой целью банковские консорциумы .
Однако, ввиду нестабильности в регионе, частым военным конфликтам, что являлось неблагоприятным фактором для инвестиций, зарубежные инвестиции Франции на Ближнем Востоке в своем количественном выражении к началу 1980-х были невелики. С другой стороны, к началу в эти годы доля Франции в общем объеме контрактования на Ближнем Востоке составляла 24,3 %, что свидетельствовало о достаточно прочных позициях французского капитала в регионе .
Вместе с тем страны Ближнего Востока представляли для Франции интерес и как финансовый центр, активы которого не уступали, а иногда превосходили соответствующие активы крупнейших банков из стран Запада. Поэтому значительна была для Франции роль капитала из арабских стран.
К началу 1980-х годов крупнейшим из финансовых центров среди нефтедобывающих государств Ближнего и Среднего Востока стал Кувейт, о к ним также относились Саудовская Аравия, Ирак и Иран, ОАЭ и другие страны региона. Известно, что вкладчики из стран Ближнего и Среднего Востока имели в начале 1980-х годов во французских банках активы, составлявшие сумму более 100 млрд. франков. И до 1984 г. они имели тенденцию к росту .
Наряду с экономическими причинами, объясняющими повышенный интерес Франции к арабскому Востоку, все большее и большее значение к началу 1980-х годов приобретал фактор безопасности. Очень высокий, в сравнении с другими регионами, уровень конфликтности не только создавал напряженность в странах Ближнего Востока, но и воздействовал также на ситуацию в Средиземноморском регионе в целом. Вследствие этого руководство Франции не могло не обращать свое внимание как в сторону Ближнего Востока, так и в сторону Средиземноморья в целом.
В 1990-е годы военно-политическое сотрудничество Франции со странами Ближнего Востока, прежде всего с государствами ССАГПЗ, вышло на новый качественный уровень.
Кувейтский кризис показал аравийским монархиям, что в одиночку они не способны противостоять внешней агрессии сильного государства, обеспечивать собственную безопасность и стабильность в регионе. Так, страны ССАГПЗ обратили пристальное внимание на коллективные формы сдерживания агрессоров, получение военной помощи от стран Запада, а также дружественных арабских режимов. Главным партнером в данном сотрудничестве опять же оказались США, в меньшей степени их союзники – Великобритания и Франция, а также Италия. Ряд исследователей полагает, что таким образом арабские государства в определенном смысле сбалансировали американское военное присутствие в регионе .
Так в 1990-е годы Франция подписала ряд соглашений по вопросам обороны т безопасности со странами Аравийского полуострова.
Кувейт, до иракской агрессии 1990 года, не обладал собственными военными возможностями. С помощью дипломатии государство балансировало между более крупными и сильными в военном и экономическом отношении соседями. Как и государства-партнеры по ССАГПЗ, в Кувейте полагали, что деятельность организации должна осуществляться без участия и вмешательств извне. Иракская агрессия поставила под сомнение прежнюю концепцию обеспечения национальной безопасности Кувейта и региона в целом. Начиная с осени 1991 года Кувейт подписывает соглашения о военном сотрудничестве с США, а затем другими странами НАТО. В августе 1992 года было подписано соглашение по вопросам обороны с Францией. Документ предусматривает непосредственное вмешательство Франции для оказания помощи Кувейту в том случае, если эмират станет объектом нападения извне. Соглашение предполагает также осуществление поставок французского оружия, оказание содействия в подготовке военных кадров, обмен экспертными оценками о ситуации в регионе Залива, обмен разведывательной информацией, проведение совместных учений, предоставление льгот вооруженным силам Франции по использованию военных объектов на кувейтской территории .
В 1994 году было подписано соглашение о совместной обороне с Катаром, предусматривающее направление в Катар французских военных советников и специалистов, проведение совместных учений военных сил двух стран.
Подписанное в 1995 году соглашение по вопросам обороны и безопасности с Объединенными арабскими эмиратами предусматривает проведение сторонами незамедлительных консультаций в случае возникновения внешней угрозы ОАЭ, оказание им военной помощи, расширение двустороннего военного сотрудничества, оказание содействия в оснащении эмиратских вооруженных сил современными вооружениями и в подготовке военных кадров, проведение совместных мероприятий по боевой подготовке. С тех пор, вплоть до последнего времени, Франция являлась основным поставщиком продукции военного комплекса в ОАЭ. Почти 60% оружия и военной техники вооруженных сил ОАЭ французского производства. В 1990-е годы было закуплено французского вооружения на сумму до 7 млрд. долларов США. В 1997 году с Францией подписано соглашение о приобретении тридцати истребителей “Мираж 2000-9” и модернизации имеющихся на вооружении самолетов “Мираж 2000” до уровня этой модификации. На регулярной основе проводились совместные учения вооруженных сил двух стран. Французские советники и специалисты участвовали в подготовке личного состава армии ОАЭ .
Королевство Саудовская Аравия всегда занимало ключевую позицию в регионе для продвижения своей политики США. Несмотря на ряд весомых противоречий в Эр-Рияде понимали, что только США способно обеспечить безопасность собственно королевства и в регионе в целом. На союзников по ССАГПЗ надежды было мало, так как их общий военный потенциал был гораздо меньше саудовского, не говоря уже об иранском и иракском даже после разгрома последнего в войне. В Вашингтоне отводили Саудовской Аравии особое место в деле укрепления своих политических, военных и экономических позиций на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия считается полезным партнером в американской политике с точки зрения политического, религиозного и нефтяного влияния в арабском и исламском мире. В 1990-е годы Саудовская Аравия предоставила свою территорию для складирования оружия, военной техники и имущества для вооруженных сил Соединенных штатов. Кроме того, в королевстве на постоянной основе был размещен американский воинский контингент, а также подразделения британских и французских ВВС .
Как видится, аравийские режимы стремились проводить более диверсифицированную политику на Западе, то есть иметь определенную самостоятельность в области обеспечения национальной безопасности и стараться самим выбирать партнеров и союзников. В этом отношении особенно проявили себя ОАЭ, единственные в ССАГПЗ отказавшиеся предоставить свою территорию для американских военных баз. Таким образом, еще с началом ирано-иракской войны эти страны стали увеличивать военные закупки у Франции, которая на местных рынках заняла свою технологическую нишу: они совместно с Ираком стали приобретать самолеты «Супер-Этандар», «Мираж» новых модификаций, ракеты «Экзоссе», а далее последовало сотрудничество и в других областях. Так, если ОАЭ и Катар закупали французские штурмовики «Mirage». В частности, в 1998 году ОАЭ подписали с Францией контракт на сумму 3,4млрд. долларов США на приобретение 30 новых штурмовиков «Mirage 2000 9» и модернизацию 33 «Mirage 2000 SAD-8S». Саудовскую Аравию французские компании оснастили оборудованием и обслуживанием для системы национальной ПВО, а также поставили ей военные корабли .
Вообще считается, что при Ж. Шираке Франция, хоть и была уже вовлечена по полной в глобальный интеграционный процесс на Западе в виде ЕС и сотрудничества с НАТО, все же сохраняла в своей внешней политике некоторую степень независимости. Так, Ширак, будучи последовательным «голлистом «в вопросах внешней политики, выступил в 2003 году совместно с Россией и ФРГ против операции США в Ираке. За свою позицию он получил от своих оппонентов из либерального лагеря прозвище «Ширак Аравийский» . Известный французский писатель и журналист Б.-А. Леви упрекал его в том, что, отказавшись поддержать Соединённые Штаты и Великобританию, Франция останется в результате за бортом принятия решений и установления зон влияния в «освобождённом» Ираке. Впоследствии, когда правда, опровергающая наличие химического оружия у С. Хусейна, вышла наружу, принципиальность Ж. Ширака выдвинула Францию в иракских делах на первые роли. В конечном итоге США и их союзники были вынуждены отступить с потерями, не только морального свойства, так и не разрешив местные противоречия. В свою очередь хаос, оставленный западными союзниками после себя, стал питательной средой для появления ИГИЛ .
Рассмотрение исторических аспектов взаимодействия Франции со странами Аравийского полуострова показывает, что традиционно этот регион не находился в сфере влияния Парижа. Но геополитическое положение полуострова, природные богатства, сосредоточенные в его странах, экономический интерес Франции, вызванный этим, объясняют, почему на начиная со второй половины XX века руководство Пятой Республики пыталось распространить свое влияние на Ближнем Востоке в том числе и на этот регион. Кувейтский кризис, понимание стран-участниц ССАГПЗ невозможности своими силами обеспечить безопасность в регионе, способствовали установлению взаимовыгодных отношений государств-лидеров полуострова с Парижем.