Журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Внешние и внутренние факторы самоцензуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения цензуры и самоцензуры. 6

1.1. Формы и виды цензуры.. 6

1.2. Возникновение цензуры и ее особенности
в разных странах. 8

1.3. Рассмотрение цензуры и самоцензуры. 18

Глава 2. Самоцензура в современных
российских СМИ.. 24

2.1. Понятие «самоцензура» и ее работа в
медиа. 24

2.2. Внешние и внутренние факторы самоцензуры. 26

Заключение. 31

Список использованных источников. 32

  

Введение:

 

Актуальность работы. Информационная картина мира, которую
создают журналисты, иногда далека от реальности ввиду того, что журналист
постоянно делает выбор, о чем и как сообщить аудитории: то ли о чем-то
необычном, то ли о типичном, то ли о самом, на его взгляд, интересном.

Субъективный подход к отбору фактов – не вина и не беда
журналистов, а скорее всего неизбежность. Намного опаснее для профессии
сознательное искажение отражаемой реальности путем акцентирования,
подчеркивания одних событий или отдельных сторон отображаемых явлений и
замалчивания других, то есть манипулирования массовым сознанием путем
умолчаний.

Подобно инициации в СМИ двойных стандартов фигуры умолчания
имеют как осознанные, так и неосознанные причины. К предпосылкам неосознанного
возникновения умолчания можно отнести влияние предубеждений автора на отбор
фактов и на выбор источников, а также необходимость оперативного сбора
информации.

Причинами осознанного применения приема умолчания могут быть
принадлежность журналиста к одной из заинтересованных сторон (например,
политической партии); личные карьерные, финансовые, деловые и другие интересы;
давление со стороны редактора или учредителя и т. д.

К неосознанным причинам, пожалуй, можно добавить самоцензуру
(не как этический ограничитель, а как проявление инстинкта самосохранения), а к
осознанным – договоры на информационное обслуживание органов власти, которые
широко практикуются изданиями, формально от власти не зависящими.

Суть таких договоров о лояльности заключается в табу на
распространение информации, противоречащей «политике партии и правительства»:
не обязательно писать о власти хорошо, главное – не писать то, что может ей не
понравиться.

Так из журналистских текстов вымывается правда – причем не
мнения и оценки, а факты. Они отсеиваются, вычеркиваются либо внутренним, либо
внешним цензором.

Самоцензура — это своего рода сознательное
ограничение автора в процессе написания материала.

Здесь роль играют моральные ценности автора, его
отношение к обществу, правила этике и многое другое.

Право человека на свободу слова является одной из основных
демократических ценностей. На пороге построения гражданского общества в России
стали более позитивно относиться к этому явлению. Это право юридически
закреплено в Конституции РФ.

Статья 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» говорит
о недопущении требований к СМИ со стороны должностных лиц, государственных
органов, организаций, учреждений, общественных объединений предварительно
согласовывать материалы, а также наложение запрета на распространение материалов
и их отдельных частей.

Степень разработанности темы исследования. Вопросами
внешней и внутренней цензуры в журналистике занимались В. М. Амиров, Л.М.
Баткин, Г. В. Винокуров, Л.Я. Гозман, Б.В. Дубин, С. Г. Кара-Мурза, М. И.
Маевская, Д.В. Ольшанский А. Г. Рихтер, М. В. Семкина, В. В. Чернышев, А. П.
Чудинов и другие.

Цель
исследования – изучить внешние и внутренние факторы
самоцензуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть формы и виды цензуры;

2. рассмотреть особенности цензуры и самоцензуры;

3. проанализировать
факторы возникновения цензуры и ее особенности в разных странах

4. раскрыть сущность понятия «самоцензура» и ее работу в медиа;

5. определить внешние и внутренние факторы самоцензуры.

Методы
исследования.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой
для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и
список использованных
источников.

При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, можно сделать вывод, что для понимания
проблемы цензуры и самоцензуры важны
вопросы отношений власти и личности, государства, общества и личности, государства
и общества.

А на пересечении данных проблем
возникает вопрос об ограничении свободы слова, о цензуре и о борьбе с нею.

Самоцензура
является сознательным ограничением автора в процессе написания материала. Тут
роль играют моральные ценности автора, его отношение к обществу, правила этике
и многое другое.

Самоцензура существует как данность. Причем
не только в издательстве, однако, и внутри каждого автора.
Каждый сам с собой договаривается, где у него предел провокационности,
принципиальности, смелости, жесткости.

По данным границам у журналиста возникает авторский
подход, у журналистских коллективов – редакционная политика.

Со стремительным ростом числа
печатаемых книг, сфера самоцензуры неизмеримо расширяется. Ее основной объект –
это  периодические издания, газеты,
журналы и книги.

Затем возникает радио и средство
борьбы с ним. Еще позже появляется телевидение, которое власти тоже «прибирают
к рукам».

Сегодня все значимее становится
интернетная информация. И с ней пытаются бороться, однако, пока не совсе
удачно. Иной раз кажется, что самоцензура торжествует, однако, победа
оказывается временной. Находятся все же возможности ее обхода.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
цензуры и самоцензуры

1.1. Формы и виды цензуры Цензура является специальной системой
государственного надзора, которая следить за распространением и содержанием информации,
печатной продукции, сценических и музыкальных произведений, произведений
изобразительного искусства, кино и фото произведений, передач радио и
телевидения, порталов и веб-сайтов.

В некоторых случаев цензура применяется и в
частной переписке. Единственная цель введения цензуры – это  ограничение либо полное недопущение
распространения идей и сведений, которые признаны властями опасными и
нежелательными. Цензурой названы и духовная власть и органы светской власти,
там тоже проводится осуществление контроля.

Цензура – это важная составляющая любого
государства в мире, реализующего системы запретов и ограничений, и механизм
пропаганды. В противовес цензуре в гражданском обществе есть такие понятия как
правовое и общественное свободы слова.

В правовом демократическом государстве цензура способна
обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность страны, и ее политического строя и
государственную стабильность. Добиться данного результата можно лишь при
условии максимального соблюдения свобод и прав человек. В тоталитарном
государстве цензурная роль изменяется очень сильно.

Цензура выполняет контрольные и запретительные, полицейские
и манипуляционные функции. Необходимо подчеркнуть, что большинство функций
цензуры напоминают функции репрессивных органов. Цензура данных государств не
только исключает всю лишнюю информацию, однако и вторгается в профессиональный и
творческий процесс автора.

Исторически было сложены несколько видов цензуры,
которые отличаются друг от друга по характеру информации, которую они
регулируют:

— Коммерческая цензура;

—  Военная
цензура;

— Духовная цензура;

— Государственная цензура;

— Нравственная цензура;

— Экономическая цензура;

— 
Политическая цензура;

— 
Идеологическая цензура.

Кроме всего, современная цензура обладает делением
на светскую и религиозную. Также есть разделение по типу носителя информации.
Некоторые исследователи выделяют и педагогическую цензуру, которая отвечает за
информацию, допущенную к публикации, но получившую ограничения в ходе своего
распространения: некоторые слои общества могли не получить материалы.

По способам осуществления цензура различается
следующих видов:

— Предварительная цензура – ее работа в
необходимости получать различные разрешения на выпуски того либо другого
материала. Создана специальная форма, по пунктам которой автор обязан
предоставить информацию, чтобы получить одобрение.

— Последующая цензура, также она называется
карательной: ее главное преимущество в наложении цензурных требований. Ее
активное участие можно заметить в период с 1865 по 1917 гг. В отличие от
предварительной цензуры, тут анализируются уже напечатанные издания, однако, до
выхода в общество. За нарушение тех либо других цензурных правил на редакцию,
издателя либо автора мог быть положен арест. Такие же права были у советской
цензуры.

— Корпоративная цензура, иначе говоря,
согласование слов пресс-секретарей с коллегами. Никакие новостные блоки не
могут быть выпущены в свет без предварительного одобрения оной из сторон.

— Самоцензура, которая является неким сознательным
ограничением автора в ходе написания материала. Здесь роль играют моральные
ценности автора, его отношение к обществу, правила этике и многое другое.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы