Курсовая с практикой на тему Внешнеторговая политика стран с развитой рыночной экономикой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой 6
1.1. Сущность и роль внешнеторговой политики 6
1.2. Инструменты реализации внешнеторговой политики 14
Глава 2. Особенности внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой 23
2.1. Состояние внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой 23
2.2. Проблемы и перспективы внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой 32
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложения 46
Введение:
Актуальность темы курсовой работы обоснована растущим интересом к изучению влияния внешнеторговой политики стран на общую экономико-политическую конъюнктуру единого мирового сообщества. Внешнеторговая политика является одним из ключевых аспектов в развитии государства, обеспечивающим его конкурентоспособность на международной арене.
Значимость внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой возрастает с точки зрения решения назревших национальных проблем по мере расширения сегментов международного рынка. Данному факту способствует и ослабление напряжённости в мировом сообществе, и сокращение противостояний между странами.
Внешнеторговая политика каждой страны состоит из комбинации двух противоположных видов внешнеторговой политики: либерализации и протекционизма. Основные факторы, которые влияют на выбор направления внешнеторговой политики государства: уровень развития экономики страны, тип экономики страны, стадия экономического цикла и сложившаяся политическая ситуация. Общей современной тенденцией во внешнеторговой политике для всех стран является стремление к ее либерализации, которое основано на увеличении числа преференциальных торговых соглашений и снижении тарифов, но сопровождающееся всплесками протекционизма, особенно в периоды кризисов и политических конфликтов.
При участии любого государства в международном разделении труда необходим обдуманный целенаправленный подход. Исходным моментом для развития и успешного функционирования внешнеторговой политики является положение о том, что она на всех ступенях экономического развития отражает цели макроэкономической политики и является ее составной частью.
По нашему мнению, анализируемая политика очень значимый компонент отраслевого регулирования, потому как импортно-экспортные товары, цены, субсидии и квоты значительно воздействуют на развитие отраслевых внутренних рынков стран и формируют их структуру, а международная торговля, исходящая из относительных достоинств производств в различных государствах, позволяющая применять специализацию и повышать эффективность, приводит к повышению общего благополучия. В тоже время, устанавливаемые ограничения, применительно к экспорту и импорту, снижают результативность и ухудшают финансовое состояние причастных к ним государств. История данной политики входит в противоречие с трактовкой о роли либерализма и протекционизма во внешнеэкономических отношениях. На практике выходит, что во многих случаях применение тарифов и квот на импорт и экспорт может быть оправдано тогда, когда на мировом рынке отечественным производителям противостоят конкуренты, у которых сосредоточена монопольная власть, а правительство в таком случае старается увеличивать собственное социальное благосостояние, сдерживать монопольную власть зарубежных предприятий на своем рынке, или помогает российским производителям приобретать монопольную власть на внешних рынках.
Среди отечественных авторов, изучающих проблемы внешнеторговой политики, можно выделить Григорян Г. А., Тимофеева И.Н., Морозову В.А., Тимофееву Ю.С., Атурина В.В., Гегечкори И.М. В целом внешнюю экономическую деятельность в своих научных статьях освещают Дробот Е.В., Щербин В.О., Пыльнева Т.Г., Козлова Е.И. и другие.
Тем не менее, изучению внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой посвящено мало глубинных отечественных исследований. Прогнозирование показателей в быстроменяющейся ситуации затруднено, поэтому важно изучать различные точки зрения экспертов, просматривать статистику.
Объект исследования курсовой работы — экономические отношения, возникающие в процессе развития внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой.
Предмет исследования курсовой работы — механизмы развития внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой.
Целью курсовой работы является анализ внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой.
Для достижения поставленной цели намечено выполнение следующих задач курсовой работы:
— раскрыть сущность и роль внешнеторговой политики;
— изучить инструменты реализации внешнеторговой политики;
— проанализировать состояние внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой;
— выявить проблемы и перспективы внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой.
При исследовании внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный) методов познания.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по проблемам развития внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные положения, практические выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой.
Практическая значимость темы курсовой работы обоснована спецификой современного этапа развития внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой в условиях мирового экономического кризиса, которая требует поиска новых путей развития внешнеторговой политики стран с развитой рыночной экономикой.
Структура курсовая работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Внешнеторговая политика — это составная часть внешнеэкономической политики, целью которой выступает создание условий для прогрессивного развития возмездного трансграничного обмена страны и его публичной организации в направлении увеличения ее внешнеторгового потенциала посредством использования совокупности экономических, административных и социально-психологических мер государственного воздействия. Внешнеторговая политика охватывает действия в области экспорта и импорта товаров и услуг и использует такие инструменты, как таможенные пошлины и тарифы, нетарифные ограничения, финансовые операции в сфере внешней торговли (кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и пр.).
Исторически сложились две формы реализации внешнеторговой политики. Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Свободная торговля (фритредерство) — политика невмешательства государства в международную торговлю. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода
На современном этапе развития международных экономических отношений государства стремятся проводить гибкую внешнеэкономическую политику. Такая политика подразумевает сочетание обеих стратегий: и протекционизма, и либерализации экономических отношений на внешней арене.
2. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование являются важными инструментами реализации внешнеэкономической политики государства. Основными элементами таможенно-тарифного регулирования являются:
— таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин;
— таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;
— таможенная процедура;
— товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
Под нетарифными мерами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных мер регулирования, а реализуются в рамках административного управления.
Нетарифные меры регулирования являются эффективным методом осуществления внешнеторговой политики так как:
— во-первых, нетарифные меры не связаны какими-либо международными обязательствами; объем и методика их применения полностью регулируются национальным законодательством страны;
— во-вторых, нетарифные меры более удобны в достижении конкретного результата во внешнеэкономической политике;
— в-третьих, нетарифные меры позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока;
— в-четвертых, нетарифные меры не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
3. Рост дефицита торгового баланса ЕС свидетельствует о росте экономических проблем в его хозяйственном пространстве. Прогнозируется, что из кризиса ЕС будет выходит через поиск ближних рынков в сложившихся геоэкономических условиях и увеличение стратегической автономии, чему способствует рост внутрирегиональной торговли. Ограничениями этой политики на перспективу останутся высокие производственные затраты и сохраняющиеся узкие места в цепочках поставок.
В целом к концу 2022 г. ЕС столкнулся с крупным экономико-энергетическим кризисом, в котором продолжают таять преимущества европейского экономического пространства как места размещения промышленности, десятилетиями пользовавшегося стабильным положительным сальдо торгового баланса и дешевыми энергоносителями. Растущая зависимость ЕС от импорта из КНР, льготные условия для организации производства в США по программе «зеленых субсидий» ужесточат конкуренцию для европейской промышленности.
4. Вплоть до сегодняшнего дня внешнеторговая политика ЕС ассоциируется с нормативной силой, которая рассматривается как основной инструмент мягкой силы. Кризис глобального управления, происходящий под влиянием ряда внешних и внутренних факторов, оказывает влияние на изменения глобальной стратегии ЕС.
С нашей точки зрения, в настоящее время ЕС необходимо кардинально пересмотреть свою внешнюю политику применительно к другим странам мира. Отказ от «цивилизаторского» подхода во внешнеполитической деятельности и готовность к «реальному» (а не декларируемому) диалогу с третьими странами мог бы усилить «мягкую» (а не «нормативную) силу ЕС в мире и открыть для Брюсселя новые внешнеторговые возможности.
Таким образом, отметим, что на сегодняшний день в области внешнеторговой политики существует ряд определённых проблем, связанных, прежде всего, с уменьшением роли стран ЕС в сфере мировой торговле. Именно поэтому важным оказывается формирование единой политики интеграции и укрепления экономических и политических связей ЕС с целью усиления своих позиций в мировом сообществе.
Фрагмент текста работы:
Сущность и роль внешнеторговой политики
В современном мире, характеризующимся стремительным развитием глобализации, международных отношений в различных их проявлениях — от политического до экономического взаимодействия, растет и значимость позиции, занимаемой государством на мировой арене. Стабильно функционирующая внешняя торговля или любая другая форма межгосударственного сотрудничества, которая способствует активному движению капиталов, а также товаров и услуг между государствами, играет ведущую роль в процессе развития внешнеэкономической системы страны.
Внешнеторговая политика представляет собой важнейшую часть государственной экономики, которая составляет международные отношения. Она включает в себя регулирование импортных и экспортных операций, внешнеэкономических взаимоотношений между странами, какими-либо международными институтами в области мировой торговли. Тогда внешнеторговую политику можно обозначить в качестве инструмента отдельных стран и их объединений, где определены условия доступа иностранных товаров, услуг, порядок их проникновения на национальный рынок с обеспечением доступа производимой продукции на внешние рынки .
Определенно точно можно сказать, что внешнеторговая политика для любого государства является одним из важнейших инструментов, который прямым образом влияет на общее благосостояние не только самой страны, но и ее населения. Помимо этого, она способствует развитию уже существующих и созданию новых отраслей экономики. Не стоит забывать, что один из наиболее важных показателей, который является приоритетной задачей торговой деятельности любой страны, а именно — экономический рост, в значительной степени зависит от внешнеторговой политики государства.
Внешняя торговля интегрирована практически во все сферы деятельности любой страны, в том числе и Российской Федерации. В этой связи уместно говорить об огромном значении внешнеторговой политики, ее грамотном позиционировании на мировой арене, ведь именно она в значительной степени определяет экономические взаимоотношения с иностранными государствами.
Международная торговля между разными странами является важным фактором повышения уровня жизни, создания рабочих мест и предоставления потребителям большего разнообразия товаров.
Внешнеторговая политика имеет огромное значение для развития страны. Она состоит из комплекса определенных мер, которые направлены на улучшение позиций государства на международной арене, обеспечение независимой и стабильно развивающейся экономики, развитие бизнеса. В число этих мер входят экономические, административные, правовые, технические средства, которые используются для осуществления внешнеторговой политики. Например, достаточно часто правительство проводит внешнеторговую политику, которая направлена на защиту интересов отечественных производителей. Это происходит путем ограничения поступления импортной продукции, либо путем повышения цен на неё. Кроме этого, предоставляются субсидии и льготы в качестве поддержки национальных производителей и продвижения их товаров на зарубежные рынки.
Так же внешнеторговая политика государства призвана выполнять ряд определенных функций, без которых невозможно представить функционирование национальной экономики. К таким функциям можно отнести пополнение бюджета государства, что является одной из важнейших задач внешнеторговой деятельности, обеспечение рынками сбыта те отрасли экономики страны, которые производят товары, способные конкурировать на мировом рынке. Кроме того, функцией внешнеторговой политики является решение тех или иных политических задач путем ограничения торговли со странами с недружественными политическими режимами, введение экономических санкций, эмбарго в их адрес и так далее. Помимо этого, внешнеторговая деятельность страны способствует привлечению финансов в самые разные отрасли экономики для обеспечения их развития .