Курсовая с практикой на тему Внешнеэкономические связи Японии современное состояние и тенденции развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1 Глава. Теоретические системы развития
внешнеэкономических связей Японии 5
1.1 Экономика Японии на современном этапе. 5
1.2 Инструменты регулирования внешнеэкономических
связей Японии. 8
2 Глава. Современное состояние внешнеэкономических связей
Японии. 11
2.1 Экспорт и импорт товаров. 11
2.2 Экспорт и импорт услуг. 13
2.3 Япония на рынке инвестиций. 16
2.4 Экономическое сотрудничество России и Японии
на современном этапе 21
3 Глава. Проблемы и перспективы внешнеэкономических связей
Японии 26
3.1 Проблемы внешнеэкономических связей Японии. 26
3.2 Перспективы внешнеэкономических связей Японии. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 34
Введение:
Данная работа посвящена изучению современного
состояния и тенденций развития внешнеэкономических связей Японии.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем,
что процесс глобализации все более ускоряется и охватывает различные сферы
жизни общества. Глобализация является ведущей тенденцией современной мировой
экономики. Помимо расширения международной торговли товарами и услугами
происходят увеличение международных потоков капитала и труда, расширение
мировых цепочек поставок и рост прямых иностранных инвестиций. В эту тенденцию
вписывается интеграция в мировую экономику стран с формирующимся рынком.
Япония продолжает оставаться одной из ведущих стран в
мировой экономике, несмотря на определенное снижение ее доли в мировом
товарообороте, она занимает четвертое место после Китая, США и Германии. Её
внешнеэкономический комплекс находится в состояния сильнейшей международной
конкуренции. Постепенно уступая свое место по ряду товарных отраслей основным
соперникам из числа развитых и новых индустриальных стран, она в то же время
значительно усиливает свои позиции в прямом зарубежном инвестировании в
производственной и третичной сфере деятельности. В связи с этим представляется
своевременным рассмотрение динамики основных внешнеэкономических показателей,
анализ меняющиеся соотношение внешней торговли и прямых инвестиций, в первую
очередь его влияние на процессы расширения цепочек добавленной стоимости и их
роли в сохранении позиций японских компаний на внешних рынках.
Цель работы – рассмотреть современное состояние и выявить
тенденции развития внешнеэкономических связей Японии.
Задачи исследования:
1) рассмотреть положение экономики Японии на
современном этапе;
2) выявить инструменты регулирования
внешнеэкономических связей Японии;
3) провести анализ экспорта и импорта товаров и услуг
Японии;
4) изучить поведение Японии на рынке инвестиций;
5) выявить особенности экономического сотрудничества
России и Японии на современном этапе;
6) рассмотреть проблемы и выявить перспективы
внешнеэкономических связей Японии.
Объект исследования – внешнеэкономические связи
Японии.
Предмет исследования – организационно-экономические
условия развития внешнеэкономических связей Японии.
В работе использованы такие методы, как анализ,
синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования
посвящена рассмотрению теоретической системы развития внешнеэкономических
связей Японии. Во второй главе работы нами рассматривается современное
состояние внешнеэкономических связей Японии. В третьей главе изучены проблемы и
перспективы внешнеэкономических связей Японии.
Источниковую базу исследования составили материалы
научной периодики, а также материалы научно-практических конференций,
посвященные вопросам внешнеэкономических связей Японии, опубликованные за
последние 5 лет.
Заключение:
В результате проведенного
исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Характеризуя экономику Японии на
современном этапе, среди важнейших факторов, оказавших особенно сильное влияние
на экономику и внешнеэкономические связи Японии, следует выделить пандемию
COVID-19. Короновирус нанес серьезный удар по экономике основных контрагентов
Японии — Восточной и Юго-Восточной Азии, США и Еврозоне. Снижение экономической
активности в этих странах отразилось на их общеэкономических показателях и
вызвала постепенное снижение производственного и потребительского спроса.
Вместе с тем, несмотря на значительные потери во всех сферах экономики,
современная модель внешнеэкономических связей Японии продолжает развиваться, Япония
остается одной из ведущих стран в мировой экономике, и несмотря на определенное
снижение веса, регионально занимает второе место после Китая. Она выступает
четвертой по объему товарооборота.
2) Внешнеэкономический комплекс
Японии, несмотря на сильнейшую конкуренцию со стороны других стран, продолжает
свое развитие, являясь во многом двигателем японской экономики. Это происходит
благодаря эффективным инструментам регулирования внешнеэкономических связей
Японии, среди которых сеть торговых соглашений и региональных интеграционных
инициатив, многосторонние соглашения, участие в глобальных цепочках создания
стоимости, децентрализация производства, либерализация внешней торговли.
3) Анализ экспорта и импорта
товаров показал, что Япония — лидер по экспорту автомобилей, производству
роботов, числу АЭС. Страна, расположенная на 6,5 тыс. островов без полезных
ископаемых и пахотных земель, которая занимает 4-е место в мире по величине ВВП
и 3-е — по объему экспорта товаров. Бренды японских товаров — Toyota, Honda,
Mitsubishi, Subaru, Nikon, Sony, Panasonic, Toshiba и др. являются предметом
экспорта.
Статьи экспорта Японии в 2020 году:
автомобили; запчасти для авто; интегральные схемы; компьютеры и телефоны;
промышленная техника и роботы; двигатели внутреннего сгорания; строительные
машины; бытовая техника; фото-, видео- и аудиотехника. Статьи импорта: сырая
нефть; нефтяной газ; уголь; черные и цветные металлы; овощи и фрукты;
древесина; пластик; медикаменты.
4) Анализ экспорта и импорта услуг
Японии показал, что среди отраслей нематериального производства особое место
занимают торговля, оказание финансовых и банковских услуг. Идет процесс
софтизации экономики, то есть возрастания роли нематериальных ресурсов:
информации, туризма и связи. Приобретает большую значимость оказание деловых
услуг, связанных с обслуживанием производства: консалтинг, инжиниринг,
маркетинг. Япония в 2020 году заняла пятое место в мире по экспорту и третье по
импорту коммерческих услуг.
5) Япония известна как один из
крупнейших инвесторов в экономики стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отток
прямых иностранных инвестиций (ПИИ) был необходимой частью реконструкции
японской экономики, отражающей процесс глобализации и экономического роста в
остальной части Азии. По сформировавшейся тенденции потоки прямых инвестиций из
страны гораздо больше, чем соответствующие потоки в нее.
Основная часть японских капиталов
идет в США и Западную Европу. Однако в отличие от большинства других крупных
экспортеров около четверти своих зарубежных инвестиций Япония направляет в
новые индустриальные страны, где вкладывает их как в новейшие (в Республике
Корея, КНР, странах АСЕАН), так и в базовые (в Бразилии, Малайзии, Республике
Филиппины и т. д.) отрасли. Согласно статистике, накопленные за рубежом
инвестиции Японии в 2020 г. превысили 1193 млрд долл. США, что составляет 25,8%
накопленных мировых ПИИ и превышает показатели предыдущих лет. Накопленные
инвестиции внутри страны остаются примерно на одном уровне — 3,5% от мировых
ПИИ. На данный момент правительство Японии продолжает реформы для привлечения
иностранных инвесторов.
6) Товарооборот между Россией и
Японией составляется 24,8 млрд долл. США. Также мы имеем положительное сальдо
внешней торговли, которое составило в 2020 году 3,7 млрд долл. США.
Торгово-экономические связи России и Японии развиваются стабильными темпами,
однако находятся на невысоком уровне. Российский экспорт в Японию в
значительной степени состоит из минерального сырья: его доля в 2020 г.
составляла 76 %.
7) Среди проблем
внешнеэкономических связей Японии наиболее актуальной является проблема
переориентации на другую модель роста, менее зависимую от колебаний цен на
сырье и материалы. Также главной проблемой Японии является рост протекционизма
во всем мире. Только 16% японского ВНП зависит от экспорта товаров и услуг. Это
существенно меньше, чем в ФРГ, Франции, Англии и Италии (25 — 30%), и намного
меньше, чем в Нидерландах и Бельгии (две трети). Среди проблем также рост количества
стареющего населения, сокращение населения и потребность в рабочей силе за счет
мигрантов.
8) Анализируя перспективы
внешнеэкономических связей Японии, необходимо признать, что экономика Японии —
одна из самых развитых рыночных экономик. Устойчивые государственные расходы
должны способствовать восстановлению внутреннего спроса, а улучшение внешнего
спроса должно стимулировать рост экспорта. Данные меры должны способствовать
увеличению роста японской экономики на 2,7 % в 2021 году и на 1,6 % в 2022
году.
Япония в ближайшее десятилетие
наверняка останется страной с самой развитой экономикой, как и страной с самым
высоким уровнем жизни. Страна производит дорогие высокотехнологичные товары, но
это не гарантирует ей обязательного попадания в пятерку мировых лидеров. К 2050
году, по данным PwC, Япония станет восьмой крупнейшей экономикой мира.
Фрагмент текста работы:
1
Глава. Теоретические
системы развития внешнеэкономических связей Японии 1.1 Экономика
Японии на современном этапе В 1980-х
годах японская экономика, преодолев последствия рецессий после двух нефтяных
шоков, увеличивалась относительно стабильными темпами, во многом благодаря
расширению экспорта, особенно в автомобильной и электротехнической
промышленности, что определило положительную тенденцию баланса текущих
операций. Повышение курса доллара в первой половине десятилетия способствовало
росту японского экспорта, и быстрый рост профицита счета текущих операций
вызвал обострение торговых противоречий с США и европейскими странами.
Подписание соглашения Плаза в 1985 году привело к повышению курса иены, что
оказало отрицательное влияние на развитие экспорта из-за снижения
конкурентоспособности японских компаний. Вследствие торговых противоречий и
растущего курса национальной валюты компании-производители стали ограничивать
рост экспорта и в то же время поддерживать рост инвестиций в эти страны [3, c. 150].
Сдвиги в
географическом направлении экспорта Японии, когда его доля в США и Западную
Европу существенно снизилась, а в Азию значительно возросла, произошли после
активного внедрения цепочек добавленной стоимости и сетевой торговли, которые
во многом ориентировались на этот регион, и, в первую очередь, на Восточную
Азию. Для Японии развитие азиатского направления в силу как внешних, так и
внутренних обстоятельств в настоящее время определило ведущий вектор
внешнеэкономической активности. За период 1990-2020 гг. взаимная торговля с
этим регионом выросла со 179,6 млрд долл. до 793,4 млрд долл., а доля в
экспорте и в импорте соответственно с 34,0% до 56,5 %, и с 34,8% до 54,8%,
занимая больше половины товарооборотах [7, c. 73].
Несмотря на
заметное сокращение в современный период среднегодовых темпов внешней торговли
Японии в Азию, по экспорту 6,5% в 1990-1998 гг., 15,1% в 1998- 2008 гг. и 1,0%
в 2009-2020 гг., по импорту 5,4% в 1990-1998 гг., 15,1% в 1998-2008 гг. и 2,0%
в 2009-2020 гг., эти темпы превышают темпы роста мировой торговли [7, c. 74].