Курсовая с практикой на тему Внеклассная работа учащихся по изготовлению наглядный пособий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5
1.1. Понятие «внеклассная работа» и классификация ее видов 5
1.2. Классификация наглядных пособий, используемых в школе и на уроках 8
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 10
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО БИОЛОГИИ 12
2.1. Методика изготовления наглядного пособия 12
2.2. Разработка внеклассного занятия 14
2.3. Анализ проведенного внеклассного занятия 21
2.4. Рекомендации по использованию наглядного пособия 23
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Изучение и анализ психолого-педагогической и историко-методической литературы по исследуемой проблеме убеждают, что вопрос использования познавательных задач с применением наглядности на уроках биологии еще не был предметом специального научного исследования. Несмотря на то, что в течение длительного времени изучался широкий круг проблем, связанных с использованием наглядности в обучении и в частности на уроках биологии, определенные аспекты оказались вне поля зрения исследователей. В современной методической науке оказались недостаточно исследованными вопросы роли и функций наглядности в процессе организации познавательной деятельности учащихся и при использовании проблемных методов обучения. Сложившая ситуация отсутствия специализированных исследований, посвященных теме, обусловливает ее актуальность.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методики организации внеклассной работы учащихся по изготовлению наглядных пособий по биологии.
Объектом исследования является процесс внеклассной работы по биологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – методика организации внеклассной работы учащихся по изготовлению наглядных пособий по биологии.
Цель, объект и предмет исследования определили его основные задачи:
1) исследовать опыт изучения и проведения внеклассных форм работы;
2) выявить и теоретически обосновать методические условия использования наглядности в обучении биологии;
3) установить особенности использования наглядности в обучении биологии на внеклассных занятиях;
4) разработать методические рекомендации по использованию наглядности в обучении биологии.
Гипотеза исследования: использование наглядных пособий, изготовленных учащимися в ходе внеклассной работы по биологии, положительно повлияет на рост их учебных результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют психолого-педагогические теории развития личности (И. Бех, Л. Выготский, Г. Костюк, Е. Кабанова-Меллер, А. Леонтьев); философские положения системного подхода как методологического способа познания особенностей развития педагогических явлений; положения теории познания об активной роли личности в усвоении знаний, необходимости сочетания чувственного и рационального в познавательном процессе (С. Рубинштейн, М. Холодная) принципы взаимосвязи обучения и развития; концепции психолого-педагогического обеспечения личностно ориентированного обучения биологии в основной школе, законодательные акты и нормативные документы, касающиеся школьного образования.
Методы исследования: историко-педагогический анализ и синтез педагогической, психологической, методической литературы с целью исследования сущности и особенностей использования наглядности в процессе обучения биологии; системно-функциональный, системно-структурный методы и метод моделирования для разработки системы заданий по биологии с применением наглядности.
Базой исследования стала МБОУ СОШ № 1 пгт. Уруссу, республика Татарстан. Участие в исследовании приняло 10 учащихся 8 класса.
Практическое значение работы обусловлено возможностью использования ее материалов в дальнейших исследованиях, посвященных проблеме.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Под внеурочной деятельностью понимается составная часть воспитательного и учебного процесса в школе, а также форма организации свободного времени учащихся. Она упоминается в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения и рассматривается как один из главных видов деятельности в начальных классах, которая так же, как и учебная деятельность, направлена на достижение учащимися образовательных результатов.
В ходе работы над исследованием нами была выдвинута такая его гипотеза: использование наглядных пособий, изготовленных учащимися в ходе внеклассной работы по биологии, положительно повлияет на рост их учебных результатов.
Базой исследования стала МБОУ СОШ № 1 пгт. Уруссу, республика Татарстан. Участие в исследовании приняло 10 учащихся 8 класса. Все они являются участниками кружка «Юный биолог».
Исследование проходило в три этапа. Первый из них – констатирующий – был призван зафиксировать текущее состояние биологических знаний учащихся до начала работы по изготовлению наглядных пособий, поэтому было проведено тестирование и проанализированы его результаты. На втором этапе нами были внедрены элементы работы по изготовлению наглядных пособий в ходе работы кружка «Юный биолог». Так, в ходе внеурочной работы по изготовлению наглядных пособий нами было организовано специальное занятие кружка «Юный биолог» для учащихся восьмого класса. Тематика занятия была подобрана, исходя из тех тематических разделов школьного курса биологии, которые вызывают особенные сложности у учащихся. На третьем – контрольном – этапе было проведено аналогичное констатирующему этапу тестирование, проанализирована динамика учебных результатов учащихся, сделаны выводы относительно правомерности предложенной гипотезы.
Было проведено специальное занятие кружка «Юный биолог», посвященное изготовлению наглядного пособия динамичной модели процесса белкового синтеза, которое в дальнейшем могло бы применяться уже в урочной работе восьмиклассников. В ходе занятия кружка учащимися была изготовлена целая серия наглядных пособий.
Результаты контрольного этапа исследования продемонстрировали правомерность выдвинутой гипотезы. Положительные изменения доказали, что использование наглядных пособий, изготовленных учащимися в ходе внеклассной работы по биологии, положительно повлияет на рост их учебных результатов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Понятие «внеклассная работа» и классификация ее видов
Внеурочная деятельность упоминается в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения и рассматривается как один из главных видов деятельности в начальных классах, которая так же, как и учебная деятельность, направлена на достижение учащимися образовательных результатов.
Кроме того, такой вид деятельности, как внеурочная деятельность, позволяет решить целый ряд чрезвычайно важных задач, таких, как:
1. Обеспечить школьников благоприятными условиями в школе;
2. Улучшить условия для развития ребенка;
3. Учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Также внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (не считая учебной деятельности на уроке), в которых реализуются задачи воспитания и социализации учащихся. В зависимости от этого само мероприятие используется как форма воспитательной деятельности, в которой объединены способы организации, включающие задачи, цели, содержание, методы и приемы [24].
В учебнике педагогики описаны формы внеурочной работы. Они разделены на такие группы: словесные формы (читательские конференции, диспуты, лекции, т.п.); наглядные формы (школьные музеи, выставки, тематические стенды и т.п.); практические формы (походы, экскурсии, различные кружки, и т.п.) [16. с. 431]. Но эти классификации не отображают всего разнообразия форм организации внеурочной деятельности.
Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся наиболее всего подходят такие формы, как: викторина, «Что? Где? Когда?», конкурс эрудитов, конкурс проектов и многое другое [7,с.16].
В свою очередь, при осуществлении задач нравственного воспитания могут широко применяться такие формы: диспуты, круглый стол, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, обзор литературы по разным проблемам, акции милосердия, и многие другие.