Курсовая с практикой на тему Внеклассная работа по биологии и особенности её применения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 5
1.1 Внеклассная работа как форма обучения биологии 5
1.2. Значение внеклассной работы и ее место в учебно-воспитательном процессе 10
1.3. Формы и виды внеклассной работы 15
1.4. Организация эколого-натуралистической и природоохранной работы с учащимися во внеклассной работе по биологии 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
Введение:
Актуальность исследования. Общеобразовательная школа призвана, не только дать ученикам глубокие и прочные знания основ наук, но и должна обеспечивать всестороннее развитие индивидуальности ребенка на основе выявления задатков и способностей, формирования интересов и потребностей, современного мировоззрения, осуществлять патриотическое, эстетическое, нравственное воспитание.
Уроки биологии, лабораторные занятия, практические работы позволяют сформировать у учащихся глубокие и прочные знания о живой природе, об использовании биологических законов в практике народного хозяйства, которые составят в последствии их научные взгляды на природу.
Ограничиться деятельностью учащихся только на уроках нельзя. Большую роль в решении задач образования, воспитания и развития учащихся играют внеклассные занятия.
Методика внеклассной работы по биологии — раздел методики преподавания биологии, изучающий внеклассную деятельность учащихся по биологии. Предметом методики внеклассной работы по биологии есть задачи, содержание, формы и методы внеклассной деятельности учащихся по биологии. Познавательные и воспитательные задачи внеклассной работы по биологии определяются на основе общедидактических принципов. Цель внеклассной работы по биологии — обеспечить углубление и расширение изучения биологии, воспитание интереса к ней.
Под содержанием внеклассной работы понимают совокупность и разнообразие познавательной, воспитательной и практической деятельности учащихся под руководством учителя. Различают индивидуальную, групповую и массовую формы внеклассной работы по биологии. В системе внеклассной работы по биологии часто применяют традиционные методы обучения. Среди них — беседа, рассказ, школьная лекция, дискуссия, экскурсия. Используют их в сочетании с работой с живыми объектами и другими видами наглядности, техническими средствами обучения. Так как язык биологии — это язык опытов и наблюдений, то во внеклассной работе по биологии доминирующая роль принадлежит наглядным и практическим методам. В то же время во внеклассной работе распространены такие методы воспитательной работы: убеждение словом, примером, поощрение, создание воспитательных ситуаций (беседа, собрание, обсуждение), осуждение, наказание, похвала и др. Выбор метода определяется целью и задачами, содержанием, возрастными особенностями учащихся.
Объект исследования — образовательный процесс в средней школе.
Предмет исследования — внеклассная работа по биологии и особенности её применения.
Цель – выявить методические особенности организации и применения внеклассной работы по биологии в школе.
Задачи:
1. Рассмотреть внеклассную работу как форму обучения биологии.
2. Изучить значение внеклассной работы и ее место в учебно-воспитательном процессе.
3. Изучить формы и виды внеклассной работы.
4. Проанализировать особенности организации эколого-натуралистической и природоохранной работы с учащимися во внеклассной работе по биологии.
Заключение:
Содержание, формы, виды и методы внеклассной работы по биологии подчинены основным учебно-воспитательным задачам школы. Поэтому между внеклассной и классной работой по биологии существует тесная связь и последовательность. Необходимо заметить, что внеклассная работа должна не дублировать, а продолжать классную работу. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке. Например, ознакомившись на занятиях кружка, конференции или вечере с тем или иным явлением, ученик захочет глубже понять его суть, прочитать дополнительную литературу.
Внеклассная работа следует из классной работы с учащимися. В процессе классных занятий проявляются интересы учащихся и их требования и в соответствии с этим планируются мероприятия по организации определенных форм внеклассной работ и рекомендуется соответствующая литература. Например, желание вступить в школьный биологический кружок или участвовать во внеклассных мероприятиях должно зарождаться на уроках при наблюдении демонстрационных опытов, выполнении лабораторных заданий, чтение книг и др.
Стремление к кружковой работе по биологии обязательно возникает у учащихся, если учитель привлекает их своими объяснениями, опытами, примерами из жизни, промышленности, сельского хозяйства, науки. И это вполне закономерно. Если учитель сумел вызвать у учащихся интерес к определенным явлениям, то они могут пожелать узнать о них больше и глубже, чем об этом рассказывают на уроке и написано в школьных учебниках. Повышая интерес учащихся к биологии на уроках, учитель, использующий такие приемы, привлекает к внеклассной работе новых учеников. Отдельные заинтересованные ученики, участники временных натуралистических групп и юннаты организуют под руководством учителя разные массовые мероприятия.
С другой стороны, внеклассная работа способствует повышению интереса к изучению биологии, а также повышению успеваемости по этому предмету. Формы внеклассной работы переносятся и на урок (нестандартные уроки). Сочетание классной и внеклассной форм работы обогащает урок, наполняет его новым содержанием, повышает к нему интерес учащихся.
Желательно совместно планировать классную и внеклассную работу, например, по следующему плану: 1) раздел программы, 2) количество часов в теме, 3) разбивка на уроки, 4) дата, 5) лабораторные и практические занятия, экскурсии, 6) массовые внеклассные мероприятия 7) кружковая работа, 8) внеклассное чтение учащихся. Ценность такого планирования заключается в том, что внеклассная работа будет естественно согласовываться с программным материалом, и ученики будут получать задачу в течение всего года, а не наспех, в последний день учебных занятий. Это позволит индивидуально подойти к каждому школьнику и лучше учесть его запросы и интересы.
Таким образом, теория и практика внеклассных занятий показывают их огромную педагогическую ценность, возможность охватить большое количество учащихся с учетом интересов и наклонностей. Важно обеспечить взаимодействие всех форм внеклассной работы, направить их на успешное решение задач образования, воспитания и развития учащихся. Необходимо также помнить, что внеклассная работа — это двусторонний процесс, деятельность, в которой, с одной стороны, ученические массы, группы школьников и отдельные дети выступают как объект воздействия взрослых, а с другой — детский коллектив организовано влияет на совершенствование форм и углубление содержания, на качество, результаты и дальнейшее развитие внеклассной работы.
В руках инициативного, любящего свое дело учителя-энтузиаста внеклассная работа является жизненно необходимой составной частью всей системы учебно-воспитательной деятельности современной школы.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ
1.1 Внеклассная работа как форма обучения биологии
Внеклассная работа — это разнообразные образовательно-воспитательные занятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводящиеся школой во внеурочное время. Термин «внеклассная работа» возник исторически, прочно вошел в терминологию, удобный в практическом применении и отражает реально существующую в школьной действительности отрасль педагогической деятельности [1].
Внеклассные занятия по биологии являются формой разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя с целью поощрения и выявления их познавательных интересов и творческих способностей, расширения и дополнения школьной программы по биологии [2].
Внеклассная деятельность — сфера, в которой особенно ярко и полно раскрываются природные потребности детей в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении, прекрасная сфера развития дружбы, товарищества, психологической совместимости школьников [3].
Таким образом, внеклассная работа — это составная часть учебно-воспитательного процесса, что способствует активному получению учащимися знаний, умений и навыков, развивает их самостоятельность, активность и инициативу [4].
В практике работы школы и в методической литературе понятие «внеклассная работа» часто отождествляется с понятием «внеурочная работа» [5].
Внеурочная работа является продолжением урока, экскурсии (провести наблюдения, опыт, собрать необходимые сведения из периодической печати, научно-популярной литературы и др.). Она выполняется вне урока всеми учениками по заданию учителя. Ее содержание тесно связано с уроками и лабораторными занятиями, обязательными практическими работами. При выполнении внеурочных заданий учащимся ставят оценки в классный журнал.
К внеурочным работам относятся, например, наблюдение за прорастанием семян фасоли, опыт на выявление крахмала в листе по теме «Фотосинтез» и т.п. К внеурочному обучению также относят выполнение летних заданий, обязательные домашние задания практического характера и фенологические наблюдения, работу на учебно-опытном земельном участке, в уголке живой природы, наблюдение за домашними животными.
Наряду с внеклассной и внеурочной работой в общеобразовательной школе организуются факультативные курсы. Выбор того или иного факультатива осуществляется на добровольных началах. Факультативные занятия проводятся по специальным программам и учебникам и четкому расписанию [6].
Кроме внеурочной и внеклассной работы, различают еще внешкольную работу, которая проводится с учащимися также вне урока, но на базе внешкольных учреждений (дворцы или дома детей и молодежи и, станции юных натуралистов, туристические станции, детские библиотеки) по специально разработанной программе.
Как видим, внеклассная и внешкольная работа — понятия не тождественные, но очень близкие, и граница между ними условна. У них много одинаковых задач и особенностей. Различие определяется в основном тем, какое учреждение проводит эту работу. Школа организует ее сама, внешкольные учреждения имеют специально созданную для этого материальную базу и штат сотрудников-методистов.