Курсовая с практикой на тему Внебюджетные фонды, их характеристика и состояние на современном этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования внебюджетных фондов 5
1.1. Специфика внебюджетного фонда 5
1.2. Правовое регулирование функционирования внебюджетных фондов 13
2. Анализ внебюджетных фондов в России 19
2.1. Анализ пенсионного фонда РФ 19
2.2. Анализ бюджета внебюджетных фондов 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
Потребность в необходимости социальной защиты населения привела общество к идее формирования так называемых внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и эксплуатации финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных нужд и совокупно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Внебюджетные фонды являются одним из центральных звеньев бюджетной системы любой страны с развитой рыночной экономикой. В Российской Федерации они так же представляют собой звено перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения.
Внебюджетные фонды Российской Федерации созданы с целью управления финансовыми средствами государственного социального страхования России и являются специализированными целевыми финансово-кредитными учреждениями при Правительстве Российской Федерации. При этом денежные средства, а также имущество, в т. ч. здания, строения, сооружения и оборудование, находящееся в оперативном управлении этих фондов и подведомственными им строениями, и санаторно — курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Внебюджетные фонды являются методом перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Развитие функционирования внебюджетных фондов как формы финансового социального обеспечения занимает ключевое место в жизни государства и общества. Оно в существенной степени зависит от уровня развития экономики и тесно связано с политикой и уровнем социального благополучия населения. Формирование внебюджетных фондов в Российской Федерации требуется государству для обеспечения эффективного применения финансовых ресурсов. За счет внебюджетных фондов реализуется перераспределение национального дохода по инициативе, а также в интересах органов государственной власти
Актуальность рассматриваемого вопроса определяется тем, что внебюджетные фонды являются одним из механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных слоев населения. При этом в фонды мобилизуются часть доходов населения для реализации финансирования различных социально-экономических мероприятий. Осуществление формирования внебюджетных фондов дает возможность решать важные задачи в области обеспечения дополнительными средствами приоритетные сферы экономики и расширять направления предоставляемых социальных услуг населению.
Объект исследования: внебюджетный фонд РФ
Предмет исследования: бюджетное устройство в Российской Федерации
Цель исследования: изучить особенности внебюджетных фондов в Российской Федерации и охарактеризовать их состояние на современном этапе
Основные задачи исследования:
— рассмотреть специфику внебюджетных фондов;
— охарактеризовать особенности правового регулирования функционирования внебюджетных фондов в России;
— проанализировать современное состояние пенсионного фонда РФ;
— проанализировать бюджет внебюджетных фондов в России.
Заключение:
Расширение деятельности государства определило формирование специальных фондов, многие из которых сохранили собственную самостоятельность после формирования государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и применения национальных доходов государства на определенные социальные и экономические цели.
Существенную роль играют социальные фонды. В России они представлены Пенсионным фондом, Фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования. Данные фонды носят строго целевое назначение и исполняют некоторые функции, которые непосредственно возлагаются на государство.
Так, Пенсионный фонд сформирован с целью реализации государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения, фонд обязательного медицинского страхования для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования; фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в области социального страхования. Каждый внебюджетный фонд формируется за счет осуществления перераспределения национального дохода, то есть за счет специальных налогов и сборов, а также средств из бюджета и займов.
Одной из ключевых проблем для современного состояния внебюджетных фондов в России является наличие дефицита средств. За последние годы расходы начинают превышать доходы. Ключевая мера в области решения данного вопроса заключается в ужесточении системы контроля над работодателями в сфере перечисления средств в соответствующие внебюджетные фонды. Кроме того, требуется принятие соответствующей сбалансированной пенсионной стратегии с расчетом на долгосрочный период. Данная стратегия должна быть ориентирована на оптимизацию пенсионной системы в соответствии с текущими условиями экономического развития Российской Федерации и в соответствии с международными стандартами. Необходимость реализации разработки подобной стратегии связана с определенными экономическими и демографическими тенденциями, которые стоят перед российской пенсионной системой.
В ходе проведенного анализа использования внебюджетных фондов в Российской Федерации был выявлен профицит, а также тенденция появления дефицита в силу наличия неэффективной системы управления социальными внебюджетными фондами. В частности, можно говорить о такой проблеме как дефицит бюджета государственных внебюджетных фондов, а также проблеме администрирования страховых взносов. Для осуществления решения обозначенных вопросов требуется проведение ряда мероприятий, в частности, важно ужесточить систему контроля над работодателями и принять сбалансированную пенсионную стратегию на долгосрочный период. Кроме того, важно проводить работу в области совершенствования информационного сопровождения граждан для оптимальных и комфортных условий обращения за услугами ФСС, ПФР и ФОМС.
Существенным направлением в этой связи представляется увеличение эффективности всех расходов бюджетов внебюджетных фондов. Для решения проблемы администрирования страховых взносов требуется разработка системы присвоения социального номера. Ожидаемый результат – это сокращение дефицита, возможность самостоятельного отслеживания функционирования внебюджетных фондов гражданами РФ, сокращение просрочек платежей, устранение проблемы занижения работодателями величины фонда оплаты труда с целью снижения налогового бремени.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты функционирования внебюджетных фондов
1.1. Специфика внебюджетного фонда
Внебюджетные фонды, существующие в РФ сегодня, составляют своего рода второй, «социальный» бюджет страны. Это особые организации, цель которых – реализация конституционных прав гражданина РФ непосредственно на: пенсионное обеспечение; бесплатное медицинское обслуживание; социальное страхование. Внебюджетные фонды являются в некоторой степени самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Размеры страховых взносов, подлежащих зачислению в каждый внебюджетный фонд социального характера, непосредственно устанавливаются законодательством .
Плательщиков взносов во внебюджетные фонды можно разделить на две группы:
1) работодатели – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физлица, предоставляющие работу наемным сотрудникам;
2) самозанятые лица (индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, оценщики и иные подобные им), которые должны платить взносы за себя вне зависимости от наличия у них наемных работников. Для лиц, производящих выплаты физическим лицам, с 2015 года установлены следующие тарифы страховых взносов: ПФР – 22%; ФСС – 2,9%; ФОМС – 5,1%.
На сегодняшний день важнейшим социальным институтом страны является Пенсионный фонд России. ПФР – это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в государстве. Пенсионный фонд выполняет ряд следующих социально значимых функций:
— назначение и выплата пенсий (среди них – трудовые, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих);
— назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан (ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.);
— персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования.
В системе учтены страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян; выдача сертификатов на получение материнского капитала;
— исполнение Программы государственного софинансирования пенсии.
Доход бюджета ПФР составляют налоговые платежи, а также поступления недоимок, пени и иных финансовых санкций по взносам в этот Фонд. Помимо этого, доход в бюджет ПФР идет от неналоговых поступлений; а также безвозмездных перечислений (субвенций от других бюджетов бюджетной системы РФ).
Если бюджет ПФР становится профицитным, создается резерв. Его размер и порядок формирования и расходования определяется Федеральным законом о бюджете ПФР. Резерв гарантирует среднесрочную и долгосрочную перспективы финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.
Еще одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации, является Фонд социального страхования России. Он способствует материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации», основные задачи фонда – это обеспечение пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком возрастом до полутора лет; а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; а также участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по
совершенствованию социального страхования и т.д .
Средства ФСС складываются за счет страховых взносов работодателей; а также граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; за счет доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады и за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц .
Также важнейшее место в системе социальных внебюджетных фондов занимает Фонд обязательного медицинского страхования. Он осуществляет следующие задачи:
— финансово обеспечивает установленные законодательством РФ права граждан на медицинскую помощь;
— гарантирует финансовую устойчивость системы медицинского страхования; — формирует условия для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;
— гарантирует соблюдение прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) призвано обеспечить гражданам РФ одинаковые возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в объемах и на условиях соответствующих программ.
Таким образом, цель всех внебюджетных фондов – это непосредственное содействие развитию или материальной поддержки особенных социально экономических или культурных сфер общественных отношений. Следует отметить, что фонды имеют самостоятельное значение, формирующие их
источники обособлены от источников формирования бюджета РФ и территориальных бюджетов. Специфическая особенность внебюджетных фондов состоит в четком закреплении источников дохода и строго целевом использовании средств.
Однако у всех вышеперечисленных внебюджетных фондов существует ряд типичных проблем. Например, наиболее острая проблема ФОМС – это сокращение бюджетного финансирования отрасли здравоохранения. Ключевая проблема пенсионного фонда на сегодня заключается в том, что действующая система пенсионных баллов так и не заработала в полном объеме. По оценке председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, это связано с тем, что вместе с введением балльной системы должны были принять и методику расчета стоимости пенсионного коэффициента, однако этого не сделали. Это вызывает много вопросов со стороны реальных пользователей этого института .
Понятие Фонд социального страхования имеет двоякое значение. С одной стороны, это финансовое учреждение управляющее финансовыми средствами обязательного социального страхования, а с другой – собственно сами финансовые средства аккумулированные в этом фонде. При этом внебюджетный фонд (денежные средства) хотя и находится в собственности Российской Федерации, но является автономным и не входит в состав бюджетов соответствующих уровней от федерального до регионального и не подлежат изъятию или использованию в других целях.
Таким образом, Фонды социального страхования являются одним из полноправных элементов финансовой системы Российской Федерации, одним из способов перераспределения денежных ресурсов для финансирования социальных обязательств государства с обеспечением их самостоятельными финансовыми средствами. Т.е. внебюджетные фонды социального страхования осуществляют важнейшую функцию государства по социальному страхованию от социальных рисков и берут на себя его финансовое обеспечение самостоятельными внебюджетными источниками доходов.
Деятельность каждого из внебюджетных фондов обязательного социального страхования регламентируется соответствующим федеральным законом и направлена на целенаправленную социальную защиту от присущих только этому виду социального страхования .
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает финансовые гарантии бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу при наступлении страхового случая и по её оплате медицинской организации, в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования .