Теория физической культуры Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние высоких физических нагрузок на психическое состояние спортсмена

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Цели, задачи и
характеристика средств спортивной тренировки и физических нагрузок. 5

1.1. Спортивная подготовка
как многолетний процесс. 5

1.2. Цели и задачи
спортивной тренировки. 11

1.3. Средства
спортивной тренировки. 14

Глава 2. Анализ особенностей влияния физической культуры
на психоэмоциаональное состояние человека. 17

2.1.  Спорт,
физическая культура и их значение в жизни человека. 17

2.2. Влияние спорта на психоэмоциаональное состояние
человека. 21

Глава 3. Анализ особенностей влияния физических нагрузок
на психическое состояние спортсменов. 26

3.1. Психологические особенности высоких тренировочных
нагрузок у спортсменов  26

3.2.  Высокие физические нагрузки и психическое состояние спортсмена. 29

Заключение. 33

Список используемой литературы.. 36

  

Введение:

 

Актуальность работы. В
настоящее время спортивная деятельность характеризуется чрезвычайно жесткими
требованиями к спортсменам. Достижение высоких спортивных результатов, победы
сопровождается околопредельными и максимальными физическими и психологическими
нагрузками. Поэтому исследователи ведут активный поиск средств и методов
повышения физической работоспособности, способов ее стимуляции, активных
методов восстановления, а также путей активизации психологических процессов у
спортсменов. Безусловно, решение проблемы мобилизации спортсменов на выигрыш
является важным и необходимым. Вместе с тем в связи с коммерциализацией спорта
«уплотнились» графики соревнований спортсменов, резко повысились их переживания
за результаты выступлений, во много раз возросло нервно-психическое напряжение.

Степень
воздействия на психику зависит и от особенностей вида спорта, которым
занимаются спортсмены, от уровня его экстремальности. Особенно это касается
высококвалифицированных спортсменов, выступающих в спорте высших достижений и
профессиональном. Именно у них спортивная деятельность чаще всего
осуществляется в экстремальных условиях, так как они длительное время
подвергаются предельным физическим и нервно-психическим нагрузкам. Результаты
отрицательного действия на спортсменов больших нагрузок стали часто
отображаться в печати. Авторы таких публикаций заявляют о негативном влиянии
длительных и интенсивных нагрузок на спортсменов и призывают решать проблему
укрепления и сохранения их здоровья, особенно психологического.

Объект исследования – процесс
физических нагрузок.

Предмет исследования  – психическое
состояние спортсмена.

Цель исследования – изучить
особенности влияния высоких физических нагрузок на психическое состояние
спортсмена.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть сущность спортивной подготовки как многолетнего процесса;

2.
Определить цели и задачи спортивной тренировки;

3.
проанализировать средства спортивной тренировки;

4.
рассмотреть спорт, физическую культуру и их значение в жизни человека;

5.
изучить влияние спорта на психоэмоциаональное состояние человека;

6.
проанализировать психологические особенности высоких тренировочных нагрузок у
спортсменов;

7.
изучить влияние высоких физических нагрузок на психическое состояние спортсмена.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования,
авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, спорт в системе физического воспитания
занимает главное место. Он служит для физического развития и укрепления
здоровья людей, подготовки их к труду и защите страны.

Систематические занятия спортом расширяют границы
функциональных возможностей организма человека.

Спорт является
важным средством формирования личности: он воспитывает волю и трудолюбие.
Специфическим для спорта является то, что конечной его целью считается
физическое совершенствование человека, которое реализуется в условиях
соревновательной деятельности, без которой он существовать не может.

Спортивная
деятельность является
всегда специальной деятельностью в определенном виде спорта. Спортивные
качества, вырабатывающиеся в ее процессе, зависят от особенностей этого вида
спорта.

В
психике спортсменов высокой квалификации, длительный период времени
занимающихся видами спорта, насыщенными высокими физическими нагрузками,
возникают негативные изменения, усиливается степень проявления отрицательных
качеств и свойств личности, таких, как тревожность, депрессивность, психическое
утомление. При этом одновременно снижаются адаптивность, принятие других и
эмоциональная устойчивость.

Специалисты
по психологии спорта и практические психологи выдающихся спортсменов и
спортивных команд утверждают, что соревновательные нагрузки истощают психику
спортсменов, а предпатологические изменения усугубляются и аккумулируются во
времени и подрывают психическое здоровье. Многократно подтвержденными фактами
является обнаружение негативных изменений в психике высококвалифицированных
спортсменов

Чем
ниже эмоциональная устойчивость, адаптивность и принятие других и выше
тревожность и психическое утомление, тем хуже психологическое здоровье
спортсменов.

Психологическая
подготовка является самостоятельной дисциплиной и должна осуществляться под
руководством специалистов, аналогично тому, как осуществляется подготовка
физическая, техническая, тактическая, медикобиологическая. Если спортсмен
тренируется в условиях высоких физических нагрузок, то высокими должны быть и
нагрузки психологические.

Умение
спортсмена мобилизовать свои психофизические резервы для повышения качества
спортивной деятельности в тренировочных и соревновательных условиях
определяется степенью подготовленности психики.

Необходимо
помнить, что срывы высшей нервной деятельности у спортсменов могут проявляться
в виде нарушений сердечно-сосудистой системы, в частности, в виде
ко-ронароспазмов, боли в области сердца, сердцебиений и других неприятных
ощущений. Чувства тревоги и беспокойства, а иногда и страха, сопровождающие
перечисленные явления, лишают спортсмена желания тренироваться. Терапевтические
мероприятия при этом не оказывают существенной помощи, не устраняют ни причину
болезни, ни следствие.

Регулярные
физические упражнения также являются одним из наиболее эффективных способов
улучшить психическое состояние. Оказывают положительное влияние на снижение
депрессии и тревоги, снимают напряжение, улучшают память и настроение и
способствуют сну. Чтобы воспользоваться этими преимуществами, не нужно быть
фанатиком спорта. Два дня упражнений в неделю могут улучшить психическое
состояние. Для людей, которые активно тренируются, упражнения дают ощущение
благополучия. В течение дня они чувствуют себя более энергичными, расслаблены и
позитивны.

Часто результатом
участия в крупномасштабных соревнованиях является нервно-психическое истощение
и психическое утомление. Более того, психотравмирующее воздействие чрезмерных
психических напряжений иногда приводит к возникновению у спортсменов
посттравматического стрессового синдрома, что классифицируется уже как
заболевание. О корреляции интенсивности и длительности физических и психических
нагрузок и психического здоровья спортсменов имеются указания и у зарубежных
авторов. Выявлено влияние на выступления спортсменов возрастающего уровня
негативных изменений в психике, таких, как гнев и тревога. У высококлассных
спортсменов часто обнаруживают психические расстройства.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Цели,
задачи и характеристика средств спортивной тренировки и физических
нагрузок

1.1. Спортивная подготовка как многолетний процесс В
зависимости от преимущественной направленности процесс многолетней спортивной
подготовки делится на четыре этапа:

1)
предварительной подготовки;

2) начальной
спортивной специализации;

3)
углубленной специализации в избранном виде спорта;

4)
спортивного совершенствования.

Продолжительность
этапов обусловлена спецификой вида спорта и уровнем готовности спортсменов.
Четких границ между этапами нет. При планировании перехода от этапа к этапу
необходимо учитывать не только паспортный возраст, а биологический (вмешивается
акселерация либо ретардация (задержка). Так в период ростового (12 лет)
биологический возраст отдельных детей может находиться в диапазоне 9-15 лет, то
есть отличаться на 3 года[1].

Поэтому
степень биологического развития организма важно учитывать. Гетерохронность
развития организма спортсменов тоже должна учитываться в ходе организации
учебных групп, установлений сроков начала специализации, дозирования
тренировочных нагрузок, определении уровня подготовленности.

В каждом
конкретном случае на основе педагогических наблюдений, учета данных
медико-биологического обследований определяется готовность спортсмена к
переходу на очередной этап многолетней тренировки. Хоть и есть конкретные
разработки на данный счет, однако они условны, ориентировочны.

Этап
предварительной подготовки. 3 года. Укрепление здоровья и улучшения
физического развития. Овладение основами техники выполнения физических
упражнений. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе
занятий разнообразными видами спорта. Привитие интереса к занятиям спортом.
Воспитание волевых качеств. Определение вида спорта для последующих занятий.

Этап
начальной спортивной специализации. 2 года. Достижение всесторонней
функциональной и физической подготовленности. Овладение основами техники
избранного вида спорта и иных физических упражнений. Воспитание основных
физических качеств. Приобретение соревновательного опыта при помощи участия в
соревнованиях в разнообразны видах спорта. Определение спортивных задатков и
способностей (спортивная ориентация). Уточнение спортивной специализации.

Этап
углубленной тренировки в избранном виде спорта. 2-3 года.
Совершенствование в технике избранного вида спорта. Воспитание специальных
физических качеств. Повышение уровня функциональной подготовленности.
Накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта.

Этап
спортивного совершенствования. 2-3 года. Совершенствование в технике
избранного вида спорта. Воспитание специальных физических качеств. Освоение
должных тренировочных нагрузок, повышение специальной подготовленности. Достижение
спортивных результатов, которые характерны для этапа первых больших успехов в
этой специализации (норматива мастера спорта). Совершенствование
соревновательного опыта.

Охарактеризуем
отдельные этапы многолетней подготовки спортсменов.

Первый этап
многолетней спортивной тренировки является этапом предварительной подготовки.
Охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом
спортивной специализации. В ходе физического воспитания решаются следующие
ключевые задачи: всестороннее физическое развитие; укрепление здоровья;
привитие интереса к занятиям физической культурой и спортом; обучение умению
выполнять разнообразным физическим упражнениям.

Существенное
внимание уделяется воспитанию личности ребенка, формированию у него должных
норм общественного поведения, осознанного отношения к занятиям физической
культурой и спортом.

К концу
этапа дети, в основном, начинают проявлять интерес к занятиям определенными
дисциплинами. В это время осуществляется отбор в учебно-тренировочные группы
ДЮСШ. Физическая подготовка детей на первом этапе требует особенного внимания,
так как в младшем школьном возрасте закладываются основы общей
работоспособности, гармоничного развития, здоровья, надежности слаженности
работы всех систем организма[2].

В данный
период у детей должны быть сформированы достаточно широкий круг двигательных
умений (запас двигательных умений), а это будет считаться фундаментом в будущей
двигательной подготовке.

В
тренировочных занятиях с детьми решаются следующие задачи:

1. освоение
доступных знаний в области физической культуры и спорта, расширение
элементарных навыков и умений в разнообразных физических упражнениях (метание,
лазание, прыжки и т.п.).

2.
формирование нужного основного фонда двигательных навыков и умений из отдельных
видов спорта, закрепление и совершенствование их.

3.
содействие гармоничному формированию растущего организма, всестороннему
развитию физических качеств, укреплению здоровья, преимущественно
скоростно-силовых, скоростных, общей выносливости. С данной целью применяется
широкий набор различных методов, средств и организационных приемов, элементов
разнообразных видов спорта, спортивных и подвижных игр. Игровой метод повышает
эмоциональность, интерес к движениям. В данный период исключаются занятия с наибольшими
психическими и физическими нагрузками, монотонные занятия.

Существенно
важную роль играет обучение правильной технике физических упражнений. Это
позволит создать нужную основу для будущего обучения и совершенствования
рациональных движений. Важно чтобы дети с самого начала овладевали основами
техники целостного упражнения, а не их отдельных деталей.

Этап
начальной спортивной специализации охватывает, в основном, период 2-х лет
пребывания детей и подростков в спортивных школах в учебно-тренировочных
группах.

Эффективная
система подготовки на данном этапе в большинстве своем предопределяет
успешность будущей многолетней подготовки. С одной стороны, не упустить время
достижения высоких спортивных результатов, с иной – необходимо избегать
чрезмерно формированной узкой специализации, которая, хоть и дает в ближайшие
годы быстрый прирост спортивных результатов, однако в итоге к преждевременной
стабилизации (застою) их. Основными задачами на этапе начальной спортивной
специализации считаются:

1.
обеспечение всесторонней физической подготовленности;

2. создание
благоприятных предпосылок для достижения высоких спортивных результатов в
возрасте, который оптимален для избранного вида спорта;

3.
дальнейшее овладение рациональной спортивной техникой[3].

Наряду со
средства общей физической подготовки в тренировку необходимо включать средства,
которые направлены на развитие физических качеств, которые имеют существенное
значение в избранном виде спорта.

Уделяя
внимание специализации, процесс тренировки обязан строится на принципе
всесторонности. Чем разносторонней подготовка на этапе ранней специализации,
тем наиболее благоприятные условия будут создаваться для углубленной
специализации. На данном этапе тренировка (в особенности в конце его)
становится наиболее специализированной. Спортивно-техническая подготовка
происходит на наи более широком материале избранного вида спорта.

Особая
тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется в период
интенсивного роста и полового созревания, когда резко активизируются
естественные энергетические, регуляторные и пластические процессы, а это само
по себе считается для организма определенной нагрузкой.

В больших
циклах доминирующими являются подготовительные периоды, соревновательный период
представлен как бы в свернутом виде. Организация учебно-тренировочного процесса
на этом этапе наиболее тесно, нежели в дальнейшем, связана с циклами школьного
учебного года, а это находит отражение и в планах тренировок. На режим
спортивной тренировки и ее содержание в малых и средних циклах влияет режим
основной – учебной деятельности юного спортсмена.

Этап
углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни
спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных
систем организма, которые обеспечивают высокую работоспособность и
резистентность организма к неблагоприятным факторам, которые проявляются в
процессе напряженной тренировки. Длительность этого этапа связана не только с
общими закономерностями спортивной тренировки, однако и с индивидуальными
особенностями занимающихся, в первую очередь, с их спортивной одаренностью.

Тренировочный
процесс на данном этапе приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес
специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, которое
отводится на выполнение специально подготовительных и соревновательных
упражнений.

Суммарный объем
и интенсивность тренировочных нагрузок продолжает возрастать. Существенно
возрастает число соревнований в избранных и смежных спортивных дисциплинах.
Система тренировки и соревнований все наиболее индивидуализируются[4].

Спортивная
подготовка строится в наибольшей зависимости от того, попадает ли спортсмен в
сферу большого спорта либо нет. Субъективная установка в любом случае может
сохранить направленность к индивидуальному максимуму. Однако она реализуется
только в той мере, в какой это позволит фактически складывающиеся условия
спортивного совершенствования.

Для наиболее
углубленного освоения избираются комплексы упражнений, которые способствуют
развитию специальных качеств, которые необходимы в избранной спортивной
деятельности, эффективному совершенствованию ее тактики и техники. Средства
тренировки в наибольшей мере по форме и содержанию соответствуют
соревновательным упражнениям.

Так в
программе подготовки в видах «на выносливость» доминируют длительные и
постоянно выполняемые циклические упражнения, которые развивают физические
качества нужные для избранного вида спорта и конкретной дисциплины. В видах
спорта скоростно-силового характера включают упражнения скоростные и
скоростно-силовые упражнения, упражнения с отягощениями, которые выполняются в
быстром темпе[5].

На данном
этапе спортсмен совершенствует собственное тактическое мастерство, овладевает
приемами и способами ведения спортивной борьбы, способностью анализировать,
самостоятельно принимать решения и решать двигательные задачи сообразно возникающим
ситуациям.

Важно
систематически анализировать и сопоставлять все имеющиеся материалы по тактике,
сои и тактические планы соперников, способы их реализации.

Значительное
место на данном этапе отводится воспитанию физических[6].

Ключевыми
средствами развития общей выносливости спортсменов считаются циклические
упражнения, которые выполняются в аэробном режиме энергообеспечения; бег на
длинные дистанции, кросс, ходьба на лыжах, спортивные игры плавание.

Длина
дистанций и скорость перемещения строго индивидуализируются. Включаются
комбинированные методы – круговая тренировки.

Методы
воспитания специальной выносливости избираются в соответствии со спецификой
вида спорта, узкой специализации в нем и условиями проведения занятия.

Существенное
место отводится формированию координационных способностей, обуславливающие
объемом двигательного опыта, наличием широкого комплекса двигательных умений и
навыков.

Этап
спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для
достижения высоких спортивных результатов. Характеризуя данный этап, необходимо
подчеркнуть его организационную взаимосвязь с этапом высших спортивных
достижений. [1] Барчуков,
И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учебник / под общ. ред. Г. В. Барчуковой. – М.,
2011. [2] Кабачков,
В. А. Полиевский, С. А., Буров, А. Э. Профессиональная физическая культура в
системе непрерывного образования молодежи [Текст]: науч.-метод. пособие. – М., 2010. [3] Манжелей,
И. В. Инновации в физическом воспитании [Текст]: учеб. пособие. – Тюмень, 2010. [4] Манжелей,
И. В. Инновации в физическом воспитании [Текст]: учеб. пособие. – Тюмень, 2010. [5] Евсеев,
Ю. И. Физическое воспитание. [Текст] 
– Ростов н/Д, 2010. [6] Евсеев,
Ю. И. Физическое воспитание. [Текст] 
– Ростов н/Д, 2010.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы