Психология девиантного поведения Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние враждебности на девиантное поведение личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические аспекты девиантного поведения 5

1.1. Понятие и причины девиантного поведения 5

1.2. Особенности понятия враждебности 6

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВРАЖДЕБНОСТИ 16

2.1. Диагностика девиантного поведения и враждебности 16

2.2. Рекомендации по коррекции девиантного поведения 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 31

  

Введение:

 

В настоящее время проблема агрессивности у людей одна из самых значительных проблем современной психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в различных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность. Сильно возросла преступность среди молодѐжи. Девиантное поведение может повышать приспособленность — эффективность функционирования в условиях реальной жизни, если приобретения превышают потери, а тревожность помогает защититься от разнообразных угроз. Но при чрезмерной выраженности эти свойства могут иметь негативные последствия. Девиантное поведение человека можно определить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализациии уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Цель исследования: изучить влияние враждебности на девиантное поведение личности.

Объект исследования: подростки 15- 16 лет

Предмет исследования: влияние враждебности на девиантное поведение личности.

Гипотеза исследования: Предположительно у подростков будут выявлены специфические связи между девиантным поведением и враждебностью.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие и причины девиантного поведения.

2. Проанализировать особенности понятия враждебности.

3. Изучить практические аспекты девиантного поведения и враждебности.

Методы исследования: сравнительный анализ и обобщение литературных источников по проблеме девиантного поведения и враждебности, методы психологической диагностики и методы статистической обработки данных, описательная статистика.

Методики исследования:

1. Методика диагностики девиантного поведения Э. В. Леус.

2. Методика диагностики состояния агрессии А. Басса – А. Дарки

Теоретико-методологическая основа исследования строится на принципах культурологического, системно-деятельностного, индивидуально-дифференцированного подходов в изучении и реализации психологической и педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения. Базируется: на общей идее возрастной психологии относительно факторов, определяющих развитие (предпосылки, условия, внутренняя позиция индивида); общенаучных принципах познания, позволяющих рассматривать личность как многоуровневое, многогранное образование, индивидуальность.

Новизна исследования заключается в том, что расширены и проанализированы данные об особенностях поведения.

Теоретическая значимость работы.

1. Проведенное исследование уточняет научные представления о развитии личности в условиях нестабильности общества, обогащая их положениями о личностных особенностях современного подростка с нормативным и девиантным поведением. 2. В современных условиях выявлены особенности возникновения девиационных тенденций, а также механизм формирования отклоняющегося поведения.

Практическая значимость.

Данные, полученные в проведенном исследовании на репрезентативной выборке, могут являться ориентирами при выборе способов и средств взаимодействия. Выделенный комплекс личностных особенностей служит одним из прогностических показателей возможных нарушений в поведении и деформации личности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под девиантным поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Понятие «враждебность» трактуется различными авторами по-разному.

Многие понимают враждебность как «оппозиционное отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты» и рассматривал враждебность как сложное образование, включающее в себя гнев и агрессию в качестве поведенческих и эмоциональных коррелятов враждебности, которые выступают ее внешними индикаторами.

Враждебность является предиктором болезней сердца, а не просто сопутствующей характеристикой. Дальнейшие исследования выявили ее связь с тяжестью течения аллергических, онкологических, вирусных, психосоматических; психических заболеваний, расстройств личности, а также ранней смертностью. Многие определяют враждебность как комплекс негативных отношений, убеждений и оценок, применяемых к другим людям.

Для выявления статистически значимой взаимосвязи между результатами исследования был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

При проведении анализа взаимосвязи враждебности и уровнями девиантности была выявлена значимая положительная корреляция, что указывает на то, что есть прямая зависимость: увеличение одной переменной ведет к увеличению другой и наоборот.

Для психолого-педагогической коррекции необходимо обучить старших подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1. Понятие и причины девиантного поведения

Под девиантным поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм – специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей – умственной отсталости, различных проблем психического характера.

При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция – пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать.

Аномия – это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу.

Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий. Психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п.

Например, Фрейд обнаружил тип человека с врожденным психическим влечением к разрушению. Сексуальная девиация якобы связана с глубинным страхом кастрации и т. п.

Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев тоже считается причиной девиантного поведения. «Инфицирование» происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств. Некоторые социологи (Миллер, Селлин) полагают, что низшие социальные слои обладают повышенной готовностью к риску, острым ощущениям и т. п.

1.2. Особенности понятия враждебности

Долгие годы враждебность не отделялась (ни понятийно, ни операционально) от агрессивного поведения, в связи с чем ее самостоятельное изучение не представлялось возможным.

Широко трактуемое и мало дифференцированное понимание агрессии и агрессивности длительное время господствовало в психологии. Лишь в последние десятилетия в центре внимания исследователей оказались такие понятия как гнев, враждебность, аутоагрессия [6].

Агрессивное поведение проявляется у человека под влиянием его индивидуальных особенностей. В зарождении агрессии участвуют такие факторы, как возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия.

Но решающая роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, отведена ее социальному окружению.

Средний подростковый возраст является одним из непростых этапов развития человека.

Это возраст полового созревания, показатели которого определяют границы подросткового периода.

Подростков продолжают волновать проблемы, унаследованные из подросткового возраста – это отстаивание права на самостоятельность, проблемы взаимоотношений в социуме, оценки успеваемости. Но социальное и личностное самоопределение уже имеет четкую ориентацию на определение свободного места в мире взрослых. Подросток вынужден не только формулировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственную жизнь [17].

Особую актуальность приобретают задачи социального, личностного и профессионального самоопределения. Это связано с такими факторами, как поиск себя и своего места в мире взрослых.

На данном этапе происходят изменения эмоционально-волевой сферы: проявляются эмоционально выраженные стремления к познанию окружающей действительности, к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений.

У подростка формируются умение самообладания, самоуправление своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Связь между познавательными и учебными интересами у подростков становится постоянной и прочной.

Появляется большая разборчивость при выборе учебных предметов и одновременно — интерес к решению к выяснению мировоззренческой и моральной ценности самых общих познавательных проблем.

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы