Курсовая с практикой на тему Влияние внутрисемейных отношений и отношений со сверстниками на агрессивность младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретические основы исследования
агрессивного поведения младших школьников 6
1.1 Сущность понятия «агрессивное
поведение». 6
1.2 Специфика агрессивного поведения
младших школьников. 15
Глава 2 Исследования взаимосвязи
семейных отношений, отношений со сверстниками и агрессивного поведения младших
школьников. 20
2.1 Особенности семейной политики
Узбекистана. 20
2.2 Влияние семейных отношений на
агрессивность младших школьников. 24
Заключение. 30
Список литературы. 31
Глоссарий. 34
Введение:
Вопрос агрессии детей младшего школьного
возраста стал причиной многочисленных научных исследований. Повышенная
агрессивность младших школьников рассматривается как один из наиболее важных
вопросов, решение которого затрагивает не только врачей, педагогов и
психологов, но касается и социума в целом.
Актуальность темы весьма высока, что
связано с тем, что количество детей младшего школьного возраста с проявлениями
агрессивности стремительно увеличивается. Агрессивное поведение провоцируется
сочетанием множества аспектов: недостатками семейного воспитания; явным ухудшением
социальной ситуации жизни младших школьников; увеличением количества случаев
нарушений в течение родов, недостаточное внимание общеобразовательной школы к
психическому состоянию детей младшего школьного возраста.
Нельзя отрицать тот факт, что одним из
основных источников влияния на формирование психологических качеств и поведения
ребенка является семья и те семейные отношения, которые сложились в конкретной
семье, а также отношения детей со сверстниками. Вопросы воспитания
всегда были и остаются в центре внимания в институтах социализации в
Узбекистане. Задача формирования гармонично развитого поколения была поднята на
уровень государственной политики. Эта политика опирается на многовековые
ценности узбекского народа, его стремление к совершенному поколению. Наиболее
эффективная фаза человеческого воспитания и обучения начинается в дошкольном
возрасте. Упущения в этом возрасте невозможно компенсировать, так как разрыв в
развитии и восприимчивости к обучению между детьми, получившими полноценное
дошкольное обучение, и не получившими, как правило, только возрастает. По
данным статистики в 2005 г. охват дошкольными воспитательными заведениями по
Узбекистану составлял всего лишь 19% от общего числа детей с 3-х до 6 лет
включительно. Следовательно, воспитание основной части детей происходит в
окружении семьи. Родители играют огромную роль в воспитании детей. По данным
исследований и наблюдений детских домов, 70% хулиганов, заброшенных молодых,
которые совершили преступные действия, являлись детьми неблагоприятных семей.
Вопросы функционирования и поддержки
семьи, благоприятной семейной атмосферы и в целом ценности института семьи и
брака имеют больше значение для жителей Узбекистана, что выражается в
соответствующих законодательных тенденциях. Например, вопросам духовности,
занятости и семейного воспитания молодежи посвящены пять инициатив,
предложенные Ш. Миризиёевым. Первая инициатива-способствовать
повышению интереса молодежи к музыке, живописи, литературе, театру и другим
видам искусства, раскрытию ее таланта. Вторая инициатива направлена на создание
необходимых условий для физического закаливания молодежи, проявления ее
способностей в спортивной сфере. Третья инициатива направлена на организацию
эффективного использования компьютерных технологий и интернета среди населения
и молодежи. Четвертая инициатива направлена на организацию системной работы по
повышению духовности молодежи, широкой пропаганде среди них чтения. Пятая
инициатива предполагает вопросы занятости женщин.
Можно дифференцировать два главных
аспекта, детерминирующих вероятное формирование агрессивности в поведении
ребенка: снисходительность (степень готовности родителей и воспитателей прощать
поступки, понимать и принимать ребенка) и строгость наказания родителями
агрессивного поведения ребенка. Суровое наказание, в свою очередь, провоцирует вызывает
у ребенка враждебность. Соответственно, именно работа с семьей и родителями
может дать возможность решить проблему агрессивности детей младшего школьного
возраста и обеспечить необходимую профилактику данного явления.
Объект исследования: агрессивное поведение
младших школьников.
Предмет исследования: влияние семейных
отношений и отношений со сверстниками на агрессивное поведение младших
школьников.
Цель исследования: изучение влияния
семейных отношений и отношений со сверстниками на агрессивность в младшем
школьном возрасте.
Задачи исследования:
1) Провести анализ представлений об
агрессивном поведении человека;
2) Описать особенности и причины
агрессивного поведения младших школьников;
Заключение:
Таким
образом, агрессия представляет собой такую форму поведения, которая направлена
на причинение ущерба или вреда окружающим либо себе. При этом агрессия может
иметь, как деструктивный, так и конструктивный характер, помогая субъекту
преодолеть те или иные жизненные препятствия. Тем не менее, чаще всего
психологам приходится иметь дело именно с деструктивной агрессией. Младший
школьный возраст является достаточно «опасным» с данной точки зрения, так как
зачастую именно в этом возрасте происходит становление и закрепление
агрессивных форм поведения ребенка.
Многие
исследователи сходятся во мнении о том, что одним из основных источников
агрессии младшего школьника выступают те формы семейных взаимоотношений,
которые характерны для семьи, в которой он воспитывается. Исследователи
указывают на то, что чрезмерная склонность родителей к использованию наказаний,
жестокое отношение к собственным детям, использование агрессивных форм
поведения становится фактором, провоцирующим агрессию у детей. Также стиль
воспитания, характерный для той или иной семьи, тоже может оказывать влияние на
формирование агрессивных форм поведения младших школьников, например,
авторитарный стиль воспитания или чрезмерная эмоциональная холодность
родителей.
Значимость
семьи в формировании и воспитании ребенка и будущего гражданина, в том числе
профилактики и предотвращения агрессивного поведения стала основой для особой
семейной политики Узбекистана, направленной на укрепление и сохранение ценности
семьи, повышение уровня духовности в семье, помощь и поддержку семьи.
Фрагмент текста работы:
1
Теоретические основы исследования агрессивного поведения младших школьников
1.1 Сущность понятия
«агрессивное поведение» Агрессивное поведение – это, в первую
очередь, внешне проявляющееся действие, направленное против другого человека. Как
правило, поведение носит кратковременный (преходящий) характер и преобразуется
в соответствии со специфическими характеристиками ситуации или смены одной
ситуации другой[1].
Агрессивное поведение может проявляться в
форме:
а) непосредственно действия (наступление,
атака, нападение);
б) действия против конкретного объекта, в
том числе человека, становящегося жертвой агрессии;
в) действия с учетом ситуации – ее особенностей,
провоцирующих агрессивную атаку.
Описывая основные характеристики агрессивного
поведения, исследователи указывают, что оно ориентировано на нанесение вреда
или ущерба другому живому существу, которое пытается не допустить подобного с
собой обращения. Объект агрессивного поведения и его причины устанавливаются согласно
ситуации. Например, в теории агрессивного поведения М. Долларда фрустрация как причина
агрессии интерпретируется в роли внешнего, а не внутреннего фактора.
Агрессивное поведение не идентифицируется с эмоцией, мотивом или установкой,
хотя они могут воздействовать на внешние выражения агрессии[2]. Однако
определенные внутренние факторы включаются в содержание агрессивного поведения,
например, намерение обиды или оскорбления.
Детально различные формы и проявления
агрессии изучаются в области поведенческой и когнитивной психологии. По реализуемым
функциям дифференцируют враждебную (эмоциональную) и инструментальную агрессию.
Цель враждебной агрессии – нанесение страданий, зла или ущерба другому
человеку. В инструментальной агрессии обозначенные аспекты не представляют
собой самоцель, а имеют значение вторичного продукта достижения других целей и
удовлетворения других интересов.
Агрессию возможно классифицировать и по
иным основаниям. Например, разграничивают агрессию, детерминированную раздражителем
или побуждением, реактивную и проактивную, импульсивную и умышленную,
реактивную (эмоциональную) и инструментальную. Между тем агрессивное поведение не
всегда соотносится с намерением обиды или оскорбления. Так, например, отдельные
факторы деятельности военного, соревнования и ожидание награды, определенные
формы спортивной деятельности (бокс, борьба), педагогические взаимоотношения,
наказание, реализация переговоров и т. д. могут содержать в себе агрессию, обусловленную
социально важными целями. Подобное агрессивное поведение может быть описано
наличием действий по устранению препятствий, противодействием, наступлением,
проникновением в сознание другого человека, но без умысла причинения ему
страданий, зла или ущерба[3].
Соответственно, агрессивное поведение может
быть интерпретировано по-разному: это и форма поведения, ориентированного на
нанесение вреда другому человеку, и форма поведения, ориентированного на
устранение трудностей без намерения навредить. Фундаментом подобной
дифференциации могут являться различные параметры: «вред – польза», «вредность
– необходимость», «насилие – отсутствие насилия» и т. п.
Согласно анализу психологических
источников можно предположить, что непосредственно психологическим параметром
подобного разграничения может выступать «обладание Другим – самоутверждение». С
обозначенным параметром различения агрессивного поведения пересекается другой –
«деструктивность – конструктивность».
С точки зрения Р. Мэя, деструктивная
агрессия заключается в намерении ранить или причинить боль другому человеку,
лишить его силы или просто увеличить свою власть. Конструктивная агрессия соотносится
с преодолением барьеров, налаживанием взаимоотношений, конфронтации с другим
без желания причинить ему боль, но со стремлением проникнуть в его сознание.
Е. В. Ольшанская выделяет деструктивную и
конструктивную агрессию по другим основаниям. Первая анализируется в
определениях социальной дезадаптации и непродуктивности и ориентирована на
подавление или разрушение среды. При анализе второй применяются определения социальной
адаптации и эффективности, она ориентирована на устранение дезадаптации через преобразование
собственных и чужих ожиданий. Максимально явно деструктивная агрессия выражается
в ситуации антисоциального поведения, совершения преступлений, связанных с
применением насилия. Однако подобная агрессия может отмечаться в русле просоциального
поведения [4]. [1] Бэрон Р.,
Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001 [2]
Невенчанный
С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии // Наука и
современность. – 2011. — №10-1 [3] Петров
В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции.
Автореф. дисс. . канд. пс. н. — Иркутск, 2010 [4]
Ольшанский В.Б. Практическая психология
для учителей -М., Онега, 1994