Курсовая с практикой на тему Влияние уровня личностной тревожности на социальный статус студента в учебной группе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы личностной тревожности и статусного положения студентов 6
1.1. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии 6
1.2. Особенности проявления личностной тревожности у студентов 11
1.3. Особенности межличностных взаимоотношений в студенческой
группе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния уровня личностной тревожности на социальный статус студента в учебной группе 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 23
Заключение 28
Список литературы 30
Введение:
Проблема личности, ее психологического и эмоционального развития является в настоящее время центральной в отечественной психологии. Это обусловлено стремлением современного общества к формированию здоровой, активной личности, способной приносить пользу себе и обществу. Психологическое здоровье предполагает полноценное психическое развитие человека на всех этапах его жизни. В этой связи, юношеский возраст является чрезвычайно важным и ответственным периодом, сопровождающийся завершением физического развития организма, проявлением необходимости самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности, свое назначение в жизни, осуществить профессиональное самоопределение. Как показывают исследования, все это сопряжено с высоким уровнем тревожности, которая обусловливает трудности и противоречия развития психической сферы студентов, что требует необходимых коррекционных воздействий, действенной психологической помощи.
Следует отметить, что проблемой преодоления тревожности занимались такие психологи, как Гримак Л.П., Бондаренко С.М., Выготский Л.С., Личко А.Е., Леви В., Линдерман Х., Прокофьев И.П., Селье Г., Спиридонов Н.И. и другие. Учеными обозначены снятия отрицательных воздействий тревожности и устранения ее, как относительно устойчивого личностного образования.
Психика каждого человека по-разному реагирует на погружение в новые сферы деятельности, в частности, адаптацию к учебной деятельности в ВУЗе. Разумеется последняя, как и любое социальное взаимодействие, сопровождается и тревогой, и агрессией. Однако следует помнить, что взаимодействие в рамках социальных институтов не является спонтанным или в полной мере свободным. Особенности организации учебного процесса налагают серьезные поведенческие ограничения (особенно в том случае, если дисциплина находится в числе приоритетов для руководства учебного заведения). Сталкиваясь с лимитацией своего поведения и серьезными требованиями, соблюдение которых позволяет продолжать образование, молодые люди испытываю определенный психологический дискомфорт, сопровождаемый, в том числе ростом тревожности и всплеском агрессивности. С учетом того, что существующая система правил (требования и дисциплина) способствуют росту тревожности, но направлены на подавление агрессивности интересным и актуальным становится изучение взаимного влияния данных показателей.
Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в любой возрастной период, но особую значимость оно приобретает в юношеском возрасте, когда происходит становление личности и родительский авторитет замещается авторитетом группы. Развитие личности, включенной в социальные группы, происходит в соответствии с характером, требованиями и целями общества. Опыт социального взаимодействия студент приобретает в группе сверстников как своеобразной модели общества. Этот процесс может протекать с разной степенью успешности.
Юношеский возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности юношеского возраста. Изучением данных процессов занимались Л.И. Божович., В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дуровина, А.Н. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.
Известно, что к началу юношескому возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии студентов. В учебной деятельности затруднения взаимодействия между студентами внутри группы исследовали психологи Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, Е.В. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Поварницина и др. В юношеском возрасте ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится межличностное взаимодействие.
Цель данного исследования — изучение влияния уровня тревожности на статусное положение студента в учебной группе.
Объект исследования — тревожность как личностная характеристика.
Предмет исследования — влияние тревожности на статусное положение студента в учебной группе.
Гипотеза исследования — между уровнем тревожности студента и его статусным положением в группе существует взаимосвязь.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности тревожности как личностной характеристики.
2. Проанализировать причины тревожности в юношеском возрасте.
3. Рассмотреть особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
4. Выявить степень влияния уровня тревожности на статусное положение студента в учебной группе.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования педагогами-психологами в практической деятельности в образовательной организации.
Заключение:
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Тревожность — не только как одно из основных свойств личности, но и фактор, определяющий ее развитие (С. Салливен, К. Хорни и др.) Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека.
В современном обществе социальное становление в юношеском возрасте проходит в сложных социально-экономических условиях недостаточной социальной и нравственной эффективности образования в и воспитания в ВУЗе, ограниченности позитивных сред жизнедеятельности, позволяющих студенту чувствовать себя уверенно, самореализоваться в социальной и личностно значимой деятельности. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет нервно-психические отклонения, что приводит к нарушениям эмоционально-личностных отношений и нередко толкает студентов к асоциальным формам поведения, являющимся проявлением неадекватной социализации в детстве, которая сформировала дефектную психосоциальную матрицу неэффективного взаимодействия с собой, с социумом.
Состояние тревожности – это состояние, которое дезорганизует личность студента, влияет на все стороны его жизни. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей студента. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями.
Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.
Проведенное исследование показало, что уровень тревожности и социометрический статус студента могут быть взаимосвязанными. Между уровнем личностной тревожности и уровнем сформированности взаимоотношений студентов в группе отрицательная взаимосвязь. Полученные данные свидетельствуют о том, что чем выше уровень тревожности у студентов, тем ниже уровень сформированности взаимоотношений студентов в группе. В группе к таким студентам обращаются в крайнем случае. В основном их стараются не замечать. У студентов этой группы наблюдаются неформальные наклонности, эксцентричное поведение, всплески раздражения и агрессии по отношению к окружающим что не способствует высокому уровню коммуникации с окружающими. Чаще всего студенты с высоким уровнем тревожности имеют социальный статус в учебной группе как «пренебрегаемые» и «изолированные».
Таким образом, гипотеза исследования была доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы личностной тревожности и статусного положения студентов
1.1. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии
Тревожность – это «психологическая особенность, устойчивое свойство человека, свойственная для него черта» [4].
Тревожность – это «индивидуальная психологическая особенность, которая выражается в склонности человека к нередким и сильным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [10].
В психологии под тревожностью понимают склонность индивида испытывать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, проявляющееся в предчувствии неблагоприятного развития событий, испытываемое человеком во всевозможных ситуациях неопределенной опасности. Люди, часто испытывающие чувство тревоги, живут, постоянно сталкиваясь с чувством беспричинного страха. Повышенная тревожность может способствовать дезорганизации деятельности (особенно значимой), что обычно приводит к заниженной самооценке, неуверенности в себе.
Таким образом, тревожность может выступать одним из механизмов возникновения невроза, так как часто способствует усугублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).
Определенный уровень тревожности — непосредственная и обязательная особенность активной деятельности личности. Каждому человеку свойственен свой отличительный от других оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка своего состояния в этом отношении является для человека значимым компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности выступает субъективным проявлением неблагополучия личности. Повышенной тревожность считается, когда повышен ее оптимальный уровень.
Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У студентов с повышенным уровнем тревожности вырабатывается установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. Это часто зарождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится в чем-то ошибиться [12].
В психологической литературе встречается множество различных определений понятия тревожность.
Так, А.М. Прихожан под тревожностью понимает «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием возникновения опасности» [17].
Автор А.В. Петровский описывает тревожность как «склонность человека к переживанию тревоги, характеризующуюся небольшим порогом возникновения реакции тревоги; один из важнейших параметров индивидуальных различий. Тревожность чаще всего бывает повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у некоторых групп лиц с отклонением субъективного проявления неблагополучия личности» [14].
Исследователь К. Хорни выделяет следующие признаки тревожности: несомненная иррациональность и чувство беспомощности [22].
Некоторые исследователи описывают тревожность как длительное чувство страха, когда ситуация опасности не изменяется [11].
Высокая тревожность выражается эмоциональными свойствами личности, которые выражают склонность индивида ощущать беспокойство (тревогу) очень часто и в самых различных жизненных ситуациях, которые объективно не предрасполагают к таким реакциям [15].
Тревожность представляет собой сочетание таких негативных эмоций, как страх, гнев и печаль.
Страх — аффективное отображение в сознании человека определенной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога — эмоционально заострённое предчувствие возникновения угрозы. Страх и тревогу объединяет чувство беспокойства. Чувство беспокойства выражается в применении лишних движений или неподвижности. Человек теряется, при разговоре его голос дрожит, либо он совсем перестает говорить [8].
Исследователь Р. Кеттелл, а позднее Ч. Спилбергер чётко разделяют понятие тревожности как состояния и как свойства: «При всём смысловом различении термина «тревожность» исследователи используют его, чаще всего, в двух основных значениях: как состояние и как свойство личности, но относятся они к совершенно разным понятиям» [20].
Исследователь З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает тревожность. Он рассматривал тревожность как симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими.
З. Фрейд выделил три типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. В ряде случаев эти термины переводятся как «реальный страх», «невротический страх», «моральный страх».
Эмоциональный ответ на угрозу или понимание реальных опасностей внешнего мира называется реалистической тревогой. Она выполняет такую важную функцию «Эго», как самосохранение.