Физиология Курсовая с практикой Естественные науки

Курсовая с практикой на тему Влияние умственной и физической нагрузки на функциональное состояние

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Физическая нагрузка, как фактор, влияющий на функциональное состояние организма 5
1.3 Влияние плавания на функциональное состояние организма 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1 Характеристика выборки исследования 17
2.2 Описание методик и этапов исследования 19
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗОК НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА 21
3.1 Анализ влияния умственной и физической нагрузок на функциональное состояние организма 21
3.2 Рекомендации по улучшению функционального состояния организма 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………35

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одним из признаков современного мира и жизни человека в нем является длительное реформирования его общественно-производственной отрасли, которое сильно меняет весь образ жизни, труда и быта человека, и не всегда в лучшую сторону.
Деятельность школьников характеризуется постоянным увеличением количества информации и снижением уровня двигательной активности. Несмотря на это, многие ученые и научные деятели занимаются решением вопроса о необходимости сбалансирования повышенной нагрузки в умственной деятельности и оптимальной двигательной активности.
Физиологические и психологические основы умственной активности исследовали авторы многих научных работ и исследований, согласно которым необходимость чередования умственного труда и отдыха является одной из физиологических особенностей человека. Режимы труда и отдыха базируются на научной основе с учетом физиологических закономерностей приспособления организма человека к условиям жизни.
Постоянное нервно-психическое перенапряжение и стабильное интеллектуальное переутомление без наличия физической нагрузки вызывают функциональные диссонансы в организме и снижению уровня умственной активности человека. Именно поэтому, систематическое выполнение физических упражнений должно быть неотъемлемой частью жизни индивида в современном мире. Поэтому, следует заметить, что вопрос оптимизации двигательной активности и слаженного развития когнитивно-моторной и когнитивно-интеллектуальной сферы жизни человека полностью не решен и является актуальным.
Объект исследования – умственная и физические нагрузки среднего школьника.
Предмет – влияние умственной и физической нагрузки на функциональное состояние организма среднего школьника.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что при повышенных умственных нагрузках для нормального функционального состояния организма необходимы и физические нагрузки.
Цель исследования – выявить влияние умственной и физической нагрузки на функциональное состояние организма ребенка среднего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) обобщить научно-педагогическую литературу по теме исследования;
2) провести эмпирическое исследования влияние умственной и физической нагрузки на функциональное состояние организма ребенка среднего школьного возраста;
3) сделать выводы.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования можно применять в практической деятельности тренеров по плаванию, педагогов, а также для ознакомления родителей, имеющих детей среднего школьного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы исследования. Во второй главе приводится описание выборки, методов и этапов исследования. В третьей главе описаны результаты эмпирического исследования влияние умственной и физической нагрузки на функциональное состояние организма ребенка среднего школьного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При проведении данного исследования мы пришли к следующим выводам.

  1. Средства физического воспитания способствуют не только повышению функциональных возможностей организма, сохранения здоровья, но и развития профессиональных психофизиологических особенностей, решает важную задачу подготовки и адаптации населения к профессиональной деятельности. Основной особенностью среднего школьного возраста является проявление мощного подъема жизнедеятельности и глубокой перестройки всего организма. В этот период протекает не только интенсивное формирование личности, наблюдается энергичный рост моральных и интеллектуальных сил, но также и физическое развитие человека. Стремительный активный рост может привести к снижению работоспособности и успеваемости школьников. Кроме этого, из-за слабости мышечного корсета у них могут развиваться проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Данные проблемы помогут решить занятия по плаванию. Исследователями доказано, что при регулярных занятиях в бассейне средние школьники быстрее выполняют домашние задания, лучше воспринимают учебный материал, повышается общий уровень работоспособности. Также увеличивается мышечная сила, что позитивно влияет на общее здоровье.
  2. Средние школьники, которые занимаются плаванием имеют высокий уровень работоспособности. Учитывая то, что испытуемые в своей ежедневной деятельности сталкиваются с большими умственными и физическими нагрузками, можно отметить, что они положительно влияют на функциональное состояние организма. Дети отличаются устойчивостью внимания, высоким уровнем продуктивности, большими объемами зрительной информации и скоростью ее обработки. Результаты данного исследования показали, что испытуемые имеют хорошую концентрацию. Все это в комплексе говорит об устойчивости и сформированной центральной нервной системы согласно возрастным особенностям детей. Другими словами, дети развиваются в пределах нормы, умеют справляться со стрессом и эффективно решать поставленные задачи. Это говорит о том, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась: умеренные умственные и физические нагрузки благоприятно отражаются на функциональном состоянии организма.
  3. Детям среднего школьного возраста для благоприятного функционального состояния организма, увеличения продуктивности и стрессоустойчивости необходимы регулярные умственные и физические нагрузки. Умственные в достаточном количестве ребенок данной возрастной категории получает в средней общеобразовательной школе. Необходимо следить за тем, чтобы ученик посещал занятия и выполнял все домашние задания. Это станет «тренажером» для его здоровья. Однако умственные нагрузки обязательно должны чередоваться с физическими. Утром желательно делать гимнастику дома, а после уроков в школе – посещать бассейн. Занятия по плаванию способствуют хорошей релаксации после тяжелого дня с повышенной умственной нагрузкой. Разработанные нами рекомендации по проведению занятий по плаванию подойдут для детей с любым уровнем подготовки. Сочетание умственной и физической нагрузки будет способствовать формированию благоприятного функционального состояния организма.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Физическая нагрузка, как фактор, влияющий на функциональное состояние организма

Систематические занятия спортом детей и подростков оказывают положительное влияние на развитие их организма в целом, на общее физическое состояние, вызывая положительные сдвиги в развитии большинства психических функций. Многочисленные исследования юных спортсменов свидетельствуют о значительном улучшении их физического развития.
В ряде работ ученых доказывается, что систематические занятия физическими упражнениями улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, нервно-мышечной систем и особенно центральной нервной системы, повышая их активность [8, 493]. Под влиянием занятиями спортом повышается сила и подвижность нервных процессов, работоспособность и выносливость нервных клеток коры головного мозга, совершенствуется дифференцированное торможение. В результате оказывается, что школьники, которые занимаются спортом, имеют ряд преимуществ в своем формировании по сравнению со сверстниками, не занимающихся спортом [3].
По мнению Е.Г. Прытковой, занятия спортом сдерживают возрастные инволюционные изменения, способствуют продлению периода активной творческой жизни [11, 27]. У людей, занимающихся спортом, высокий уровень физической и умственной работоспособности сохраняется значительно дольше, чем у тех, кто не занимается.
Результаты специальных наблюдений за состоянием здоровья детей, систематически занимающихся спортом, показывают, что у них снижается частота и тяжесть заболеваний простудного характера. Благоприятные изменения в состоянии здоровья и адаптации к физическим нагрузкам отмечаются у детей и подростков, имеющих насыщенный двигательный режим в школе. Для того чтобы значительно повысить работоспособность (как физическую, так и умственную), создать надежные предпосылки укрепления здоровья, необходимо заниматься не менее пяти раз в неделю [14, 85].
Следует особо подчеркнуть, что развитие массовой физической культуры и спорта не только обеспечивает сохранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечения населения, особенно подростков, от вредных привычек – курения, алкоголизма и наркомании.
Н.А. Агаджанян отмечает, что «результаты многочисленных исследований позволили понять роль мышечной деятельности в качестве стимулятора процессов жизнедеятельности тканей, объяснить механизм защитного действия двигательной активности по отношению к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Занятия физическими упражнениями и спортом усиливают моторно-висцеральные рефлексы, нормализует обмен веществ и энергии, деятельность сердечно-сосудистой системы, предотвращают саму возможность нарушений здоровья» [1, 49].
Наиболее эффективным средством борьбы с гиподинамией человека есть различные средства физической культуры и спорта. Утренняя гимнастика помогает человеку быстро перейти от сна к бодрствованию, ритмическая гимнастика способствует повышению работоспособности, создавая не только «мышечную», но и эмоциональную радость. Занятия велоспортом и греблей формируют совокупность функциональных резервов во всех жизненно важных центрах организма. Лыжные прогулки исцеляют нервные нагрузки лучше, чем любые лекарства. Бег – основа «королевы спорта» – легкая атлетика, это не мода, а жизненная необходимость. Ходьба – самый доступный и древний способ передвижения, не требует специального обучения. Бег и ходьба обеспечивают возможность регулярной тренировки в любое время и в любую погоду.
Не случайно Жан-Жак Руссо написал слова, с которыми согласны многие выдающиеся мыслители разных времен: «Ходьба в известной степени оживляет и вдохновляет мои мысли. Оставаясь в покое, я не могу думать, необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться» [цит. по 4, 75].
По мнению М.Я. Виленского, В.П. Русанова, использование различных форм оздоровительной физической культуры решает многие общественные задач – общеобразовательные, познавательные (туризм), реабилитационные (лечебная гимнастика), рекреационные, развлекательные (игры), профессиональные (производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка) [6, 45].
Таким образом, средства физического воспитания способствуют не только повышению функциональных возможностей организма, сохранения здоровья, но и развития профессиональных психофизиологических особенностей, решает важную задачу подготовки и адаптации населения к профессиональной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы