Курсовая с практикой на тему Влияние умственной и физической нагрузки на функциональное состояние
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Физическая нагрузка, как фактор, влияющий на функциональное состояние организма 5
1.3 Влияние плавания на функциональное состояние организма 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1 Характеристика выборки исследования 17
2.2 Описание методик и этапов исследования 19
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗОК НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА 21
3.1 Анализ влияния умственной и физической нагрузок на функциональное состояние организма 21
3.2 Рекомендации по улучшению функционального состояния организма 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………35
Введение:
Актуальность исследования. Одним из признаков современного мира и жизни человека в нем является длительное реформирования его общественно-производственной отрасли, которое сильно меняет весь образ жизни, труда и быта человека, и не всегда в лучшую сторону.
Деятельность школьников характеризуется постоянным увеличением количества информации и снижением уровня двигательной активности. Несмотря на это, многие ученые и научные деятели занимаются решением вопроса о необходимости сбалансирования повышенной нагрузки в умственной деятельности и оптимальной двигательной активности.
Физиологические и психологические основы умственной активности исследовали авторы многих научных работ и исследований, согласно которым необходимость чередования умственного труда и отдыха является одной из физиологических особенностей человека. Режимы труда и отдыха базируются на научной основе с учетом физиологических закономерностей приспособления организма человека к условиям жизни.
Постоянное нервно-психическое перенапряжение и стабильное интеллектуальное переутомление без наличия физической нагрузки вызывают функциональные диссонансы в организме и снижению уровня умственной активности человека. Именно поэтому, систематическое выполнение физических упражнений должно быть неотъемлемой частью жизни индивида в современном мире. Поэтому, следует заметить, что вопрос оптимизации двигательной активности и слаженного развития когнитивно-моторной и когнитивно-интеллектуальной сферы жизни человека полностью не решен и является актуальным.
Объект исследования – умственная и физические нагрузки среднего школьника.
Предмет – влияние умственной и физической нагрузки на функциональное состояние организма среднего школьника.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что при повышенных умственных нагрузках для нормального функционального состояния организма необходимы и физические нагрузки.
Цель исследования – выявить влияние умственной и физической нагрузки на функциональное состояние организма ребенка среднего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) обобщить научно-педагогическую литературу по теме исследования;
2) провести эмпирическое исследования влияние умственной и физической нагрузки на функциональное состояние организма ребенка среднего школьного возраста;
3) сделать выводы.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования можно применять в практической деятельности тренеров по плаванию, педагогов, а также для ознакомления родителей, имеющих детей среднего школьного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы исследования. Во второй главе приводится описание выборки, методов и этапов исследования. В третьей главе описаны результаты эмпирического исследования влияние умственной и физической нагрузки на функциональное состояние организма ребенка среднего школьного возраста.
Заключение:
При проведении данного исследования мы пришли к следующим выводам.
- Средства физического воспитания способствуют не только повышению функциональных возможностей организма, сохранения здоровья, но и развития профессиональных психофизиологических особенностей, решает важную задачу подготовки и адаптации населения к профессиональной деятельности. Основной особенностью среднего школьного возраста является проявление мощного подъема жизнедеятельности и глубокой перестройки всего организма. В этот период протекает не только интенсивное формирование личности, наблюдается энергичный рост моральных и интеллектуальных сил, но также и физическое развитие человека. Стремительный активный рост может привести к снижению работоспособности и успеваемости школьников. Кроме этого, из-за слабости мышечного корсета у них могут развиваться проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Данные проблемы помогут решить занятия по плаванию. Исследователями доказано, что при регулярных занятиях в бассейне средние школьники быстрее выполняют домашние задания, лучше воспринимают учебный материал, повышается общий уровень работоспособности. Также увеличивается мышечная сила, что позитивно влияет на общее здоровье.
- Средние школьники, которые занимаются плаванием имеют высокий уровень работоспособности. Учитывая то, что испытуемые в своей ежедневной деятельности сталкиваются с большими умственными и физическими нагрузками, можно отметить, что они положительно влияют на функциональное состояние организма. Дети отличаются устойчивостью внимания, высоким уровнем продуктивности, большими объемами зрительной информации и скоростью ее обработки. Результаты данного исследования показали, что испытуемые имеют хорошую концентрацию. Все это в комплексе говорит об устойчивости и сформированной центральной нервной системы согласно возрастным особенностям детей. Другими словами, дети развиваются в пределах нормы, умеют справляться со стрессом и эффективно решать поставленные задачи. Это говорит о том, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась: умеренные умственные и физические нагрузки благоприятно отражаются на функциональном состоянии организма.
- Детям среднего школьного возраста для благоприятного функционального состояния организма, увеличения продуктивности и стрессоустойчивости необходимы регулярные умственные и физические нагрузки. Умственные в достаточном количестве ребенок данной возрастной категории получает в средней общеобразовательной школе. Необходимо следить за тем, чтобы ученик посещал занятия и выполнял все домашние задания. Это станет «тренажером» для его здоровья. Однако умственные нагрузки обязательно должны чередоваться с физическими. Утром желательно делать гимнастику дома, а после уроков в школе – посещать бассейн. Занятия по плаванию способствуют хорошей релаксации после тяжелого дня с повышенной умственной нагрузкой. Разработанные нами рекомендации по проведению занятий по плаванию подойдут для детей с любым уровнем подготовки. Сочетание умственной и физической нагрузки будет способствовать формированию благоприятного функционального состояния организма.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Физическая нагрузка, как фактор, влияющий на функциональное состояние организма
Систематические занятия спортом детей и подростков оказывают положительное влияние на развитие их организма в целом, на общее физическое состояние, вызывая положительные сдвиги в развитии большинства психических функций. Многочисленные исследования юных спортсменов свидетельствуют о значительном улучшении их физического развития.
В ряде работ ученых доказывается, что систематические занятия физическими упражнениями улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, нервно-мышечной систем и особенно центральной нервной системы, повышая их активность [8, 493]. Под влиянием занятиями спортом повышается сила и подвижность нервных процессов, работоспособность и выносливость нервных клеток коры головного мозга, совершенствуется дифференцированное торможение. В результате оказывается, что школьники, которые занимаются спортом, имеют ряд преимуществ в своем формировании по сравнению со сверстниками, не занимающихся спортом [3].
По мнению Е.Г. Прытковой, занятия спортом сдерживают возрастные инволюционные изменения, способствуют продлению периода активной творческой жизни [11, 27]. У людей, занимающихся спортом, высокий уровень физической и умственной работоспособности сохраняется значительно дольше, чем у тех, кто не занимается.
Результаты специальных наблюдений за состоянием здоровья детей, систематически занимающихся спортом, показывают, что у них снижается частота и тяжесть заболеваний простудного характера. Благоприятные изменения в состоянии здоровья и адаптации к физическим нагрузкам отмечаются у детей и подростков, имеющих насыщенный двигательный режим в школе. Для того чтобы значительно повысить работоспособность (как физическую, так и умственную), создать надежные предпосылки укрепления здоровья, необходимо заниматься не менее пяти раз в неделю [14, 85].
Следует особо подчеркнуть, что развитие массовой физической культуры и спорта не только обеспечивает сохранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечения населения, особенно подростков, от вредных привычек – курения, алкоголизма и наркомании.
Н.А. Агаджанян отмечает, что «результаты многочисленных исследований позволили понять роль мышечной деятельности в качестве стимулятора процессов жизнедеятельности тканей, объяснить механизм защитного действия двигательной активности по отношению к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Занятия физическими упражнениями и спортом усиливают моторно-висцеральные рефлексы, нормализует обмен веществ и энергии, деятельность сердечно-сосудистой системы, предотвращают саму возможность нарушений здоровья» [1, 49].
Наиболее эффективным средством борьбы с гиподинамией человека есть различные средства физической культуры и спорта. Утренняя гимнастика помогает человеку быстро перейти от сна к бодрствованию, ритмическая гимнастика способствует повышению работоспособности, создавая не только «мышечную», но и эмоциональную радость. Занятия велоспортом и греблей формируют совокупность функциональных резервов во всех жизненно важных центрах организма. Лыжные прогулки исцеляют нервные нагрузки лучше, чем любые лекарства. Бег – основа «королевы спорта» – легкая атлетика, это не мода, а жизненная необходимость. Ходьба – самый доступный и древний способ передвижения, не требует специального обучения. Бег и ходьба обеспечивают возможность регулярной тренировки в любое время и в любую погоду.
Не случайно Жан-Жак Руссо написал слова, с которыми согласны многие выдающиеся мыслители разных времен: «Ходьба в известной степени оживляет и вдохновляет мои мысли. Оставаясь в покое, я не могу думать, необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться» [цит. по 4, 75].
По мнению М.Я. Виленского, В.П. Русанова, использование различных форм оздоровительной физической культуры решает многие общественные задач – общеобразовательные, познавательные (туризм), реабилитационные (лечебная гимнастика), рекреационные, развлекательные (игры), профессиональные (производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка) [6, 45].
Таким образом, средства физического воспитания способствуют не только повышению функциональных возможностей организма, сохранения здоровья, но и развития профессиональных психофизиологических особенностей, решает важную задачу подготовки и адаптации населения к профессиональной деятельности.