Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогическая психология

Курсовая с практикой на тему Влияние творческой ролевой игры на особенности развития воображения детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы влияния творческой ролевой игры на особенности развития воображения детей 4
1.1. Особенности развития воображения детей 4
1.2. Понятие творческой ролевой игры 12
1.3. Возможности творческой ролевой игры для развития воображения детей 17
Глава 2. Практическое изучение проблемы влияния творческой ролевой игры на особенности развития воображения детей 21
2.1. Диагностика уровня развития воображения детей 21
2.2. Комплекс творческих ролевых игр, направленных на развитие воображения детей 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

  

Введение:

 

Исследование воображения в качестве особого свойства человеческой психики, что занимает промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением, интегрированное в совершенно иные психические процессы, выступает одной из значимых проблем практической и теоретической психологии. Несмотря на длительную историю, изучение феномена воображения по-прежнему остается достаточно актуальной задачей научных изысканий и со стороны определения его анатомо-физиологических основ, и со стороны выявления и научного анализа его психологических механизмов.
Одним из устоявшихся в научной психологии является представление о формировании воображения в деятельности, а также взаимосвязи воображения и игры в детском возрасте.
В отечественной психологии игру рассматривают в качестве ведущей деятельности в период дошкольного возраста, что имеет огромное значение для психического развития ребенка: в игре формируются волевая и эмоциональная сферы, развивается его речь и мышление.
В современной психолого-педагогической практике серьезное внимание уделяется развитию детского интеллекта – дети посещают различные секции, обучатся письму, счету, чтению. Но такое раннее целенаправленное обучение во многом сокращает время на игровую деятельность и, в том числе, на творческую ролевую игру. Как было доказано рядом исследований, именно в игре непроизвольно и естественно происходит формирование психологических новообразований, что подготавливают организм ребенка к следующему возрастному периоду, происходит становление его индивидуально-личностных особенностей. В игре появляется и начинает формироваться соподчинение мотивов, произвольность, умение руководствоваться в поведении нравственными нормами. Но, одновременно с этим, игра дает самые широкие возможности для развития детского воображения, а также творческой инициативы ребенка. И, как показывает практика, умение переключиться и найти нестандартный подход в ситуации во многом определяет психологическую адекватность взаимодействия личности с миром. Всё это объясняет актуальность темы данного исследования.
Цель исследования: изучить влияние творческой ролевой игры на особенности развития воображения детей.
Объект исследования: воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие воображения дошкольников посредством творческой ролевой игры.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить особенности развития воображения детей;
2. Рассмотреть понятие творческой ролевой игры;
3. Выявить возможности творческой ролевой игры для развития воображения детей;
4. Провести диагностику уровня развития воображения детей;
5. Разработать комплекс творческих ролевых игр, направленных на развитие воображения детей.
Гипотеза исследования: творческая ролевая игра окажет положительное влияние на развитие воображения детей.
Методологическая основа исследования: работы Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, М.В. Ермолаевой, Н.В. Краснощенковой, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Палагиной, Д.Б. Эльконина и др.
Теоретическая и практическая значимость: изучены особенности воображения детей, систематизированы определения понятия творческая ролевая игра; предложен творческих ролевых игр, направленных на развитие воображения детей.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате теоретического анализа по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Воображение — это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и занимающая промежуточное положение между мышлением, памятью и восприятием. Именно воображение, желание его объяснить и понять привлекло внимание к психическим явлениям еще в древности, поддерживало, а также продолжает его стимулировать сегодня.
2) К особенностям развития воображения в дошкольном возрасте можно отнести следующие: воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его реализацию и планирование; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает средства и приемы создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
3) Детям, имеющим хорошо развитое воображение, легче учиться в школе: они хорошо усваивают новый материал, более творчески подходят к выполнению заданий, что связаны с написанием сочинения или рисованием, эмоциональнее и выразительнее читают вслух стихи, потому что живо представляют события, которые описываются автором. Но встречаются дети, богатое воображение которых, наоборот, мешает им успешно учиться. На уроке они могут думать о чем-то другом, никому не мешая, но и не участвуя в обсуждении темы, как бы выключаясь из окружающего мира и погружаясь в свои фантазии и мечты. Развитие воображения способствует в том числе и нравственному воспитанию ребенка: ему становится легче понять чувства другого человека, представить все обстоятельства той или иной ситуации, поэтому он становится более сочувствующим, понимающим, способным оказать необходимую помощь.
В практической части нашего исследования нами была проведена диагностика уровня развития воображения старших дошкольников. Было выявлено, что 90% детей имеют средний уровень воображения и ниже. Поэтому нами было принято решение разработать комплекс творческих ролевых игр, направленных на развитие воображения детей. Предложенные нами творческие ролевые игры не только будут способствовать развитию воображения детей, но и помогут развить у дошкольников выразительность и связность речи, ряд нравственных качеств, творческую и познавательную активность, а также станут интересным и увлекательным занятием для детей.
Целью исследования было изучение влияния творческой ролевой игры на особенности развития воображения детей.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Изучили особенности развития воображения детей;
2. Рассмотрели понятие творческой ролевой игры;
3. Выявили возможности творческой ролевой игры для развития воображения детей;
4. Провели диагностику уровня развития воображения детей;
5. Разработали комплекс творческих ролевых игр, направленных на развитие воображения детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы влияния творческой ролевой игры на особенности развития воображения детей
1.1. Особенности развития воображения детей
В последние годы на страницах педагогической и психологической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения непосредственно в умственном развитии ребенка, об определении всей сущности механизмов воображения.
Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и занимающая промежуточное положение между мышлением, памятью и восприятием. Именно воображение, желание его объяснить и понять привлекло внимание к психическим явлениям еще в древности, поддерживало, а также продолжает его стимулировать сегодня. Но феномен воображения остается загадочным на сегодняшний день. До сих пор человечеству почти ничего не известно именно о самом механизме воображения, об его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где же в человеческом мозге локализовано воображение, с работой каких именно известных нам нервных структур оно связано, еще не разгаданы. Л.С. Выготский отмечал, что у ребенка воображение богаче, нежели у взрослого человека [10, с. 23].
Е.П. Ильин пишет, что воображение – это способность фантазировать; плод фантазии, домысел, психический познавательный процесс, что заключается в преобразовании представлений, которые отражают реальную действительность, а также создание на этой основе новых представлений [20].
По определению Б. Мещерякова, В. Зинченко, воображение является способом овладения человеком сферой возможного будущего, что придает его деятельности проектный и целеполагающий характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных [6].
Каждый образ, который создается в воображении, выступает в какой-то степени и преобразованием, и воспроизведением действительности. Воспроизведение – это основная характеристика памяти, а преобразование – основная характеристика воображения. Если основной функцией памяти является сохранение опыта, то основной функцией воображения является его преобразование.
Есть две важные психологические функции воображения: психотерапевтическая и психодиагностическая. Первая заключается в том, что через него можно оказывать положительное влияние на поведение и психологические состояния человека. Вторая состоит в том, что по продуктам фантазии человека, непосредственно по их содержательному анализу можно судить о психологии конкретного человека. В данном случае предполагается, что в продуктах фантазии того или иного человека отражаются его психологические особенности. Проанализировав эти продукты, мы можем делать определенные выводы о психологии человека.
Первые проявления воображения принято относить к концу раннего возраста, так как именно в этом возрасте дети начинают действовать в воображаемой ситуации, с различными воображаемыми предметами. Возникает это в первую очередь в игре. В игре раскрываются те возможности детей, которые еще не реализуются ими в реальной жизни. В игре они бывают сильнее, выносливее, сообразительнее, добрее и, конечно, проявляют больше воображения, чем во множестве других ситуаций. Они должны уметь придумать и во что играть, и что использовать для игры, а также что сказать и сделать в каждой из принятых ролей. Именно дети, которые отличаются богатством выдумки, охотнее всего принимаются в игру, чаще всего сами бывают организаторами и зачинателями игр. Воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его волнует и интересует. В своих представлениях дети перерабатывают услышанное и увиденное, воспроизводят это в играх, рисунках, сказках [14].
До трех лет воображение у детей существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. Сначала воображение неразрывно связано с предметом, который выполняет функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок в возрасте 3-4 лет не может переименовать предмет, если не играет с ним. Он представляет кубик кастрюлькой или стул кораблем, когда действует с ними. Сам же предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым им предметом. Именно предметы-атрибуты и игрушки наталкивают малыша на какой-либо сюжет игры (М. Г. Витязь). К примеру, увидел весы, — стал «продавцом», увидел белый халат, — стал играть в больницу. Со временем воображение начинает опираться на предметы, совершенно не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники используют природный материал (листья, камешки, шишки и прочее) в качестве игрового [22]. Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в процессе воссоздания художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младшие дошкольники не могут воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы без какой-либо наглядной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах пропадает.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы