Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогическая психология

Курсовая с практикой на тему Влияние творческой игры на развитие интересов младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Влияние творческой игры на развитие интересов у младших школьников 5
1.1. Значение игры на развитие интересов у детей младшего школьного возраста 5
1.2. Творческая игра и ее развивающий потенциал 14
Глава II. Методологические аспекты развития познавательного интереса младших школьников в игре 20
2.1. Методы и приемы для развития познавательных интересов у младших школьников 20
2.2. Исследование по развитию интересов детей младшего школьного возраста с помощью творческой игры 27
Заключение 31
Список литературы 32

  

Введение:

 

Современные дети и подростки живут в двух мирах: в реальном – в мире людей, природы, техники и в виртуальном – мире интернета и социальных сетей. Школа обеспокоена чрезмерным функционированием в жизни учеников интернета и современных гаджетов, которые часто заменяют им подлинное общение. Отсюда и серьезные проблемы, стоящие перед педагогами, связанные с формированием познавательного интереса у современных школьников с учетом реалий сегодняшнего дня.
На данный момент уже существуют различные методики активного обучения, такие как проведение дискуссий, познавательного спора, анализ жизненных ситуаций, которые все чаще используют педагоги в своей практике. К активным методикам относят и игровые технологии, в частности творческие игры. Обучение в форме игры помогает ученику входить в различные воображаемые ситуации и действовать по их правилам.
Творческие игры могут решать сразу целый ряд задач в обучении и воспитании. Первое, это то, что они содержат большие возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения. Второе, игры являются прекрасным средством развития интеллектуальных и творческих способностей. Творческие игры не содержат прямого обучения.
Творческая игра не только доступная, но и наиболее привлекательная для учеников форма обучения. В игре дети готовы учиться достаточно большое количество времени, практически не уставая и подпитывать себя эмоционально. Итак, даже не осознавая дидактической значимости игры, а увлекаясь формой, ученики при определенных условиях могут освоить учебный материал незаметно для себя. Кроме того, в игровых формах обучения создаются благоприятные условия для развития личности, возможность не только подготовить ученика к восприятию новой информации, но и возможность эффективного взаимодействия педагога и ученика, продуктивной формы их общения при использовании элементов соревнования. Поэтому педагоги стремятся создавать такие условия обучения, при которых данный метод позволит повысить качество познавательной деятельности обучающихся: у учеников сформируются общеучебные умения и навыки, например, умение осуществлять контроль и самоконтроль, такие качества личности как взаимопонимание, ответственность и честность.
Познавательный интерес – стимул всего учебного процесса. Достаточно большое количество педагогов и психологов рассматривали проблему формирования познавательного интереса при помощи дидактических игр, такие как К.Д. Ушинский, Э.Б. Эльконин, П.П. Блонский, Б.Г. Ананьев. Использованием игровых технологий в обучении занимались известные методисты, такие как А.В. Усова, И.Я. Ланина, Т.Г. Рысьева, Г.К. Селевко. На наш взгляд, использование дидактических игр будет продуктивным, если игра будет полностью соответствовать поставленным целям и задачам урока.
Объект исследования – познавательный интерес младших школьников.
Предмет исследования – творческие игры как средство развития познавательного интереса обучающихся.
Цель исследования – разработать методику проведения творческих игр с позиции их влияния на развитие познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть значение игры на развитие интересов у детей младшего школьного возраста.
2. Изучить творческую игру и ее развивающий потенциал.
3. Раскрыть методы и приемы для развития познавательных интересов у младших школьников.
4. Персонализировать развитие интересов детей младшего школьного возраста с помощью творческой игры.
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Важнейшей задачей, стоящей на сегодня перед учреждениями общего образования, является развитие познавательного интереса у младших школьников.
После анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы. Понятие «интерес» предусматривает одно из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологических закономерностей. Вопросу мотивации интереса к обучению у младшего школьного возраста отведено небольшое место.
Существенное место в педагогическом образовании сегодня занимает вопрос повышения интереса к учению у младших школьников. Сложность заключается, в первую очередь, в том, что школьники абсолютно по-разному воспринимают значимость получаемого образования. Именно поэтому роль педагога в вопросе формирования интереса к учению младших школьников является достаточно актуальной темой на сегодняшний день.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие повышения интереса и развития личности обучающегося в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников является творческая игра. Творческая игра – это игровая форма обучения, в которой одновременно действуют два начала, учебно-познавательное и игровое занимательное. В отличие от учебных занятий в творческой игре учебные задачи ставятся не прямо, когда учитель объясняет, учит, а косвенно. Учащиеся получают знания играя.
Такая форма организации учебного процесса повышает уровень познавательных интересов школьников, меняет ценностные ориентиры, повышает успеваемость, ведет к творческому самовыражению как главной форме деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Влияние творческой игры на развитие интересов у младших школьников

1.1. Значение игры на развитие интересов у детей младшего школьного возраста
Проблема развития познавательных интересов обучающихся давно занимает у учителей лидирующую позицию. Еще в Древней Греции Сократ учил своих учеников выискивать истину и мыслить логически. Жан-Жак Руссо создавал такие условия для обучения, которые побуждали учеников к познавательной деятельности так, чтобы каждый смог найти ответ на вопрос, рассуждая нестандартно. Песталоцци и другие педагоги придерживались принципа самостоятельного обучения, то есть, чтобы ученик получал не только готовые знания, но и самостоятельно добывал их. Более широкое рассмотрение этой проблемы произошло в педагогике XX века.
Проанализировав значения понятия «интерес», мы пришли к выводу, что интерес – особая психическая единица, побуждающая индивида изучать какой-то предмет или явление, приносящая при этом эмоциональное удовлетворение от проделанной работы.
Рассмотрев два этих понятия, можно прийти к выводу, что определение «познавательный интерес» — более узкое, суть которого заключается в побуждении индивида получать и углублять знания из окружающего мира, уметь ими пользоваться, находить пути для решения задач, при этом получая удовлетворение от проделанной работы.
Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения личности.
По мнению Г.И. Щукиной, «познавательный интерес – одна из важнейших составляющих интереса в целом. Предмет интереса проявляется в познании индивидом не только окружающего мира, но и с целью биологической и социальной ориентировки в мире» [21].
Проблема изучения познавательного интереса у обучающихся изучается уже огромное количество времени. Она получила многостороннее освещение в трудах не только ученых прошлого, но и современного мира.
Теоретико-методологическое изучение проблемы познавательного интереса с взгляда российских и иностранных педагогов и психологов дает возможность выделить суть, конструкт и положение познавательного интереса.
И.П. Павлов кооперирует познавательный интерес с постепенным использованием мотивации [11].
В.С. Дерябин исследует познавательный интерес по большей части в области реализации [4].
Г.И. Щукина сравнивает познавательный интерес с врожденной необходимостью для личности познавать окружающий мир, его многогранность, отражать в сознании его реальные стороны. Автор предполагает, что познавательный интерес в слитном определении можно назвать конкретной направленностью человека на познание предметов, процессов, деталей и реалий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность и работоспособность человека, его познавательные предрасположенности [21].
А.Г. Ковалёв источником формирования познавательного интереса рассматривает: структуру учебного материала, которому обучаются школьники младших классов, разнообразный и всесторонний процесс учебного воспитания и диалог между коллективом учебного процесса. Используя данный процесс, познавательный интерес — деятельность, постоянно работающая и действующая в обучении школьника и взаимодействующая с потребностью, устойчивыми видами самовыражения, которые «все более и более закрепляясь, образуются, отличительной чертой характера индивида, его личности» [7].
Р.В. Алексеев, рассмотрев интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, входящие в психологический конструкт интереса, изучил её внутреннюю «кухню», которая выражается в совокупности интеллектуальных, эмоциональных, творческих и волевых процессов [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы